Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Восстановление Донбасса – без курса

В Украине приняты 74 закона и подзаконных акта, направленных на защиту переселенцев. Но волонтеры настаивают на создании комплексной программы
19 августа, 2015 - 10:29

Общественность настаивает на принятии комплексной государственной программы реинтеграции переселенцев. Ее реализацию, согласно законодательству, Украина должна была начать в феврале этого года. Основные акценты в адаптации более 1,4 миллиона выходцев из Донецкой и Луганской областей в ней должны быть на обеспечении жильем и помощи в получении работы.

К сожалению, утверждение программы сейчас тормозится. При этом не нужно забывать, что в некоторых городах Донецкой и Луганской областей (подконтрольных Украине) часть переселенцев составляет четверть, а то и треть всего населения. Юристы отмечают, что «принято много документов, но если углубиться, то можно увидеть, что это     — большие блоки, не соединенные между собой».

«Мы проанализировали все 74 законодательных акта, созданных для защиты прав и свобод внутренне перемещенных лиц, а также для их реинтеграции и адаптации. Базовый закон Украины «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ», который вступил в силу в октябре прошлого года, давал три месяца Кабмину для подготовки комплексной программы адаптации внутренне перемещенных лиц для их интеграции в жизнь тех общин, которые они выбрали для проживания. К сожалению, ныне эта норма не выполнена. И никакой такой программы нет. Адаптация предусматривает поиск жилья и места работы, а также всех других благ — устройство детей в школы и детсады, медобслуживание и тому подобное, — говорит руководитель общественной инициативы «Восстановление «Донбасса» Елена Петряева. — Недавно мы, совместно с Минсоцполитики и Государственной службой занятости, говорили о том, что проект программы — подготовлен, но он не принят. Поэтому сейчас идет хаотическое расселение с массой проблем, хаотическое трудоустройство, проблемы с переобучением ВПЛ и другие. К сожалению, также есть проблемы с погашением задолженности по зарплате, пенсиям, стипендиям, которые накопились за время проведения АТО. То есть мы являемся свидетелями системных нарушений прав ВПЛ в разных сферах — жилье, соблюдение прав детей, медицинское обеспечение. Также сегодня не отрегулирован алгоритм компенсации за потерянное жилье, не разработана единая программа для предоставления жилья тем, кто вынужден был покинуть свою недвижимость. Что касается жилья, мы предлагали альтернативу: есть же общежития, мы предлагали строительство модульных городков... Но этого нет».

Это — лишь часть проблем, с которыми сталкиваются переселенцы. Серьезным является вопрос регистрации детей, которые родились на неподконтрольной территории Украины. Также не урегулирован вопрос правового статуса детей, которые остались без родителей в зоне АТО. С    31 июня был закрыт единый реестр доверенностей, и жители неподконтрольной территории лишены возможности оформить разрешение (от второго из родителей) на право вывоза детей из неподконтрольной Украине территории. Кроме того, продолжает действовать запрещение на перевоз медикаментов. А там осталось много людей, которые в силу некоторых причин не могут выехать, — возраст, состояние здоровья, материальное положение, отмечают представители общественности.

«До сих пор в государстве нет сводной статистической информации: сколько выехало, сколько вернулось. А это необходимо знать, чтобы рассчитывать свои возможности и предвидеть спрос. К сожалению, этого нет. И — едва ли не самое главное: в стратегии помощи ВПЛ не использован ресурс НАН Украины — его исследовательских институтов. А это — достаточно сильный ресурс (исследования, расчеты, предложения), который мог бы дать ответы на многие вопросы», — считает научный сотрудник Украинского института стратегии глобального развития и адаптации, доктор экономических наук Игорь ГРОЗНЫЙ.

Чем ближе к осени, тем острее становится вопрос вероятного участия выходцев из Донбасса в выборах. Как известно, согласно нынешнему законодательству, это невозможно.

«Механизм реинтеграции включает еще и политический аспект: люди должны почувствовать себя полноценными и необходимыми. Особенно, если мы говорим о выборах, которые нас ожидают, — говорит директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. — Переселенцы переживают это по-разному. Первые — это те, которые зарегистрировались как ВПЛ, и для которых действующим законом не предусмотрено изменение местожительства во время выборов. Вторая часть вопроса — выборы на территории Донецкой и Луганской областей, которые подконтрольны Украине. Этот вопрос не решен: ЦИК обратился в Верховную Раду с требованием предоставить информацию о населенных пунктах, в которых могут или не могут проводиться выборы. Там проживает около 2,5 млн человек. Отмечу, что выборы повысят легитимность избранной власти. Самый сложный вопрос — выборы на неподконтрольной территории (около 3,5 млн человек). Это вопрос — к тем, кто проводит переговоры в рамках Минского формата. Если не будет эффективных механизмов политической реинтеграции, Украина потеряет не только часть своих голосов, но и будут заложены мины под вопрос легитимности самих выборов, также это может привести к ослаблению связи между государством и гражданами, чего нельзя допускать в наше время».

Представители общественности обращаются к власти с просьбой услышать их позицию и предлагают консолидировать усилия: в частности, должно заработать созданное в этом году Государственное агентство восстановления Донбасса, деятельность которого пока нигде не проявляется. ОО «Восстановление Донбасса» настаивает на том, что все принятые законодательные акты должны выполняться, должны быть четкие сроки реализации. Собственно, это касается комплексной программы адаптации переселенцев.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ