Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Время для единой независимой церкви уже пришло...»

О некоторых итогах визита украинского Патриарха в США
21 ноября, 2006 - 19:40
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет (предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата — УПЦ КП) согласился рассказать читателям газеты «День» о своем визите к украинским православным США, который только что завершился. В разговоре шла речь также о церковных делах в Украине, в частности о недавнем решении Кабинета Министров Украины об очередном «перевоплощении» Государственного департамента по делам религий. Отныне (на долго ли?) это должен быть Государственный комитет Украины по делам национальностей и религии. Эта реорганизация является хорошим доказательством того, что история развивается таки по кругу — подобный симбиоз религий и национальностей уже функционировал во времена Леонида Кучмы. Хотя, по моему мнению, сочетание религиозных и национальных проблем отнюдь не является логическим ввиду того, что в Украине те или иные религии и конфессии вовсе не всегда жестко связаны между собой. Далеко ходить не надо — украинцы, как известно, представлены едва ли не во всех традиционных и новейших конфессиях страны. Хотя есть и исключения, например, немногочисленная Немецкая лютеранская церковь или иудейство.

Несмотря на свою обычную пунктуальность, Святейший патриарх немного опоздал на интервью — его задержала встреча со студентами, преподавателями и профессурой Института исторического образования (Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова). Патриарх был взволнован и очень удовлетворен встречей: «Речь шла о смысле человеческой жизни, о вечных ценностях, о морали украинского общества. А также о любви — земной и небесной. Не обошли вниманием и состояние дел в Украинском государстве, в частности архиважной проблемы создания Единой Поместной Украинской православной церкви. Аудитория, по словам Патриарха, была очень активной, заинтересованной. Особенно это касается молодых ученых. Это новое поколение наших граждан, перед которыми — будущее.

— Ваша Святость, какой была главная цель последней поездки в Штаты?

— Это был пастырский визит к верным УПЦ Киевского патриархата в США. Сначала я приехал в Чикаго — на кафедру Святой Софии. В частности, потому, что один из приходов отмечал 55 летие своего основания. Собралось много украинцев, относящихся к викариату Киевского патриархата; состоялась также конференция духовенства и представителей православных общин. Обсуждались вопросы текущей церковной жизни, а особенно — возможные кандидатуры на назначение нового епископа (после смерти епископа Стефана Биляка). В городе Кливленде в приходе Святого мученика Стефана провел богослужение вместе с протоиереем Посативским. Это та самая уважаемая персона, которая несколько лет назад активно собирала средства в Америке на строительство Михайловского Золотоверхого монастыря. Кроме того, он очень помогал Украине в гуманитарных делах — поддерживал приюты для сирот, дома престарелых и т. п.

— Общались ли вы с украинскими православными владыками США, которые подчинены Константинопольскому патриархату?

— Да, было. Я встретился с предстоятелем УПЦ в США митрополитом Константином, который находится под омофором Вселенского патриарха Варфоломея I. Между мной и Митрополитом состоялся теплый толерантный конструктивный разговор. Клирики этой церкви — с разрешения митрополита Константина — помогали мне во время богослужений.

— Я прошу прощения, но ведь общеизвестно, что часть приходов, которые раньше были в подчинении митрополита Константина, перешли к Киевскому патриархату — в Ваше подчинение. Как к этому факту относится американская православная иерархия? Ведь известно как ревниво каждая церковь оберегает своих верных, свои приходы и как это портит отношения между церквями.

— Видите ли, здесь в первую очередь нужно вспомнить недалекое прошлое. Дело в том, что в начале 90-х годов нашей церковью руководил патриарх Мстислав, который до этого был митрополитом и предстоятелем православных украинцев США. Так что с избранием Мстислава патриархом Украинской православной церкви, в юрисдикцию Киевского патриархата автоматически вошли православные Америки, которые ранее были подчинены митрополиту Мстиславу. Как видим, ему были подчинены православные приходы как Украины, так и США — все они перешли в состав Киевского патриархата. Когда патриарх Мстислав умер, часть американских приходов осталась в подчинении Киева, а вторая часть перешла под омофор Константинопольского патриархата (1995).

Через нескольких лет, однако, часть этих последних американских православных обратилась к Киевскому патриархату с просьбой присоединить их к себе. Таким образом, в состав КП перешло 14 американских общин. Американские иерархи даже апеллировали ко мне, чтобы я «агитировал» за то, чтобы эти христиане остались под омофором Константинопольского патриархата. Конечно, я отказался это сделать, ведь это было бы неуважением к воле верующих людей — оторвать их от Украинской церкви, собственно от Украины. И я сказал: «Пусть решают сами американские приходы!»

Ситуация, однако, не конфликтная. Более того, я предполагаю, что все больше украинских приходов США будут присоединяться к Киевскому патриархату; за счет, в частности, новой волны иммиграции в США.

Поэтому и не удивительно, что мы мирно встретились с митрополитом Константином Баганом и архиепископами и серьезно поговорили; в мою честь был дан праздничный обед и т.п. Я очень удовлетворен. (Согласно сообщениям московских СМИ, американские корреспонденты, которые внимательно следили за визитом патриарха Филарета в США, один из иерархов УПЦ в США — глава Консистории Антоний Щерба публично выразил откровенное недовольство переходом нескольких американских приходов под омофор патриарха Филарета. — К.Г. )

— Сколько украинских православных приходов США сегодня подчинено Вселенскому патриарху?

— Всего это 40 приходов, объединенных в три епархии. Ими руководят три епископа: предстоятель УПЦ США митрополит Константин Баган, архиепископ Всеволод Майданский и архиепископ Антоний Щерба.

— Не мешают ли эти американские дела — переход приходов в состав Киевского патриархата — нормальным отношениям с патриархом Варфоломеем I?

— Наши отношения с патриархом Варфоломеем продолжаются, хотя в последнее время они действительно притормозились. Но по совсем иной причине. Речь идет об угрозах Москвы, Московского патриархата о полном расколе мирового православия (грубо говоря, на греков и славян. — К.Г. ) в том случае, если патриарх Варфоломей действительно поддержит автокефалию украинского православия и тем самым полностью оторвет его от Московской патриархии. С этим Вселенский патриарх должен считаться.

— Пожалуйста, назовите главные параметры Украинской православной церкви Киевского патриархата — каковы они сегодня.

— В состав Киевского патриархата входят 32 епархии — 29 в Украине, 3 — за границей. Церковь составляют 4200 приходов, свыше трех тысяч священников и 38 архиереев. У нас есть 4 высших духовных заведения, 4 семинарии и несколько духовных школ.

В соответствии с последними социологическими опросами, 28% взрослого населения Украины поддерживает Киевский патриархат, а Украинскую православную церковь Московского патриархата — 18% (хотя в этой церкви зарегистрировано более 10 тысяч приходов).

— Не изменилось ли ваше отношение к преподаванию в школах основ христианской этики? Не является ли долгом общества и школы давать детям знания о всех религиях мира? Многие думают, что только так можно воспитывать толерантность и экуменизм.

— Я уверен, что есть альтернатива, которая удовлетворит всех. Речь идет о преподавании — обязательно по выбору родителей — альтернативных курсов «Христианская этика» и «Этика безрелигиозная». При этом предмет «Христианская этика» должен быть действительно общехристианским, не связанным с той или иной конфессией, и должен опираться на Святое Писание, на вероучение Христа. Кроме этих двух предметов, воскресные школы всех конфессий должны воспитывать детей в духе той или иной религии или конфессии. Ведь сейчас воспитания детей как такового вообще нет — детей «воспитывают» улица и телевидение.

— Прошу Святейшего патриарха рассказать, как он оценивает ситуацию в Украине после выборов — с церковной точки зрения. Хуже стало или лучше? Или ничего не изменилось?

— Трудно оценивать категорично и однозначно. С одной стороны, большим позитивом является то, что сегодня Президент страны действительно хочет сделать все, чтобы создать Единую Поместную Украинскую Православную церковь. Еще одним позитивным фактором можно считать то, что в украинском обществе заметно возросло национальное сознание, а также свобода слова. С другой же стороны, УПЦ Московского патриархата стала более агрессивной, к тому же, постоянно привлекает к своим акциям нецерковные силы — братства, всяческие «Единые Отечества», политические партии (коммунистов, прогрессивных социалистов) и др. Все эти «заангажированные» блокируют храмы, общины которых перешли в Киевский патриархат (Чернигов, Острог и др.). В некоторых регионах так же действует местная администрация — не выделяют нашей церкви участки для строительства храмов, блокируют начатое строительство. Если где-то в селе или городе мы регистрируем приход, рядом сразу же возникает приход УПЦ Московского патриархата. И тогда нас иногда снимают с регистрации.

Но сегодня те люди, которые находятся в юрисдикции УПЦ МП, начинают размышлять, сравнивать и чувствовать потребность в Единой независимой православной церкви Украины. Многие считают, что время для этого уже настало. К сожалению, многие политики — на всех уровнях — думают и действуют иначе.

— Как вы относитесь к очередной реформе, которую начало правительство, той государственной структуре, которая не так давно называлась Государственным комитетом по делам религий?

— Видите ли, большинство руководителей церквей Украины выступают за восстановление именно этого Госкомрелигий. А последний вариант нас не то что не удовлетворяет, но является для нас непонятным и нелогичным. Тем более, что для его серьезной оценки не хватает информации. (Почему наше правительство обычно спешит обнародовать абсолютно не разработанные и потому мало кому понятные постановления? Люди охотно подождали бы, пока скелет постановления обрастает необходимыми объяснениями, подробностями и рекомендациями. — К.Г. ). А больше всего беспокоят слухи, что главой нового государственного института будет представитель Коммунистической партии Украины. Почему беспокоят? Во-первых, он атеист. А к тому же, наши коммунисты давно показали себя стойкими сторонниками Московской патриархии. Поэтому рассчитывать на объективное отношение ко всем религиям и конфессиям Украины не приходится — приоритетной всегда будет УПЦ МП.

Хочу также напомнить, что предложенный новый вариант системы взаимосвязи Церкви и Государства является вовсе не новым — он уже был апробирован и отвергнут во времена президента Леонида Кучмы.

— Изменится ли общеправославная ситуация в мире в том случае, если на Московский патриарший престол взойдет какая-то другая фигура? Ведь в последнее время некоторые московские СМИ постоянно намекают на слабое здоровье Московского патриарха.

— Когда дойдет до выбора следующего Московского патриарха, решать будет не Московская патриархия, а Кремль. Ведь российская власть, не стесняясь, активно и последовательно использует Православную церковь; известно, например, что именно через церковь сегодня проводится мощное идеологическое влияние на Украину. Если политические отношения между Киевом и Москвой улучшатся, нового патриарха изберет Церковь, а не Кремль; он не будет заангажированным в политике. Но это не очень вероятный вариант — скорее всего, Московского патриарха будет избирать Кремль.

— Напоследок еще один вопрос: как Святейший патриарх представляет себе возможный ход событий, которые могут привести нас, украинцев, к Единой Независимой Поместной Украинской церкви?

— Эту проблему может и должен решить Объединительный Собор, в котором примут участие все украинские сторонники Поместной церкви, в том числе те патриотически настроенные православные, которые сегодня находятся в составе УПЦ Московского патриархата. Думаю, что такие люди есть и они придут на Собор, но только в том случае, если этому будет содействовать государство. Следовательно, Объединительный Собор принимает решение об образовании Единой и Независимой Православной церкви Украины. Тот, кто не желает входить в ее состав, может остаться при новообразованной Русской православной церкви в Украине. Вероятно, что в структуру Украинской церкви войдет где-то 10 тысяч приходов, а в РПЦ в Украине — 5 тысяч приходов. Я глубоко уверен, что в случае провозглашения и государственной регистрации автокефальной Православной церкви Украины Вселенский патриарх эту церковь — ПРИЗНАЕТ!

Я верю, что это будет, и не вижу поводов для сомнений и пессимизма. Ведь наше общество меняется, приходят новые молодые люди, растет украинское сознание, как это ярко продемонстрировали нам новые времена. С нами — Президент. Вот только жаль, что политики не видят пути к объединению.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ