Моя первая учительница, орденоносный наставник молодых педагогов, была очень строгой, но, как ей казалось, справедливой. Помню, на общих собраниях родителей и учеников класса она любила вызывать к доске трех самых лучших учеников — отличников и под бурные аплодисменты награждать бумажными медальками из желтой фольги. А затем приглашала трех самых худших воспитанников — таких себе лоботрясов, двоечников, тех, кто всегда и во всем виноват, и кто «тянет наш класс назад, портя показатели». Им вешали на шею старый буряк, привязанный к ленточке.
Я вспомнила эту историю, слушая очередное заявление вице-премьера по гуманитарным вопросам пана Семиноженко. Отечественное образование в его виденьи очень смахивало на тех «всегда крайних» мальчиков с буряком на шее. «У нас проблема в качестве образования, — подчеркнул пан вице-премьер. — Только за год мы потеряли много позиций, как по рейтингу конкурентоспособности Давоса, так и по Лозаннским индексам от 5 до 10 позиций было падение. То есть наше образование деградирует по сравнению с другими странами».
Ради справедливости следует отметить: да, в украинском образовании есть проблемы. И оно находится на грани кризиса. Но назвать это деградацией никак нельзя, ведь деградация — регресс, движение назад. Наша же образовательная система, преодолевая разнообразные преграды (чаще всего не связанные с отраслью, а детерминированные общегосударственными проблемами) все же шла путем реформ и перестраивалась согласно с европейскими стандартами.
Но условия, в которых это происходило, не просто усложняли движение, а связывали его по рукам и ногам. Чего стоят самые лучшие разработки и самые гениальные идеи без надлежащего финансирования, правового обеспечения и управленческой поддержки?
Относительно рейтинга конкурентоспособности Украина действительно ухудшила в нем свои позиции. Но обвинять в этом образование будет, наверное, не совсем честно, ведь упомянутый рейтинг касается преимущественно особенностей национальной экономики, которые определяют способность определенной страны конкурировать с другими. Эксперты считают, что рейтинги многих стран (в том числе, например, России, которая потеряла 12 позиций) упали из-за мирового экономического кризиса. В отчете экономического форума указано, что ухудшение индекса конкурентоспособности Украины вызвано резким падением спроса на экспортную продукцию, девальвацией гривни и разрушением финансовой системы. Ахиллесовой пятой для нас стали показатели: «институционные рамки», «бизнес-законодательство» и «финансы». Зато система образования является одним из конкурентных преимуществ Украины.
В соответствии с отчетом ВЭФ за 2009—2010 гг., наша страна имеет самый лучший среди стран СНГ показатель по системе общего, высшего и профессионального образования — 46-е место из 133.
Следовательно, падение рейтингов конкурентоспособности государства касается преимущественно проблем в экономике. С другой стороны, сфера образования является фактором экономического роста, потому не удивительно, что экономическая конкуренция стран все более переходит в сферу науки и образования. И ситуация с украинским образованием оставляет желать лучшего. Наши школы не могут обеспечить достаточно обстоятельную подготовку будущих студентов — а как они сделают это без автономии, финансов, материальной базы? Наши вузы не попадают в мировые рейтинги? — А созданы ли для их труда такие условия, как у мировых лидеров? Наши специалисты не пользуются спросом на мировом рынке труда? — А разве они пользуются спросом на нашем рынке труда, где преимущественно нужны личные связи, а не знания? Вопросов много. Но сваливать на них все государственные проблемы было бы неправильным. И есть большие сомнения в том, что последние идеи властей относительно усовершенствования системы вступления в вузы (введение внутренних экзаменов, освобождение от ВНО заочников и контрактников) помогут повысить наши рейтинги конкурентоспособности .