Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Война разрушила, владсть – возместила

В Украине появилось первое судебное решение о взимании с государства компенсации за уничтоженное жилье в зоне АТО. Станет ли прецедент практикой?
18 мая, 2016 - 16:54
ФОТО РЕЙТЕР

Летом 2014 года, когда шли бои за освобождение Славянска, дом, где проживала 80-летняя Валентина Макогон, сгорел вследствие обстрелов. К счастью, дочка с зятем заблаговременно забрали старушку из опасной зоны. Дети вывезли бабушку в одном халате и тапочках и сначала ни о каких компенсациях за утраченное имущество семья даже не задумывалась. Но когда во время встречи с юристами Украинского Хельсинского союза по правам человека услышали, что имеют право на возмещение, решили за него побороться. Чтобы получить решение суда о выплате из государственного бюджета 387 тысяч гривен, понадобилось почти два года. Но выплатит ли их государство? Потому что как отмечали представители Госказначейства в суде, в этом году в бюджете подобных статей расходов не предусмотрено.

ДЕСЯТЬ ИСКОВ — И ОДИН ВЫИГРЫШ

Интересы Валентины Макогон в суде представлял ее зять Василий Полосенко. Мужчина вспоминает, что самостоятельно вряд ли бы добился правды. Сначала юристы общественной приемной УХСПЧ в Славянске помогли ему собрать необходимые для иска документы, которые стали доказательной базой для назначения выплаты средств: справку от полиции, которая фиксирует факт разрушения дома, акт о пожаре и акт о разрушении дома от специальной комиссии городского совета. 

Но даже при поддержке юристов выиграть суд не удавалось. Василий Полосенко подал около десяти исков в суды первой инстанции и каждый раз получал отказ. Поводы были разные: факт разрушения дома в результате АТО не доказан, государство Украина не является надлежащим ответчиком, потому что не она разрушила эти дома, не существует механизмов возвращения средств и тому подобное. 

Обжаловав эти решения в Апелляционном суде Донецкой области, семья таки получила позитивный вердикт. Это — первый приговор, известный юристам, когда суд обязал государство возместить пострадавшему средства за разрушенное войной жилье. По закону Украины «О борьбе с терроризмом» и в соответствии с Гражданским кодексом Украины, убытки в результате осуществления антитеррористических операций выплачиваются именно из бюджета. Государство должно платить их независимо от того, контролируется эта территория украинскими силами, или нет. 

«Где брать средства на выплату компенсации — это проблема государства, которая приняла на себя обязательство возместить стоимость разрушенного жилья. Если она откажется это сделать, есть Европейский суд по правам человека, но это уже будет не 387 тысяч гривен, а значительно большие выплаты. Кстати, в Европейском суде в настоящее время рассматривается 30-40 дел именно по этой теме, — добавляет директор Центра стратегических дел УХСПЧ Михаил Тарахкало. — Никто же не просил наших депутатов вводить норму, что компенсировать должно именно государство. Также закон «О борьбе с терроризмом» предусматривает, что должен быть порядок проведения экспертизы утраченного имущества и выплаты компенсаций, но его до сих пор нет. И из-за этого суды не хотят выносить решений в интересах пострадавших лиц».  

СУДЬИ БОЯТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ? 

Как объясняют в УХСПЧ, судьи боятся брать на себя ответственность и становиться первыми, кто выносит подобные решения. Но эксперты советуют потерпевшим не бояться отстаивать свое право на возмещение убытков. На сайте союза есть пошаговая инструкция и перечень документов, которые помогут гражданам пройти всю судебную процедуру. Правда, не факт, что получат такое же решение, как и Василий Полосенко. Потому что как показывает опыт работы общественных приемных союза, чаще всего суды первой инстанции отказывают в выплате компенсации.  

Когда получит средства семья Полосенко-Макогон — задача со многими неизвестными. Во-первых, государство может обжаловать решение апелляционного суда, во-вторых, исполнительная служба очень медленно работает над тем, чтобы выполнить судебное решение. И, в конечном итоге, перечислит ли средства на открытый семьей счет государство? Для общего бюджета страны сумма мизерная, а для потерпевшей семьи — это шанс приобрести жилье для бабушки. Василий Полосенко уточняет, что цены на недвижимость в Славянске в настоящее время очень упали, потому этих денег полностью хватит на приличную квартиру.  

Кстати, от государства потерпевшая семья за эти два года ничего не получала. «Один фонд выплатил теще помощь в шесть тысяч гривен, — вспоминает Василий. — Красный Крест подарил сковородку и электрический котел, другой фонд выдал раскладушку и одеяло, а еще один — банковскую карточку для приобретения продуктов в супермаркете в течение нескольких месяцев.  Исполком обещал выделить 12 тысяч, но пока ни одной копейки мы не получили. Получается, программы для поддержки переселенцев есть, а для местного населения нет ничего». 

Юристы обещают довести это дело до логического финала, а прецедент должен изменить позицию и практику других судей.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ