Сегодня, когда школьное и вузовское образование находятся в состоянии реформирования, важно обращаться к опыту «своих» умов, тех новаторов, которые строили собственные проекты, исходя из понимания именно украинского контекста. Одним из таких деятелей был Федор Трофимович Моргун, которого на Полтавщине и далеко за ее пределами знали как человека чести, эколога, пионера внедрения безотвального способа обработки украинских черноземов, неутомимого борца за улучшение жизни сельских тружеников и их детей, патриота-публициста. Как руководитель Полтавской области он сыграл большую роль во внедрении современных методов возделывания земли.
Вместе с тем меньше известно, что доктор сельскохозяйственных наук, почетный академик Национальной академии аграрных наук Украины, Герой социалистического труда Федор Моргун оставил и неординарный опыт реформирования образования школьной и студенческой молодежи. Особенно интересны в этом аспекте две его книги: «Бессмертная душа Украины» и «Куда идешь, Украина? Национальная идея, родной язык и украинка».
Об этом опыте — в беседе с Николаем ЛЕБЕДИКОМ, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры менеджмента образования Полтавского областного института последипломного педагогического образования имени М.В. Остроградского, одним из последователей Федора Моргуна на педагогической ниве.
«ДЛЯ УЧЕБЫ В ПЕДИНСТИТУТАХ ОТБИРАТЬ ЛУЧШИХ УЧЕНИКОВ В ШКОЛЕ»
— Какие именно образовательные проекты внедрял Федор Трофимович?
— Именно руководитель Полтавщины Федор Моргун был причастен к основанию и активно помогал внедрять два масштабных инновационных образовательных проекта — «Учитель» (ответственный — академик НАПН Украины И.А. Зязюн) и «Образовательный пансион» (ответственный — кандидат педагогических наук Н.П. Лебедик).
Напомню, что введение в действие Закона Украины об обязательном среднем образовании молодежи (в 70—80 годах прошлого века) заострило очень болезненную проблему недостаточного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учителей, особенно в сельской местности, которая остается актуальной и сегодня.
И дело не только в том, что в системе образования работали люди, не имевшие педагогической подготовки. Известно, например, что внедренный во время реализации среднего всеобуча молодежи современный курс геометрии для учеников на теоретико-множественной основе, чтобы подготовить их к активному овладению компьютерными технологиями, оказался непосильным не для учеников, а для большинства действующих... учителей математики. Наши ученики и сегодня не изучают этот курс, основы которого заложены во всех школьных программах Европы.
Будучи руководителем Полтавской области (1973—1988 гг.), Федор Моргун решительно выставил требование о повышении уровня подготовки педагогических работников в сельских школах региона и лично предложил оригинальную концепцию программы «Учитель: школа — педвуз — школа», а для ее научно-педагогической реализации на государственном уровне нашел талантливого молодого менеджера образования, философа Ивана Андреевича Зязюна и убедил высоких чиновников назначить его ректором Полтавского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко.
Заслуга Ф. Моргуна в том, что он первым поставил перед руководителями образования и учителями Полтавской области простую и ответственную задачу — непосредственно в школе отбирать лучших своих учеников для учебы в пединститутах. Во многих сельских школах Полтавской области заработали факультативы «Юный педагог», к которым учителя привлекали своих лучших воспитанников и целенаправленно готовили их для получения педагогической профессии в высшей школе. Практически со всеми слушателями педагогических факультативов, особенно с учениками сельских школ, работали преподаватели педагогических и профильных кафедр пединститута, что позволило за короткий срок сформировать резерв будущих педагогов и пополнить школы большой когортой молодых учителей с очень высоким уровнем общеобразовательной подготовки и педагогического мастерства. И речь шла не только о педагогической профессии, почти во всех райцентрах области по инициативе Ф. Моргуна были построены СПТУ разного профиля.
Получив прямую поддержку от первого руководителя области, ректор Полтавского педагогического проф. И. Зязюн в 1981 году открыл первую в Украине кафедру педагогического мастерства, которую больше двух десятков лет возглавляла профессор Нина Тарасевич.
Параллельно была сформирована высокопрофессиональная кафедра психологии, которой руководил выпускник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, профессор В.Ф. Моргун. Больше тысячи практических психологов — специалистов и магистров — сегодня успешно трудятся в сфере образования. При личной поддержке Ф. Моргуна была усилена кафедра педагогики специально подготовленными научными кадрами из других институтов, в частности из Запорожского государственного педагогического института на должность заведующего кафедрой педагогики был приглашен на работу и я.
В составе кафедры педагогики сегодня плодотворно работают известные доктора наук, в университете функционирует специализированный ученый совет по защите диссертаций по специальности «теория и история педагогики». Программа «Учитель» превратилась во Всеукраинскую программу подготовки учителей, вошла в историю украинской педагогики. И сегодня мы заслуженно вспоминаем ее родоначальников, среди которых и имя Ф. Моргуна.
«БОЛЬШАЯ ЭЛИТАРНАЯ ШКОЛА-ПАНСИОН — В КАЖДОМ РАЙОНЕ»
— А чем является «Образовательный пансион»?
— С 2001 года Федор Моргун, опальный экс-министр экологии Советского Союза, вернулся в Украину. Будучи советником главы Полтавской областной государственной администрации на общественных началах, он начинает работать над программой «Образовательный пансион». Совместно с группой научных сотрудников и педагогов Федор Моргун активно участвует в разработке двух инновационных проектов внедрения в Украине большой элитарной школы-пансиона (не меньше тысячи учеников 1—11 кл.) и большой школы полного дня как инновационных учебно-научно-производственных комплексов.
По его замыслу, внедрение указанных двух типов школ должно уменьшить отток талантливой ученической молодежи из села в города и за границу и стать базовыми в каждом сельском районе (объединении районов) для учеников, которые не могут получать качественное образование в малых сельских школах, контингенты которых неуклонно продолжают уменьшаться и сегодня.
Будучи волевым и последовательным государственным руководителем, Федор Моргун действовал как большой гуманист и считал, что профильная учеба в общеобразовательной школе должна организовываться только на добровольной основе, что возможно, когда основное образование учеников будет индивидуально и целенаправленно обогащаться дополнительным образованием, когда учеба будет совмещаться с продуктивным хозяйственным трудом, который для каждого ученика и педагогического работника должен приносить наслаждение жизни и экономическую выгоду.
Ф. Моргун обоснованно предлагал строить большую элитарную школу полного дня только вместе с производственными мастерскими «школьного предприятия».
В 20-х годах прошлого века А. Макаренко, уточняя понятие «большая школа», подчеркивал, что это должна быть общеобразовательная школа І—ІІІ степеней с педагогической опекой на протяжении дня, с единым коллективом учеников и педагогов, должна быть трудовой школой и настолько большой, чтобы можно было организовать серьезное производство. При определении наименьшего количества учеников в школе он считал, что «в одном коллективе не должно быть больше тысячи детей. Здесь критерием является контактность коллектива: необходимо, чтобы члены одного коллектива друг друга знали, чтобы они могли вместе собраться на общие собрания, чтобы они знали своих руководителей и все свои дела». Мы исходили из того, что в каждой общеобразовательной школе І—ІІІ степеней должно учиться не меньше 600 учеников, поэтому коллектив учеников большой школы полного дня может состоять из 1800 учеников 1—11 классов.
Ф. Моргун последовательно поддерживал проект создания большой трудовой элитарной школы полного дня как учебного заведения нового типа, которое должно функционировать как инновационный учебно-воспитательный, производственно-хозяйственный комплекс единого коллектива детей и взрослых.
ПРОЕКТ ПЕРВОЙ В УКРАИНЕ БОЛЬШОЙ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ-ПАНСИОНА
— Удалось ли воплотить идеи Федора Моргуна в жизнь?
— В 2006 году научные работники и педагоги завершили работы над проектом создания в промышленном г. Кременчуге Полтавской области большой частной школы-пансиона в форме учебно-воспитательного комплекса — дошкольное учебное заведение для детей-пятилеток, общеобразовательная школа І—ІІІ степеней, учебное заведение внешкольного образования, профессионально-техническое училище ІІ степени. Ф. Моргун хотел, чтобы она стала базовой школой Кременчугского национального (тогда — технического) университета, чтобы в ней, кроме городских детей, без ограничений могли получать качественное образование и элитарное воспитание дети фермеров и крестьян. Поэтому со свойственной ему настойчивостью он обращался за поддержкой к известным в Украине меценатам и родителям учеников и привлек почти половину спонсорских средств для строительства помещений большой школы-пансиона в Кременчуге. Это позволяло основателям частной школы-пансиона получить льготный образовательный кредит и одновременно строить весь перечень учебных, спортивных, производственных, административных помещений и многоэтажный жилой дом для учителей, дома квартирного типа «Детская гостиница» для проживания 1300 учеников 1—11 классов и т. п.
После трагической смерти Федора Трофимовича в автокатастрофе в 2008 году сбор средств был приостановлен. Но его идеи продолжали воплощаться в жизнь: я, Е.Г. Гачук, В.М. Сахацкая завершили разработку и запатентовали Индивидуальную конторку-парту для работы, стоя и сидя «ПОЛИЛАР». В его честь в 2008 году была основана первая в Украине большая частная школа-пансион — Кременчугское учебное заведение «Учебно-воспитательный комплекс имени Федора Моргуна», чтобы отдать должное известному аграрию за разработку и внедрение проектов большой элитарной школы-пансиона и школы полного дня (неполный пансион), аналоги которых и сегодня отсутствуют в Украине.
СИСТЕМНОЕ ВИДЕНЬЕ — ПО ПУНКТАМ
— В официальных документах Министерства образования и науки Украины «школа полного дня» определяется как учебное заведение нового типа, где оптимально совмещаются учебная и внеурочная сферы деятельности учеников и педагогических работников. Какие именно идеи Федора Моргуна нужно использовать разработчикам проекта большой школы полного дня?
— Да, заслуживает внимания целый ряд его идей. В частности такие:
1 Федор Моргун одним из первых обосновал необходимость открытия больших школ полного дня в каждом районе, городе для учеников малых сельских школ, контингент которых неуклонно падает, которые, с точки зрения экономики и потери условий для динамичного развития личности, необходимо закрывать, на что постоянно указывает правительству Украины в своих рекомендациях и Международный валютный фонд.
Но Ф. Моргун был ярым противником закрытия малых школ как культурного центра села. Вместе с тем понимал, что село приходит в упадок не потому, что сельские дети будут ежедневно учиться в больших районных или городских школах полного дня, а потому, что родители сельских учеников не имеют постоянной работы. Поэтому он отстаивал государственную программу поддержки на селе больших фермерских хозяйств-кооперативов, создания экопоселений в сельской местности, где и предлагал создавать для сельских учеников и для желающих городских школьников большие районные (кустовые) школы полного дня.
2 В школе полного дня должны работать педагогические работники, являющиеся носителями родного украинского (русского, крымскотатарского и т. п.) языка и комплекса иностранных языков, — английского (немецкого, французского и т. п.), что является главным условием изучения учениками 1—11 классов комплекса иностранных языков без вреда для их здоровья.
Опыт элитарных школ в Украине указывает на возможность изучения учениками 1—11 кл. нескольких иностранных языков и выдачи каждому желающему ученику двух аттестатов о полном среднем образовании — украинского государственного образца и иностранного государства, где ученик имеет возможность (по согласию родителей) продолжить учебу.
3 Все педагогические работники должны ежегодно вместе со своими выпускниками проходить тестирование по программам внешнего независимого оценивания (ВНО), чтобы их общеобразовательный уровень не был ниже, чем у их учеников-отличников.
Например, учитель украинского языка должен не только хорошо знать историю Украины, географию, физику, химию, биологию, информатику и вычислительную технику, а уметь, как каждый ученик в классе, складывать и вычитать дроби, объяснять сущность тригонометрических и логарифмических функций, а, прочитав текст в новом учебнике по математике, должен совместно с учеником (дома со своим ребенком или внуком) грамотно объяснять его содержание.
4 В большой школе полного дня ежедневная учебная нагрузка учеников по программам общеобразовательной школы І—ІІІ степеней не должна превышать пять уроков, что достаточно для получения качественного основного образования и аттестата о полной средней школе, но при условии качественного сочетания основного образования с системой дополнительного, особенно профессионального образования, с учетом наклонностей каждого ученика средних и старших классов.
Этот подход наиболее взвешенно и грамотно используется в системе профессионально-технических училищ, в «школе-толоке» А.А. Захаренко. Здесь главный тезис — эффективность учебы и производительного труда растет, когда к этим процессам ученики привлекаются на основе свободного сотрудничества и мотивированного взаимодействия с педагогическими работниками.
5 Качество знаний учеников зависит от состояния их здоровья, что требует введения полноценного и сбалансированного шестиразового диетического питания детей.
Моргун предлагал в первую очередь внедрить обязательное меню шестиразового диетического питания как учеников, так и каждого педагогического работника школы полного дня, считая, что оно должно использоваться и родителями школьника, и врачами.
Известна печальная статистика, что свыше 40 % учеников и учителей работают на уроках впроголодь, не получая второй завтрак и горячий обед, второй обед в отведенное для этого время. Не удивительно, что сегодня общеобразовательные школы оканчивают 80 % детей, которые страдают разными хроническими заболеваниями.
6 После обеда в большой школе полного дня с учениками 1—11 классов должны работать педагогические работники. Они должны совместно с желающими учениками углублено изучать учебные дисциплины, помогать им в самоподготовке к следующим урокам, проводить занятия в кружках, клубах, студиях, секциях и т. п., привлекать к посильному производительному труду и другим воспитательным мероприятиям только по образовательным программам внешкольного дополнительного образования.
В каждой школе полного для должна работать специализированная группа учителей-фасилитаторов (вдохновителей, их условно можно назвать репетиторами), которые ежедневно в течение двух уроков по расписанию с каждым желающим учеником углублено изучают комплекс учебных дисциплин, необходимых для самообразования, профориентации и продолжения непрерывной учебы в высшей школе. Дальше, в течение двух следующих уроков, эти педагоги в своих учебных кабинетах продолжают предоставлять консультации в процессе самоподготовки учеников к следующим урокам по программам общеобразовательной школы.
7 В каждой большой школе полного дня должна работать большая группа педагогических работников, которые организуют и берут на себя полную ответственность за технологию производства определенной товарной продукции и в свободное от учебы время по расписанию «производительного труда» привлекают к коллективному сотрудничеству всех желающих 13—17-летних учеников так же, как это делают в нормальных семьях родители, привлекая своих детей к посильному труду. Не следует забывать, что это должен быть не только ручной обслуживающий труд, а лучшие виды труда с перспективными технологиями для будущего, как у А. Макаренко.
Известный опыт работы репетиторов по учебным дисциплинам показывает, что только 25 % учеников углубленно изучают учебные предметы, а 30 % учеников в свободное от учебы время посещают разнообразные детские коллективы по интересам — кружки, клубы, секции, студии. Поэтому к процессам производительного посильного производственного труда целесообразно активно привлекать не менее 45 % учеников на основе обязательного распределения трудовых функций с педагогами или наставниками.
8 В большой школе полного дня на должности классного руководителя должен работать на полную рабочую ставку только практический психолог (также со знанием нескольких иностранных языков), на которого возлагается, во взаимодействии с другими педагогическими работниками, формирование первичных коллективов как инструмента воспитания, организация и корректировка ежедневного группового и индивидуального отдыха персонально каждого ученика, педагогический менеджмент развития личности учеников и их педагогов на диагностической основе.
Такой шаг в организации большой школы полного дня позволяет создать принципиально новую воспитательную систему, где с большими группами учителей-фасилитаторов, руководителей кружков, организаторов продуктивного производственного труда учеников должен активно взаимодействовать большой коллектив практических психологов, численность которых составляет ориентировочно 25% от общего числа педагогических работников учебного заведения.
АНТРОПО-ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Ф. МОРГУНА ЖДЕТ ВОПЛОЩЕНИЯ
— Исходя из этих позиций, Федор Моргун обладал системным виденьем проблем подготовки к жизни сельского ребенка, умением прислушиваться к педагогическим инновациям и выделять главное в процессе реформирования школьного образования Украины в целом. Каковы перспективы такого системного видения?
— Если реформа административного устройства Украины приведет к укрупнению таких его единиц, как районы, то большие школы полного дня (и школы-пансионы) должны стать интеллектуальными образовательными центрами для городских и сельских детей, детей переселенцев.
Ф. Моргун считал самыми ценными богатствами Украины — ее трудолюбивый народ и его черноземы. Это правильно заметил доктор педагогических наук из Кременчуга А.П. Самодрин, назвав его педагогическую концепцию «антропо-геоцентрической». За свою жизнь Федор Моргун успел много сделать для приумножения плодородия земли, но и его идеи о судьбе подрастающих поколений украинцем — не пепел истории, они ждут своего творческого воплощения в ближайшем будущем. Возможно, этот проект школы-пансиона может показаться несколько фантастическим. Но и природоохранное земледелие Ф. Моргуна совсем недавно тоже имело много возражений. И где они теперь?