Многостороннее сотрудничество в интеллектуальной сфере является закономерным и необходимым этапом развития цивилизации. На определенном историческом отрезке (после Первой мировой войны) возникла необходимость объединения усилий разных государств мира для поддержки и развития единой системы интеллектуальных и культурных ценностей. Еще в 1921 году в Женеве на заседании Международной комиссии Лиги Наций по интеллектуальному сотрудничеству было принято решение относительно создания Международного института интеллектуального сотрудничества (МИИС). Он просуществовал до Второй мировой войны, и стал прообразом Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. В 1945 году министры образования союзных государств, которые победили в войне, собрались в Лондоне, где приняли решение по созданию ЮНЕСКО. Тогда пришлось вспомнить опыт МИИС, который размещался в Париже, и обратится к французскому правительству с просьбой о размещении новой международной организации в столице Франции.
В мире меняются политические режимы и идеологии, продолжается процесс глобализации, но идея расширения международного сотрудничества в области образования, науки и культуры остается актуальной и перспективной. Эта идея, в основе которой — «создание бастионов мира в сознании людей», способствует развитию международных отношений, построенных на доверии и гуманизме.
ЮНЕСКО исходит из того, что одних только политических, военных, экономических соглашений между государствами недостаточно. Как свидетельствует история, большинство из них не долговечны. Напомню, что Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры создавалась для искоренения глубинных причин, которые приводят к конфликтам между государствами и народами. Не будет конфликтов, не будет и воен.
«На протяжении всей истории человечества взаимное непонимание было причиной подозрительности и недоверия между народами, вследствие чего их разногласия слишком часто приводили к войне», — подчеркивается в преамбуле Устава ЮНЕСКО.
Одной из главных задач ЮНЕСКО является устранение враждебности между народами и укрепление идеи мира в умах людей посредством развития международного сотрудничества в образовательной, научной, культурной, информационной и коммуникационной сферах. Все программы организации направлены на достижение этой цели. В них аккумулируется длительная и плодотворная работа всех государств-членов организации, наиболее прогрессивные идеи и подходы к мировому взаимодействию в области образования, науки и культуры; используются мировые стандарты и опыт для создания и существования гражданского общества и демократических институтов.
В этом контексте необходимость сохранения Всемирного культурного и природного наследия имеет большое значение. Поскольку наследие — это воплощение этических, духовных стандартов, особенностей культуры и отражение национальной, этнической индивидуальности. Оно помогает идентифицировать самих себя и лучше понять других. Иллюстрирует эволюцию человечества и природы, дает возможность лучше осознать развитие истории цивилизаций.
Должна отметить, что идея определенной систематизации наиболее важных памятников существовала с давних времен. Например, древние греки выделяли семь выдающихся творений ойкумены (населенного мира). Первый перечень Семи Чудес Света был составлен в V веке до н.э. Он включал в себя выдающиеся памятники, известные завоевателям и путешественникам тех времен: Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Храм Артемиды в Эфесе, Статую Зевса в Олимпии, Мавзолей Галикарнасса, Колосс Родосский, Александрийский маяк и египетские пирамиды. Последние — единственные из классифицированных греками «чудес», которые сохранились и по сей день.
Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (по состоянию на 2010 год) состоит из 911 объектов из 151 государства мира, из которых 704 являются объектами культурного характера, 180 — природного и 27 — смешанного. Это число будет актуальным до июня 2011 года, пока не состоится 35-я сессия Комитета всемирного наследия, проведение которой запланировано в Париже. Следует добавить, что именно на своих заседаниях, раз в год, этот орган ЮНЕСКО принимает решения относительно внесения объектов в Список Всемирного наследия.
В Комитете функционируют такие структуры как Международный совет по охране памятников и исторических мест (ICOMOS), Международный союз по охране природы (IUCN), Международный исследовательский центр сохранения и реставрации культурных ценностей (ICCROM). Они изучают состояние и ценность объектов-номинантов и готовят специальные отчеты, в которых оценивают каждый из них.
ICOMOS оценивает техническое состояние объектов культурного наследия и культурных ландшафтов, представленных для занесения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. IUCN консультирует Комитет всемирного наследия относительно отбора природных объектов для занесения в Список Всемирного наследия. ICCROM предоставляет экспертную помощь по сохранению объектов культурного наследия и организовывает курсы по технике реставрации.
Комитет также принимает решения относительно включения того или иного памятника в Список объектов Всемирного наследия, которые находятся под угрозой, предварительно проконсультировавшись со страной, на территории которой этот памятник расположен. За исполнение решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО несет ответственность Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Включение памятника в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО предусматривает исполнение четких требований, которые содержатся в Рекомендациях по выполнению Конвенции по охране Всемирного наследия (The Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention). В соответствии с этим документом, культурный памятник или природный объект должны представлять собой выдающуюся универсальную ценность, то есть соответствовать, по крайней мере, одному из десяти критериев. В 2005 году эти критерии были обобщены, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своем описании хотя бы один из них.
Требования Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО касаются законодательной защиты объекта наследия, проблем его интеграции с региональным или местным территориальным планированием, предоставления выводов относительно культурной ценности и необходимости внесения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: исторического обзора, описания, аутентичности, технического состояния, менеджмента объекта, источников финансирования и так далее. Процесс включения культурного памятника или природного объекта в Список Всемирного наследия длится несколько лет. Определенное время затрачивается на планирование, подготовку государством файлов с материалами относительно памятника, консультации с экспертами, рассмотрение и исполнение их рекомендаций и так далее.
Номинация объектов культурного и природного характера в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО обязует правительство осуществлять охрану памятников при помощи определенных законов, охраняющих памятники, содержать выдающиеся объекты в надлежащем состоянии и обеспечивать к ним доступ туристов.
«Когда объект включен в Список или когда территория определена как «биосферный заповедник», возрастает понимание важности наследия, которое охраняется и защищается. Это также стимулирует интерес к объекту наследия, активизирует связанную с ним деятельность, в результате чего увеличивается количество туристов, которые желают его посетить. Памятники Всемирного наследия и биосферные заповедники, таким образом, выступают в качестве инструментов, которые развивают связи между устойчивым туризмом и усилиями по их сохранению. Кроме того, они содействуют проведению экологической политики, уменьшают негативное социально-экономическое влияние и приносят экономические и социальные выгоды местному населению», — подчеркивал Коитиро Мацуура, генеральный директор ЮНЕСКО (1999—2009 гг.).
Эти два требования чрезвычайно сложно выполнять одновременно, однако, прибыль от посещения памятника иногда является основным источником его финансирования и содержания.
«Что лучше, чем туризм содействует взаимопониманию между народами, вызывая увлечение культурным и природным наследием? Выдающиеся объекты всегда притягивали туристов, как магнит. Гениальные творения человека и природы пробуждают в нас чувство прекрасного. Но неконтролированный туризм, неправильно спланированное развитие объекта могут повлечь непоправимые физические и социальные последствия не только для этих мест, но и для проживающих там людей», — писал в своей работе «Всемирное наследие: наше навсегда» Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО (1987—1999 гг.).
Деятельность Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры по охране сокровищ мирового значения охватывает все культурно освоенные уголки мира. Общегеографическая представленность является одним из краеугольных камней деятельности Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
В соответствии с географической классификацией ЮНЕСКО, выделяются следующие пять регионов расположения мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО: Африка, Арабские страны, Азия и Тихоокеанский регион, Европа и Северная Америка, Латинская Америка и Вест-Индия.
Несмотря на наличие и воплощение в жизнь вышеупомянутого принципа справедливой географической представленности, 49% объектов Мирового наследия находятся в регионе Европа и Северная Америка. 21% составляют объекты в Азии и Тихоокеанском регионе, 14% — в Латинской Америке и Вест-Индии, 9% — Африке, 7% — Арабских странах.
Можно много спорить: почему именно так? Безусловно, Европа является великим и непревзойденным культурным сегментом мировых достижений человечества в сферах архитектуры, искусства, литературы и так далее. Много столетий мир был преимущественно евроцентричным. Другие регионы были колониями европейских государств или находились в определенной закрытости от остального мира, как, например, Китай и Япония. Экономическая и политическая развитость этого региона содействовала более полной представленности Европы в списке ЮНЕСКО. Однако это не отрицает великого значения и уникальности культур других народов мира.
Вопреки включению в Список Всемирного наследия большого количества объектов стран Юга путем признания незастроенных сакральных мест и культурных ландшафтов, западные эстетические представления продолжают доминировать при отборе объектов. Из 911 объектов, 445, все-таки, находятся в Европе и Северной Америке. «Страны желают номинировать определенные виды объектов, такие как исторические центры городов. Кто, например, знает, что во Франции, в Новой Каледонии, находится четвертый по размеру коралловый риф в мире?» — подчеркивает Мехтильд Росслер, руководитель секции Европы и Северной Америки Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Да, действительно, Список Всемирного наследия каждый год увеличивается новыми пополнениями, но не вредит ли это «выдающейся универсальной ценности» объектов?
По мнению некоторых экспертов, определенные позиции, внесенные в Список Всемирного наследия, не являются выдающимися относительно звания Всемирного наследия. Несомненно, Список существенно расширился за последние 30 лет и стал, таким образом, жертвой собственного же успеха.
Позитивным или негативным для концепции Мирового наследия является стремительное увеличение числа объектов-кандидатов? «Сейчас мы наблюдаем отход от первоначального списка символических объектов», — утверждает антрополог Рафаэль Сошьер.
Причиной многочисленных дебатов является существующее понятие «выдающейся универсальной ценности» — одного из критериев, который применяется к объектам-кандидатам. Ранее, большое количество объектов являлось синонимом «чудес света» и этот факт не был предметом дискуссий. Никому не приходило в голову опровергать уникальное значение пирамид Гизы (Египет) или Галапагосских островов (Эквадор), но некоторые новые дополнения к Списку Всемирного наследия иногда даже вызывают удивление.
Сравнивая город Бразилиа (1987) и дом Луи Баррагана в Мексике (2004), Кристина Камерон, которая исследует архитектурное наследие при Монреальском университете (Канада), утверждает, что столица Бразилии была представлена в качестве «исключительно глобального примера современной архитектуры и городского планирования», в то время как дом Баррагана определен в качестве модернистского сооружения, которое имело наибольшее влияние на архитектуру Латинской Америки. «Это разные интерпретации «выдающейся универсальной ценности», — подчеркивает эксперт. Камерон полагает, что не более 5% объектов номинированных за последние пять лет, являются совершенными с точки зрения общего признания, сравнивая с 20—30% в предыдущие годы.
Факт того, что тот или иной объект не был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, ни в коей мере не означает, что он не имеет «выдающейся универсальной ценности». Тем более он заслуживает сохранения и бережного отношения со стороны общества и государства.
Среди лидеров по количеству объектов, которые входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, следует отметить Италию (45), Испанию (42), Китай (40), Францию (35), Германию (33), Мексику (31), Индию (28), Великобританию (28), Россию (24), США (21). Именно в этих странах достаточно активно развит туризм. По данным Всемирной туристической организации (WTO), в 2010 году к туризму на нашей планете было привлечено 935 млн. человек.
Культурное и природное наследие постоянно находится под угрозой разрушения исчезновения. Среди факторов, которые усиливают эту опасность, — стремительная урбанизация, бедность, незаконные раскопки, природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды. Не меньшую опасность существованию значительных для человечества памятников истории, архитектуры и природы составляет равнодушие людей, низкий уровень культуры и информированности относительно важности их сохранения. Однако одной из наибольших угроз для историко-культурных объектов являются военные конфликты.
В войнах гибнут люди и ценности. Человечество всегда выступает против войн и предпринимает немалые усилия, чтобы уменьшить их наиболее разрушительные последствия, среди которых потеря культурных ценностей представляет собою только незначительную часть.
Не существует статистических данных о том, сколько произведений искусства и архитектуры было уничтожено в прошлые столетия. А ведь они представляли собою часть наследия, которое принадлежало всему человечеству. Их уничтожение нельзя оправдать никакой военной необходимостью.
Многие из этих идей отражены в положениях Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятой в 1954 году. Она известна также под названием «Красный крест военного времени для памятников». В этом документе признаются незаконными и недопустимыми разрушение и разворовывание культурных ценностей любым государством-участником конфликта. Следует отметить, что границами действия конвенции является именно период войны и в ней, прежде всего, говорится о защите зданий и монументов.
Впрочем, это было первое международное соглашение универсального характера, в котором объединены нормы, которые предусматривают охрану культурного наследия в мировом масштабе. В частности, подчеркивается, что вред, нанесенный культурным ценностям каждого народа, является губительным обеднением достояния всего человечества.
Конвенция 1954 года сразу приобрела огромное значение еще и потому, что проблемы культуры стали одним из важнейших вопросов международных отношений.
По состоянию на 2010 год, Список объектов Всемирного наследия, которые находятся под угрозой, насчитывает 35 объектов, 18 из них являются культурными объектами и 17 — природными. В этот Список на временной основе вносят объекты, которые подвергаются разным видам опасности, вызванной природными причинами или вмешательством человека: вооруженными конфликтами и войнами, землетрясениями и другими природными катастрофами, загрязнением окружающей среды, браконьерством и беспорядочным строительством. Включение в этот перечень является своеобразным предупреждением необходимости надлежащего внимания к значительным для человечества памятникам культуры, истории, природы и призывом к принятию неотложных мер по их сохранению. Если призывы не действуют, объект исключается из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Например, так произошло в 2009 году с Долиной Эльбы в Дрездене (Германия). Долина Эльбы лишилась статуса объекта, который находится под охраной этой международной организации. Это произошло из-за длительного строительства автомобильного путепровода в охраняемой зоне культурного ландшафта.
Проблемы осознания необходимости сохранения и охраны памятников могут быть решены только при условии формирования у людей соответствующей системы ценностей, уважения к себе и другим, основанных на принципах толерантности и культуре мира. Именно образование способно укоренить эти идеи в сознании подрастающего поколения и обеспечить всестороннее развитие человека. Хочу отметить, что с самого начала образование было одной из ведущих сфер, которой занималась ЮНЕСКО. Эта международная организация рассматривает образование как процесс формирования человеческой личности, как непрерывную систему воспитательных и учебных мероприятий в течение всей жизни. Её главный аргумент заключается в том, что в центре развития цивилизации должен быть человек, и от того, каким он является, зависит качество жизни на Земле.
Ключевой целью такого подхода является приобретение человеком не только формального документа о получении образования в соответствующих учреждениях, а формирования образованности — одного из основных факторов культуры. Образованность цивилизованного человека, в значительной мере, заключается в знаниях об уникальности и бесценности культурного достояния других народов мира, в осознании необходимости межцивилизационного диалога и взаимопонимания.
Именно в этом контексте следует рассматривать усилия ЮНЕСКО по фиксации и сохранению Всемирного культурного и природного наследия.
К сожалению, в Украине существует проблема низкой осведомленности молодого поколения о выдающихся объектах культурного и природного наследия. Существует недостаток информационных источников и просветительских мероприятий по соответствующей тематике, а также недостаточная мотивация молодежи относительно исследования этих вопросов.
В данный момент продолжается Всеукраинский культурно-образовательный проект «Всемирное наследие в руках молодежи». Проект был инициирован Фондом «Одаренные дети — будущее Украины» при поддержке Министерства культуры Украины и в сотрудничестве с Национальной комиссией Украины по делам ЮНЕСКО. Организаторы проекта информируют юных граждан страны о значительном достоянии цивилизации, содействуют формированию личности, активизируют потребность молодежи в изучении Национального и Всемирного наследия посредством получения знаний относительно их популяризации и сбережения. Культурное наследие — это бесценное сокровище каждого народа, которое выражает его своеобразие и индивидуальность, а также преемственность эпох в ходе исторического развития. Забота о культурном наследии является обязанностью каждого образованного гражданина, каждого порядочного человека. От этого зависит, удастся ли сохранить общечеловеческое наследие.
А чтобы не оказаться на задворках цивилизации, мы должны осознать значение того исторического, духовного, культурного и природного богатства, которым располагаем, научиться его ценить и сохранять. Быть ответственными перед будущими поколениями за выдающиеся достояния человечества.