Уже месяц дом в центре Горькой Полонки, наполненный веселым детским гвалтом, сотрясают настоящие баталии.
— О нас не только говорят в нашем селе или в соседних селах. В местном магазине женщины из-за нас ссорятся! Одни говорят: детсад хороший, потому что и детей, и внуков сюда водили и водят. А другие доказывают: «Как хороший, если у них детей, когда спать кладут, то бьют?!» — рассказывает заведующая детсадом «Калинка» Нина Даниловна Чумак. — Поэтому другого способа оправдаться, как подать в прокуратуру заявление о защите чести и достоинства, наши воспитатели просто не нашли.
История для всех участников конфликта неприятная. Потому что «мама-скандалистка» (по словам работников детсада) Оксана Ольшевская не только продолжает водить в заведение четырехлетнюю Неличку, из-за которой и конфликтовала, но и недавно сдала сюда еще одну дочь. Причем к воспитателю Татьяне Оксенюк, с которой и произошла еще в прошлом году первая ссора... Участники конфликта каждый день оказываются с глазу на глаз. И при этом обе стороны продолжают искать защиту и правду. То мама писала заявление в прокуратуру и районный отдел образования. То в прокуратуру обращались воспитатели.
— Прошлой весной я привела Нелю в садик. Было уже холодно, Татьяна Андроновна посоветовала принести кофту. Я пришла не сразу, а минут через сорок. Слышу такой в группе крик: «Нила, отдай, я тебе сказала!» Вбегаю и вижу, что воспитатель моего ребенка трясет за плечи и выдирает у нее чужую сумочку, которую моя дочь взяла у другого ребенка. Здесь начало трясти меня. Мне стало плохо... Прибежали заведующая, дворник, позвали из амбулатории медсестру. Я плачу, ребенок плачет... — вспоминает первый конфликт Оксана Григорьевна.
Она говорит, что ждала извинений от воспитателя, а вместо этого услышала слова: «Если твой ребенок такая королева, то держи ее дома!»
— Извинилась же тогда только Нина Даниловна. Пришла и мне сказала, что «всю ночь не спала, переживала, потому что не ожидала такой агрессивности от Татьяны Андроновны».
— А раньше конфликты с работниками детсада у вас были?
— Абсолютно никаких. Дочь с охотой ходила в группу до того и после того. Вплоть до недавнего нового случая...
— Обвинения с самого начала были безосновательны, — считает заведующая детсадом Нина Чумак. — Мы терпели и продолжали бы терпеть, но когда уже по селу пошли сплетни... Это не город, где люди мало знают друг друга. Здесь село, где все знакомы. И если одни нас понимают, то другие верят в слухи. А они уже начали касаться личной жизни воспитателей. А Нила, которую мы все в детсаду называем Неличкой, очень любит отобрать у другого ребенка вещь, которая ей нравится. Так случилось и в прошлом году весной. У девочки Саши Неля выхватила сумочку. Воспитатель и помощник воспитателя стояли у стола. Воспитатель крикнула, чтобы Неличка сумочку отдала. И как раз в это мгновение в группу заходит мама!..
— Раньше у вас или воспитателей не было с ней недоразумений?
— Да Боже сохрани! Мы знаем, что ее ребенок — лидер по натуре. Это умный, энергичный, очень знающий для своего возраста ребенок. Но она привыкла: захотела, взяла чужое, отобрала — и все. Воспитатели на это, честно говоря, глаза закрывали, закрывают и теперь, потому что подобное она делает и в другой группе, куда ее перевели. Но если Сашенька как кнопочка, а Неличка — в два раза больше, то воспитатель должен как-то младшего ребенка защищать?
Заведующая признает, что прошлогодний скандал перетряс весь детсад. Крика между мамой и воспитателем было много.
— Честно говоря, мы с дворником подумали, что произошел несчастный случай с каким-то ребенком. Потому что так кричали!.. Я вызвала Оксане медработника, потому что ее таки трясло. Извинилась перед ней, потому что не били этого ребенка, не били! Тогда конфликт как будто был улажен, но мама все ходила и хотела, чтобы Татьяну Андроновну наказали. Но мы это перемучили, перетерли, перемяли... Младшая дочь Оксаны, которую она водит к этой же Татьяне Андроновне, полная противоположность Нелички. И старшая, и младшая — дети, как говорится, детсадовские. С первого дня не плакали, не было у них периода адаптации, хорошо вошли в детский коллектив. Маму удовлетворял новый воспитатель — Оксана Викторовна, хотя и к ней иногда претензии высказывала. И вдруг — новый конфликт.
Подобных горько-полонковской истории недоразумений между родителями и работниками детсадов, к сожалению, хватает. Мне самой пришлось позаботиться, чтобы перевести внука в другую группу в одном из луцких детсадов, потому что в той, в которую он ходил, детей заставляли разговаривать только... шепотом. Играть они могли только на коврике, никуда не сходя, еще и практически никаких занятий с ними не проводили. Если бы взрослого человека посадили в замкнутое пространство (группу) на целый день и заставили говорить негромко, а только шепотом, наверное, до вечера можно было бы сойти с ума. А это же дети, для которых движение — жизнь! Наслышана историей и о том, как воспитатели, заговорившись, не увидели, что ребенок ушел за пределы территории («Домой!») и его далеко от детсада остановили чужие люди. Вы думаете, перед родителями хотя бы извинились?! Удивительно другое: родители продолжают водить обиженных, недосмотренных детей в те же садики, в те же группы (которые я называю «детским гестапо»), потому что «в жизни терпеть нужно».
Поэтому стремление Оксаны Григорьевны Ольшевской защитить, как объясняет она, своего ребенка, ее достоинство только можно приветствовать. Но как мама и бабушка не понимаю ее стремления делать это, водя ребенка к воспитателю, на которого ты жалуешься в различные инстанции. Если жалуешься, значит веришь, что ребенок страдает, что ему плохо, что его обижают?.. Так зачем опять рисковать? Но Оксана Григорьевна заявила, что «ни ныне, ни в ближайшее время не собирается забирать детей из этого детсада».
Последняя неприятная история, которая трясет детсад и село в целом, случилась в феврале.
В эту зиму Неличка перенесла операцию. Поэтому якобы мама просила воспитателей, чтобы ее дочку не обижали. Но однажды, когда пришла ее забирать, дочь пожаловалась, что уже Ирина Михайловна ее... ударила по попе. Потому что ребенок якобы мешал спать другим. И конфликт разгорелся не просто с новой силой: он ныне угрожает поглотить в своем пламени все больше людей. Разбирался райотдел образования: маме посоветовали «читать книги по детской психологии», а вины воспитателя не нашли. Прокуратура в удовлетворении заявления отказала, потому что это — дело для рассмотрения в суде. А маме таки хотелось бы добиться справедливости и наказать виновных.
— В тот день в Неличкиной группе Ирину Михайловну сменяла я. Она работала до 12.45, положила детей спать, а дальше пришла я. Поскольку у нас только две группы, то определенное время должна, хотя заведующая, отрабатывать в группе. Неля спокойно спала, спокойно и проснулась, ни на что не жаловалась. Я слышала, как мама ее говорила: вот сейчас устрою скандал. Но с кем скандал?! Слышу крики, что Ирина Михайловна Нелю ударила по попе. Боже мой, подумала, снова то же самое начинается!
— Я клянусь, что Нелю не била, потому что не было за что, — волнуется Ирина Михайловна. — Никогда не было конфликтов никаких. Бывали недоразумения, но они выяснялись. Неля — ребенок умный, вполне детсадовский, но она не хуже психолог, чем мы с вами. Как мы поняли, дома ее не просто любят, ей ни в чем не отказывают. А здесь — коллектив! А мама скандалит при ребенке, кричит: «Я тем воспитателям дам!»
— Знаете, о чем родители спрашивают, когда забирают ребенка из садика? Что ели, чем занимались, как гуляли? А Оксана свою Нелю об одном спрашивает: «Тебя хоть сегодня не били?»
— Если ребенок жалуется, то что: маме уже не реагировать? Я своему ребенку верю! — почти слово в слово, только с различных точек «баррикад», рассуждает Оксана Григорьевна.
Примирить стороны или, вернее, уладить конфликт пробовали на родительском собрании. Одни родители говорили, что некоторые дети не слишком охотно идут в группу, если работает Ирина Михайловна. Большинство же спрашивали Оксану Ольшевскую, зачем она водит двух детей в садик, где с ними якобы «не цацкаются». По селу же действительно ходят различные слухи, которые никому из конфликтующих сторон не прибавляют авторитета.