Человек заходит в маршрутку, становится на первую ступеньку, и вдруг в нем что-то ломается, и он падает солдатиком назад на спину, всем весом. Звук от удара такой, словно кто-то бросил об асфальт арбуз. Ужасающий звук. Мужчина лежит и не реагирует ни на какие звуки, только глаза открыты и бегают из стороны в сторону быстро-быстро, словно он смотрит движущиеся картинки. Вокруг раскатываются апельсины, выпавшие из разорванного кулька. Паника, люди взволнованы, но ближе чем на полметра никто не подходит. Среди публики и я, вызываю «скорую». Первый раз в жизни. И даже толком не знаю, что говорить. И очень хочется ему помочь.
ВОПРОС НАЗРЕЛ
— Вы боитесь оказать человеку помощь. Боитесь навредить. Решение всегда за вами, вас никто не осудит. Но если человек не дышит, и у него не бьется сердце, то сделать ему еще хуже у вас вряд ли получится. И независимо от того, смогли ли вы спасти человеку жизнь, вы сможете гордиться, что вы попробовали, протянули ему руку помощи.
С такого монолога тренера Николая Коваля начались наши курсы по оказанию первичной медицинской помощи. Их проводили бесплатно специально для журналистов. Тренеры — инструкторы дайвинг-клуба «Команда ЭКС», не раз спасавшие жизнь людям.
— Мы организовываем многие социальные проекты. Например, у нас есть программа подводного плавания для инвалидов-колясочников. И курсы первой медпомощи. А сейчас в связи с ситуацией на Майдане, когда журналисты находятся в гуще событий, им такие навыки потребуются. Не у всех есть возможность быть там или оказать финансовую помощь, поэтому помогаем, как можем, — объяснил Николай идею проведения курсов для журналистов.
Знать основы оказания первой помощи было бы полезно всем. Никогда не знаешь, кто потеряет при тебе сознание, или подавится оливкой.
За рубежом, в США и некоторых странах Европы, без соответствующего сертификата людей не допускают к работе с людьми, и особенно с детьми (учителями, нянями, даже смотрителями детских комнат в универсамах).
ОСТАНОВИСЬ. ПОДУМАЙ. ДЕЙСТВУЙ
Как ни удивительно, но главное правило оказания ПМП — обезопасить себя. Поэтому сертифицированные «спасатели» повсюду носят с собой набор латексных перчаток и так называемый барьер (похожий на файлик с небольшим фильтром посерединке), защищающий «спасателя» от инфекций при проведении искусственного дыхания. Такие наборы даже продаются в виде маленького брелка на ключи.
Но даже не окажись у вас такого брелка, можно использовать носовой платок, сложенный в несколько раз. Обнадеживает тот факт, что на сегодняшний день ни один человек не заразился ВИЧ, гепатитом В или С, проводя искусственное дыхание пострадавшему.
Остановись. Подумай. Действуй — главный алгоритм оказания ПМП. Если вы нашли человека уже без сознания, попытайтесь оценить, что могло к этому привести. Он упал с лестницы или подавился, или в помещении утечка газа, которая может угрожать и вам. По возможности опасность нужно ликвидировать: перекрыть газ, проветрить комнату, отключить электричество или снять клеммы радиатора в разбившейся машине, чтобы она не загорелась.
Но в первую очередь — вызовите «скорую». И потом уже приступайте к помощи жертве.
ОДИН ТРУП ЛУЧШЕ ДВУХ
«Кого же спасать первым?» — этот вопрос звучал на курсах чаще всего, когда «пострадавших» было несколько.
«У дайверов есть правило: если тонут двое, спасай того, кто ближе к тебе находится. Схватив двоих, ты лишь получишь три трупа. А так спасешь хотя бы одного», — отвечал нам инструктор. И каждый раз добавлял: «Но решение всегда остается за вами».
Автокатастрофа. Мужчину-водителя с разбитой головой зажало между сидением и рулем. А рядом с машиной лежит девушка с переломанной ногой. Под машиной растет лужица бензина. Вы можете: а) попытаться вытащить из машины водителя. Ведь машина взорвется, и он погибнет; б) оттащить от машины девушку. Ведь машина взорвется, и она может погибнуть.
«Решение всегда остается за вами, — основа повторяет нам инструктор. — Но проще оттащить девушку. А потом попытаться помочь водителю. Ведь пока вы будете его вытаскивать, машина может взорваться, и вы пострадаете. Тогда спасателям или врачам придется оказывать помощь уже не двоим, а троим».
А СКОЛЬКО ЖЕ ПО ВРЕМЕНИ ЕГО СПАСАТЬ?
Если человек не дышит, и у него не бьется сердце, необходимо сразу приступать к массажу сердца. 30 нажатий, потом два искусственных вдоха, и опять новый цикл.
И даже не важно, что с ним. Сразу делать непрямой массаж сердца. Если подавился — вытолкнется причина удушья. Если утонул, выйдет вода из легких.
Клиническая смерть и необратимые последствия в головном мозге наступают в течение первых четырех-пяти минут после остановки дыхания.
В первую очередь необходимо спасти мозг — прокачать до него кровь с кислородом. И тут счет на секунды. Две минуты без кислорода — последствия, пять минут — необратимые последствия.
30 нажатий — 2 вдоха — 30 нажатий — 2 вдоха, проверить дыхание, и новый цикл. И так до приезда «скорой помощи».
«А сколько его так откачивать максимально по времени? У нас «скорая» может ехать очень долго или не приехать вовсе», — спрашивает одна из участниц тренинга. Мнения в зале разделились, кто-то читал, что 10 минут, кто-то — 15, а кто-то и полчаса.
Инструктор ответа не дает.
Тогда мы отрабатываем непрямой массаж сердца на специальной машинке. Нажимать на грудину нужно в темпе 100 раз в минуту. Сила зависит от веса бездыханного. Откачивая 100-килограммового к мужчину, покрываешься потом уже через минуты три, через пять — теряешь ритм и силу.
Мы сами ответили на свой вопрос.
Сколько же по времени его спасать? До приезда «скорой», или пока вы можете это делать. Через десять минут «спасатель» уже может сдаться, если его некому подменить.
Или еще один нюанс. Если вы находите человека без признаков жизни, вдруг он уже давно их не проявлял, вдруг он мертв?
«Решение зависит от вас, — опять же отвечают нам инструктора. — Вы вряд ли сможете определить, мертв ли человек, если он еще не остыл. Поэтому лучше попробовать оказать ему помощь. Помните, сделать ему еще хуже вы не сможете все равно».
«ВЫ ВСЕ НЕПРАВИЛЬНО ДЕЛАЕТЕ!»
Все очень смеялись. За два часа, которые шел фильм-теория по оказанию первой медицинской помощи, каждые пять минут герои ленты, как заведенные, произносили:
— Здравствуйте. Меня зовут... У меня есть медицинская подготовка. Я могу вам помочь?
Произносили они это, в основном, над бездыханными телами, людьми без сознания или с открытыми переломами и разбитыми головами. От этого и было смешно. Словно на экране разыгрывалась не трагедия, а английское чаепитие.
«Мы понимаем, что это смешно. Но в этом есть смысл. Вы должны заучить эти фразы, — объясняли инструктора, снисходительно глядя на смеющихся будущих «спасателей». — Эти вопросы обязательны. Во-первых, они обеспечат вам юридическую защиту. Во-вторых, успокоят пострадавшего и окружающих»
Да, с вами могут судиться за то, что вы оказали медицинскую помощь. Особенно если это произошло за рубежом. Но если вы все делали по правилам, в рамках, полученных на курсах знаний, — к вам не смогут предъявить претензий. Потому и следует соблюсти все нормы, даже если они кажутся комичными.
И, на самом деле, если человек будет в сознании, он вполне может отказаться от вашей помощи. Кто знает, может, он всегда хотел поломать ногу, или вы не вызываете у него доверия.
Не менее важен и второй пункт — про успокоение. Даже если человек без сознания, есть вероятность, что он вас слышит. И уж точно вас слышат окружающие паникующие люди. Факт, что кто-то знает, что делать, поможет им успокоиться.
И вы должны быть готовы к тому, что вам начнут раздавать советы, упрекать в неправильности ваших действий. Всем хочется высказаться. Часто эти советы неправильны.
Сердечно-легочная реанимация не даст гарантии, что пострадавший выживет. По статистике, средняя выживаемость пациентов, которым проводили СЛР стремится к 15 процентам. А при отсутствии реанимации — смертность стопроцентная.
Оказывать или не оказывать первую помощь человеку, — ваше личное решение. Никто не осудит вас за отказ от действий. Но просто не пройти мимо и вызвать «скорую» — уже помощь.