Мы знаем друг друга много лет, и надо сказать, что с годами Всеволод Шиловский практически не меняется: все та же бьющая через край энергия, все та же вспыльчивость и обидчивость, все та же любовь к женщинам — практически ко всем без разбору. «Сейчас я тебе все расскажу, но сначала поцелую» — заявил, хитро сверкая глазами. Заявление пришлось пропустить мимо ушей, так как доподлинно известно, что дальше деклараций в таких случаях дело не идет. Присказки такие у старого друга. Так что (используя опять же любимую присказку актера), «не надо ханжить». А потом, многое из вышеперечисленного ему можно и нужно прощать за талант, который умудрился не растерять на непростых жизненных дорогах. А судьба этого известного мхатовца сложилась непросто: театр, который был для него больше, нежели родной дом, он покинул более 10 лет назад, — уже в зрелом возрасте, когда здравомыслящие люди такими поступками не «разбрасываются». Ушел, разругавшись с Олегом Ефремовым, фактически, на улицу. И… начал снимать кино. До сих пор с канала на канал кочуют его режиссерские работы — «Миллион в брачной корзине», «Блуждающие звезды», «Кодекс бесчестия», «Приговор», «Линия смерти» и другие. Нельзя сказать, что вышеперечисленные фильмы были шедеврами, но это вполне профессиональное кино. Таким образом, Шиловский сохранил статус человека, оставшегося у дел, но по всему видно, что тоскует по театру. И это немудрено: за его плечами десяток поставленных им мхатовских спектаклей и сотни непроходных ролей на главной сцене страны.
«НАДО РАБОТАТЬ НА КАССУ!»
— Всеволод, мы с вами много говорили о мхатовской ситуации и причинах ухода из театра, о ваших обидах на Олега Ефремова. Теперь, когда Олега Николаевича нет в живых, можете сказать, что ситуация в театре изменилась к лучшему?
— В 1987 году МХАТ распался. С тех пор я больше не переступал порог театра. Причины понятны: до сих пор убежден, что не может быть двух соборов Василия Блаженного или двух Таганок. Как только театр распался на два МХАТа, он прекратил свое существование.
— Вы никогда не думали о том, что ваша планка несколько завышена? Невозможно хранить нечто в неизменном виде. Убеждена, что и в наших Национальных театрах имени Франко или имени Леси Украинки нет тех традиций, которые были там 50 лет назад…
— А это все от государства зависит и от отношения к искусству людей, которые возглавляют эти театры. Юрий Соломин и Виктор Коршунов смогли почему-то сохранить Малый театр.
— Да, только почему-то там большая проблема с наполнением зала…
— (Обижено.) Приедь в Москву, я поведу тебя на любой спектакль Малого, и ты увидишь полный зал. Такая же ситуация недавно была и в БДТ. К сожалению, Товстоногов не успел создать второе поколение актеров. А вот Марк Захаров сделал это и театр сегодня успешен.
— Марк Анатольевич не только создал несколько поколений актеров, он обладает умением чувствовать конъюнктуру, отвечать на ежеминутные запросы зрителя. Одним словом…
— …он создал первый коммерческий театр в стране. Все правильно. Ну, и ничего плохого в этом нет. К тому же, он не меняет своей эстетики.
— Вот видите, вы прощаете Захарову его «купеческий» подход к искусству, а другим — нет.
— Не в этом дело. Дело в понимании природы вещей. Был такой режиссер Немирович- Данченко, без которого Художественный театр не существовал бы, потому что при гениальной режиссуре Станиславского нужен был такой же гениальный организатор. Так вот, он после начала образования театра сказал: театр надо закрывать или менять репертуар. И чуть позже: «Пора кончать с общедоступностью — надо работать на кассу!». Это было сказано задолго до Захарова, так что никакой Америки он не открыл.
А в моем театре за годы работы Ефремова все что было сделано, — перечеркнуто: не было воспитано ни одного режиссера, не создано следующее поколение актеров. 30 лет, начиная с 1970 года, не создано ни одного спектакля, на который хотелось бы прийти второй раз.
«ЕФРЕМОВ БЫЛ ОЧЕНЬ ОДИНОКИМ ЧЕЛОВЕКОМ»
— Ну, это достаточно субъективно. По крайней мере, за все эти годы не написано ни одной отрицательной рецензии на спектакли МХАТа…
— А это было табу — как же, главный театр страны! Вот в чем весь ужас и цинизм ситуации.
— Причина такой лояльности — миф о театре или магия личности Ефремова?
— И то, и другое. И знаешь, что еще противно. На третий день после похорон Олега Николаевича Олег Табаков сказал: «Все разрушено, труппы нет, репертуара нет, но я наведу здесь порядок». А ведь он был не просто его коллегой, а близким другом, человеком, который, по сути, был сделан из ребра Ефремова. Облил Ефремова грязью и Смелянский, 15 лет работавший при Олеге Николаевиче,— именно он был автором многих панегириков и славословий в честь Ефремова при его жизни. И тогда не выдержал Шиловский, который всю жизнь говорил Ефремову нелицеприятную правду в глаза, и сказал, что так вести себя после смерти человека непорядочно и неприлично.
— А почему так могло случиться, что после смерти бывшие друзья вдруг заговорили о нем так плохо? Он ничего не понимал в людях или просто окружал себя подхалимами?
— Да нет, никем он себя не окружал. Ведь, при огромном количестве приятелей и собутыльников, он был в сущности очень одиноким человеком. Одиноким человеком магического обаяния.
— Сейчас уже, когда «большое видится на расстоянии», как вы думаете, почему ваши отношения не сложились? Я так понимаю, что фактор зависти исключен с обеих сторон?
— Ефремов никогда никому не завидовал! Мне — тем более. Что ты! Другое дело, что у нас были эстетические разногласия: я считал, что он получил не «свой» театр, его театром был «Современник», это была его стилистика и эстетика, не надо было оттуда уходить. А МХАТ — это крупнокалиберное искусство, это огромная массовка, это отсутствие камерности — такие вещи надо понимать. А Ефремов умел делать только камерные спектакли. Встроиться с ходу в такой организм мог только такой талант, как Евстигнеев. Ты знаешь, что его приняли сразу на третий курс? Но Евстигнеев — это глыба, какой-то непостижимый природный дар. Я тебе скажу, что Ефремов — один из немногих режиссеров, который чувствовал сегодняшний день.
«ШАТРОВ ЕЩЕ 20 ЛЕТ НАЗАД ЕЗДИЛ НА БЕЛОМ МЕРСЕДЕСЕ»
— Скажите мне, как Ефремову удавалось при самых хороших взаимоотношениях с властью иметь репутацию диссидента. Аналогичный талант водился в свое время и за Юрием Любимовым. Но так же не бывает. Как говорится, или снимите крестик, или наденьте трусы.
— Олег Николаевич в самом деле имел репутацию оппозиционера — и это при звании Герой Соцтруда, двух Государственных премиях и двух орденах Славы. При том, что он руководил лучшим театром страны. Думаю, что слухи о его диссидентстве несколько преувеличены. На самом деле, возникали эти слухи после очередного закрытия очередного спектакля. А «закрытия» эти были следствием зачастую деликатной просьбы доработать, дотянуть художественный уровень постановки.
— На чем основана была дружба Олега Ефремова и автора новаторских пьес о Ленине — Михаила Шатрова? Шатрова, который имел доступ к секретным партийным архивам и тоже отчаянно создавал себе репутацию диссидента?
— Ну, у Шатрова и сегодня все в порядке благодаря близости к первым людям страны… , но он же и в годы советской власти ездил на белом Мерседесе.
— Эстетические разногласия — дело, конечно, серьезное, но скажите по чести, Всеволод Николаевич, неужели и сегодня, когда все кончено, не испытываете сожаления по поводу этой многолетней ссоры?
— В человеческом смысле — да, испытываю. В то же время я вспоминаю сколько судеб было сломано из-за Ефремова, сколько смертей талантливых людей произошло, — и мне становится не по себе. Получилось, что он пришел в чужой дом и начал его крушить. В последние годы он уже не мог создавать и мне это очень напоминало последние годы правления Ельцина.
— А вы могли бы работать еще в каком-то театре, кроме МХАТа?
— Нет, я однолюб.
«ДВУМЯ ТЕАТРАМИ РУКОВОДИТЬ НЕРЕАЛЬНО»
— Сможет Табаков навести порядок в МХАТе?
— При его колоссальном обаянии и умении открывать ногой любую дверь, Олег Павлович сможет создать новый театр. Но это будет уже не МХАТ. Вообще, эту вывеску нужно было снять после раздела.
— Но можно ли качественно осуществлять менеджмент сразу двух театров — МХАТа и «Табакерки»? Реально ли это? Не будет ли Табаков просто «свадебным генералом»?
— Сразу говорю — нереально. Кроме того, не забудь, что он преподает, руководит какими-то фондами, ставит спектакли. Такой разброс пусть даже мощной энергии удивительно работоспособного Табакова все равно нигде не даст качественного результата. Поэтому надо дать себе отчет в том, что МХАТа больше нет и его возрождение — невозможно.