Капелланская служба в ДУК ПС существует со времен основания батальона. Она — межконфессиональная и насчитывает около 30-ти священников. Возглавляет службу представитель греко-католической общины капеллан Николай Мединский-Зализняк. Священник работает с «Правым сектором» еще со времен Майдана и настаивает, что это одна из самых заметных сил в современной Украине:
— Лично я в освободительном движении с 1988 года. Еще подростком был членом УНСО, а позднее ОУН. Как видите, воспитывался в духе патриотизма и национализма, поэтому взгляды у меня всегда были правые. Я сторонник идеологии национализма, поскольку она пропагандирует идеи любви. Это любовь к своему народу, через которую приходит любовь к Богу. С началом Майдана я не мог оставаться безразличным. Когда приехал туда, то увидел, что одной из наиболее действенных сил был «Правый сектор», который только начал формироваться. Тогда мы с ребятами начали общаться, работать вместе. Так повелось и до сегодняшнего дня. Что тогда, что сейчас я не вижу более весомую силу, которая может завершить дело наших великих прадедов.
«ДУХОВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА»
— Чем вызвана такая необходимость батальона иметь собственную капелланскую службу?
— Главная заслуга в этом — Дмитрия Яроша. В организациях, в которых я был, пытался обратить внимание на религиозную составляющую и именно на капелланскую службу. Но в основном ко мне не прислушивались. Однако в «Правом секторе» я даже не успел подать предложение, как меня вызывали и выдали приказ — создать внутреннюю капелланскую службу.
Отличие капелланской службы ДУК от официальной службы греко-католической церкви в том, что мы не только капелланы-духовники, но и проводники. Если официальная капелланская служба — это сопровождение, то наша служба — провод. Кроме удовлетворения только духовных потребностей, которые предоставляет приходской священник, у нас присутствует еще и воспитательный процесс. Есть две главные заповеди Христа: «Люби своего Бога всем сердцем своим» и «Люби своего ближнего как самого себя». Если в приходах с первой заповедью работали, то вторая игнорировалась и нивелировалась. Наша задача сделать ударение на полноценном выполнении обеих заповедей. Мы готовим даже методическую литературу для новых капелланов. Другой аспект нашей деятельности — это психологическая поддержка. Ребята, души которых травмированы ужасами войны, не хотят обращаться к специалистам. К капелланам ребята идут намного охотнее. У нас много примеров, когда удается решить эту проблему.
«ТЕРПЕНИЕ ПРИХОЖАН — ЭТО ТАКЖЕ ВКЛАД В ЭТУ БОРЬБУ»
— Вы являетесь действующим приходским священником села Нижний Березов, что на Ивано-Франковщине. Как совмещаете службу и работу в ДУК?
— Помогают побратимы-священники, которые при необходимости подменяют. Также я очень благодарен прихожанам. Они сталкиваются с некоторыми неудобствами, когда часы службы переносятся, есть задержки. Если у нас остается один священник на два-три прихода, то начать богослужение везде вовремя не удается. Но прихожане понимают, что дело, которое мы делаем, — общее. Их терпение — это также вклад в эту борьбу. Вообще у нас одно из самых патриотических сел в районе. От нас вышло много представителей среднего звена ОУН-УПА. Во времена освободительной борьбы прошлого века на базе нашего села даже сформировалась отдельная Березовская сотня, возглавил которую знаменитый Мороз. Также из нашего села родом известный сотник Кривонос.
«...ОНИ НЕ УБИВАЮТ, А ЗАЩИЩАЮТ СВОЮ ЗЕМЛЮ»
— С какими вопросами к вам чаще всего обращаются бойцы?
— Вопросов очень много, но все они входят в несколько основных. Первый — это война, и здесь приходится стрелять, убивать. Момент «духовного наслоения грязи» дает о себе знать, поэтому приходится ребят успокаивать, объяснять, что они не убивают, а защищают свою землю. Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет. Воин-доброволец в любви и жертвенности приравнивается к Христу. Христос настолько любил человечество, что отдал за него жизнь. Воин настолько любит свой народ, что ради него готов идти на смерть. Есть у ребят и чувство вины перед семьями. Как добровольцы они не имеют никакого обеспечения и ничем не могут помочь родным. Но они не выполняют свои прихоти, а спасают свои семьи, чтобы это зверство не пришло в их дом.
Очень болезненный вопрос — это потеря побратима. Беспокоит бойцов и непонимание на местах, они приходят домой в отпуска и видят безразличие. Для них это очень больно. Вместо того чтобы идти на пары, гулять с девушкой, ребята пошли под пули. Пошли ради того, чтобы другие имели возможность быть с семьей. Но этого не ценят.
— С кем сложнее работать: с молодыми бойцами или со старшими?
— Невозможно дать четкий ответ, все зависит от личности, а не от возраста. Хотя, должен признать, что молодежь у нас замечательная. В свое время мы их недооценивали, когда говорили, что им кроме денег и компьютера ничего не нужно. Но сейчас они показали, что это не так. Борьбу всегда вела молодежь. У этих людей горячая кровь, есть мечты, идеалы. Они не измучены жестокими буднями нашей жизни, поэтому более импульсивные. Старшие, конечно, более рассудительные, им легче что-либо объяснить.
«НАШИМИ ДЕЙСТВИЯМИ РУКОВОДИТ НЕ НЕНАВИСТЬ К ВРАГУ, А ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ НАРОДУ»
— Какие установки вы даете ребятам перед тем, как они поедут в «горячую точку»?
— Главная установка — всегда оставаться людьми. Убийство врага в бою — не грех, но издевательство над погибшим, пленным — грех. Также говорим, чтобы они всегда помнили о том, что дело, которое они делают, святое. Ребята должны помнить, что нашими действиями руководит не ненависть к врагу, а любовь к своему народу. Именно она толкает на героизм.