Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Воспитание самостоятельностью

Как работает единственный в Украине садик для детей с аутизмом
26 сентября, 2017 - 10:18

Между хрущевками киевского спального массива «Отрадный» стоит небольшой нарядный домик без каких-либо опознавательных знаков. Из-за высокого бетонного забора видно мало. В средину можно попасть через ворота возле пункта охраны. А внутри — и полянки для прогулок, и хорошая детская площадка. При входе в здание вывеска, на которой написано, что это специализированное детское дошкольное заведение «Ребенок с будущим». Единственный на всю страну детсад, где учатся и реабилитируются детки с аутизмом. «День» узнавал об особенностях учебного процесса и его результатах.

ЕДА УСПОКАИВАЕТ ЭМОЦИИ

Посетить садик нас пригласили во время обеда. Возле каждого ребенка сидит няня или воспитатель, которые помогают справиться с овощным рагу. Оказывается, питание для детей с аутизмом — важная составляющая «выздоровления». Сейчас есть немало исследований, в которых идет речь о том, что аутизм — это не только расстройство развития нервной системы, но и результат нарушения обмена веществ. У таких деток плохо усваиваются белок, присутствующий в молоке (казеин), и белок, который есть в пшенице, овсе и ячмене (глютен). Поскольку таких продуктов желательно избегать, в садике «Ребенок с будущим» придерживаются безказеиновой и безглютеновой диеты. Чтобы разнообразить детский рацион, недавно заведение пригласило к сотрудничеству кулинара, ресторатора и телеведущую Татьяну Литвинову. Она разработает для малышей специальное меню, например, заменив пшеничную муку в приготовлении оладий или хлеба на кукурузную или амарантовую (из щирицы).

Инна Сергиенко, основательница садика и Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Ребенок с будущим», отмечает, что диета не лечит аутизм, но если у ребенка все в порядке с работой желудочно-кишечного тракта, он лучше себя чувствует. Следовательно, есть больше шансов привести в порядок его эмоции, что и составляет главную задачу воспитателей особенного детсада. Они стремятся научить ребенка видеть не только черное и белое в разных проявлениях жизни, не бояться ходить в магазины, не падать на пол без причины и т.п.

ЖЕЛЕЗНОЕ ПРАВИЛО: СДЕЛАЙ САМ

Ни одного государственного аналогичного заведения не существует. Месяц учебы в этом частном детсаде стоит довольно дорого, но его сотрудники уверяют: условия, уровень реабилитации и результаты того стоят. Если родители ребенка с аутизмом будут посещать отдельно курсы реабилитации, это обойдется им в несколько раз дороже.

«Здесь находится 32 ребенка, по восемь человек в группе, к тому же все время один на один с взрослыми», — объясняет Инна Сергиенко. Заодно вспоминает, как семь лет назад взяли это помещение в аренду, за семейные средства отремонтировали. Планировали сначала сделать все это для своего сына, которому в два года диагностировали аутизм. Но пока занимались садиком, у мальчика произошли прогрессивные изменения. Он играл со своими однолетками, которые пошли в обычный садик. Конечно, мама тоже приложила немало усилий, чтобы сын не отставал от других. Сейчас Михаил учится в шестом классе обычной школы.

В детсаде работают сразу по многим методикам: арт-терапия, игротерапия, работа с психологом, дефектологом, социальным педагогом, ритмика, магнитотерапия, музыкальная терапия, массаж, адаптивная физкультура и даже канистерапия — реабилитация с помощью специально наученных собак. У каждого малыша — индивидуальная программа обучения. Но главный принцип: сделай сам. Ребенок хочет надеть футболку, обуть кроссовки, съесть суп — пусть учится делать это самостоятельно. Этому учат и родителей, которые обращаются к специалистам за консультациями. Пусть на это понадобится больше времени, но важен результат.

ПОДГОТОВКА К БОЛЬШОМУ МИРУ

Директор садика Наталия Стручек рассказала, что каждый выпускник учреждения (а находиться здесь дети могут от года «с хвостиком» до семи-восьми) дальше идет учиться или в обычные детсады и школы, или в такие, где есть инклюзивные группы и классы. То есть садик готовит ребенка к инклюзивной учебе.

Выпускники заведения пишут письма воспитателям с воспоминаниями, кого из деток запомнили и почему именно, кого из наставников полюбили и чем интересуются в настоящий момент. Родители в своих письмах тоже описывают позитивные изменения: дети учатся говорить целыми фразами, играть с одногодками, считать. И еще у них появляется желание познавать новое.

Во время экскурсии по садику нам показали комнаты для сна, занятий, массажей и игр. Дети постоянно мигрируют между ними, занимаются с разными учителями — то есть все время оказываются  в новой среде. Так привыкают к разным ситуациям и обстоятельствам. Заметно, что дети не боятся чужих людей. По крайней мере, на появление журналистов отреагировали спокойно: кто заканчивал обед, кто укладывался спать. То есть наш визит никого не выбил из графика.

«Постоянное изменение обстановки дает много, — акцентирует Наталия Стручек. — Вот идет семья в супермаркет, и ребенок не боится большого количества людей. Мы делаем адаптированный кукольный театр — и ребенок может идти с родителями в настоящий театр. Это опыт, который ребенку нужно дать. Мы готовим его к жизни за пределами нашего садика».

«НАШИ ПЛАНЫ — УЧИТЬ УЧИТЕЛЕЙ»

Вскоре садик примет самую молодую воспитанницу, которой всего год и три месяца. Чем раньше начать реабилитацию, тем лучшие будут результаты. Хорошо, что в Украине сейчас изменились подходы к постановке диагнозов особенным детям. Ранее их официально устанавливали в три года, а теперь это разрешено делать раньше.

«Сейчас принимаются хорошие законы, есть запрос родителей на инклюзивное обучение и есть механизмы, как это делать, — продолжает Инна Сергиенко. — Но наши вузы не умеют учить, а преподаватели не умеют делать программу для особенных детей. Вот мама из нашего садика рассказывает, что пошел ребенок в школу, а там индивидуальной программы развития нет. Мальчик достаточно развит, однако учат вместе с умственно отсталыми детьми, оставили ему по три урока в день, физкультуру забрали, а она ему нужна. Поэтому наши планы — учить учителей».

Изучать опыт уникального дошкольного заведения приезжают родители и эксперты из стран ближнего зарубежья и Евросоюза. Но опыта совместного проживания с особенными детьми часто недостает в нашем дворе, школе или театре. Как раз накануне визита в садик на детскую площадку у нашего дома пришел играть мальчик пяти-шести лет с заметными особенностями умственного развития. Мальчик хотел отобрать лопатку у двухгодичной девочки. На резкий отказ малыш начал кричать «Спасайте!», обнимать других женщин, ища маму. Реакция родителей рядом: слова удивления и полное непонимание. Нужно в конечном итоге научиться объяснять своим детям и самим себе, что особенные дети — не угроза. Скорее, общение с ними — проверка на человечность.

Инна ЛИХОВИД, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ