Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Высшее образование — на «евроремонте»

Заместитель министра Михаил Степко о качестве вузов, «блатных» студентах и новых бакалаврах
4 августа, 2004 - 20:46

Ныне отечественная система высшего образования переживает времена реформирования. Его главный смысл — в приближении к евростандартам. Именно о направлениях и надеждах, связанных с процессом евротрансформации, и рассказал «Дню» заместитель министра образования и науки Украины Михаил Степко.

— Михаил Филимонович, в чем особенность нынешнего отношения государства к роли и значению высшего образования в нашей жизни?

— Высшее образование в нынешнем обществе стало ощутимым фактором социального регулирования. Одной из составляющих этого фактора является то, что продолжение образования означает отложенную безработицу. Образование — кроме приобретения квалификации, дает выпускникам школ дополнительное время и, соответственно, увеличивает шансы найти работу. Наличие диплома о высшем образовании — дополнительная социальная защита для работника: он увеличивает его шансы на трудоустройство. Вот почему правительство сегодня пытается найти дополнительные возможности для поддержки этой важной сферы. Так, в этом году в Украине запланировано принять на бюджетную, т.е. неоплачиваемую форму обучения по образовательному уровню «бакалавр» на 2,5 процента студентов больше, чем в прошлом году. Таким образом, мы приближаемся к запланированному на 2005 год показателю 180 бюджетных мест для студентов на 10 тысяч населения.

— Каково соотношение сегодня между количеством выпускников школ и студенческих мест в вузах по сравнению с тем, что было, скажем, в конце 80-х годов?

— В те времена соотношение первокурсников к выпускникам школ составляло 20 процентов. Сегодня эта цифра выросла до 70. Но тогда все сто процентов учились без оплаты. Сегодня же по образовательному уровню «бакалавр» за счет бюджета учится 46 процентов, по контракту — соответственно 54. Подчеркиваю, последнее соотношение касается только государственных вузов.

— Не снижает ли контрактная форма обучения «качества продукции» вузов — уровня знаний выпускников?



— Такая проблема сегодня стоит довольно остро. Там, где «бюджетнику» преподаватель ставит двойку, «контрактнику» он часто стремится «натянуть» тройку. Действительно, контрактное обучение сегодня — это и ремонт помещений, и зарплата преподавателей. Отсюда и лояльность. Вот почему правительством предусмотрено дальнейшее увеличение соотношения контрактников и бюджетников в пользу последних.

— И все же, если брать в среднем, снижается ли уровень высшего образования?

— Да. Это можно проиллюстрировать цифрами. В различных вузах успешные студенты составляют только 10—20 процентов от общей численности. Причин тому — целый ряд. Одна из них — значительное снижение уровня знаний у выпускников школ. Высокий балл в аттестате еще не гарантирует знаний. Могу привести пример: несколько выпускников из двадцати медалистов одной школы на вступительных экзаменах получили двойки. Ректор одного из харьковских технических университетов мне честно признался, что первокурсников следует еще доучивать до уровня выпускников средней школы — для этого пришлось вводить пропедевтический курс по математике и физике.

— Что же делается для того, чтобы система оценки знаний стала более объективной?

— С этого года мы рекомендовали вузам отказаться от практики, когда к будущим бюджетникам и контрактникам применяют различные критерии проверки знаний: для первых — экзамен, для вторых — зачисление по результатам собеседования. Другое дело, что это только рекомендация и ректоры в отношении этого вопроса руководствуются собственными соображениями.

Во-вторых, это введение внешнего тестирования. Несколько лет назад при содействии фонда «Відродження» в Украине было образовано несколько независимых пунктов тестирования знаний вчерашних школьников. Министерством образования и науки Украины было рекомендовано высшим учебным заведениям зачислять результаты этого тестирования как результаты вступительных экзаменов по соответствующим предметам. Практика доказала, что такое независимое тестирование является объективным. На сегодняшний день количество таких пунктов увеличилось до оданнадцати (в Харькове, к сожалению, пока что такой пункт не создан). Интересно, кстати, что на вступительных экзаменах абитуриент часто показывает лучшие результаты, чем на внешнем тестировании.

Вот почему мы в перспективе видим переход всей системы вступления в вузы на принцип внешнего тестирования с заменой им вступительных экзаменов. Зачисление же будет осуществляться по количеству набранных баллов. Набрал 140 или больше баллов — имеешь шанс учиться, не набрал — следует готовиться тщательнее.

Сегодня общество не имеет возможности защитить действительно способных молодых людей от тех, которые поступают по «блату». Поэтому независимое внешнее тестирование должно стать мощным инструментом в борьбе за объективность оценки знаний и борьбе с коррупцией. Кстати, именно для этого мы в этом году создаем апелляционные комиссии (где в случае несогласия абитуриент имеет право обжаловать свою оценку) не из числа вузовских преподавателей, а из ведущих учителей школ. Члены таких комиссий абсолютно не зависят от руководства вуза. По первым отзывам, эта практика себя оправдала.

— Украина провозгласила переход к европейским стандартам высшего образования. Не могли ли бы вы обстоятельнее рассказать о них?

— В 1988 году Украина подписала и вскоре ратифицировала Лиссабонское соглашение европейских государств о взаимном признании высшего образования. До октября нынешнего года мы подадим заявку для вступления в Болонскую конвенцию, а членство в ней предусматривается с октября следующего. Уже проведен ряд конференций и семинаров по этому вопросу при участии международных экспертов и руководителей ведущих вузов Украины, в том числе и на базе национального технического университета «Харьковский политехнический институт». Мы получили позитивные оценки своей системы высшего образования. Эксперты сказали, что Украина готова к этому вступлению. Со своей стороны 90 вузов провели эксперимент по переводу обучения на новые стандарты. А этой весной ректоры ряда ведущих университетов подписали заявление о поддержке идеи вступления Украины в Болонский процесс. Европа нам не навязывает конкретных мероприятий по перестройке системы образования. От членов конвенции требуется только прозрачность системы оценки уровня знаний и наличие общепризнанных методик сравнения национальных систем образования. Для этого предусматривается перейти на трехступенчатую систему высшего образования. Первая ступень — бакалавр. Достигается она по окончании четырех лет обучения. В мировой практике абсолютное большинство людей с высшим образованием — именно бакалавры.

Вторая ступень — магистр. Для этого следует учиться еще два года. Вот здесь и происходит отбор самых успешных студентов, потому что количество бюджетных мест в магистратуре будет составлять 15—20 процентов от количества бакалавров — это и отвечает фактическому количеству студентов соответствующего уровня подготовки.

Следующий уровень — Postgraduate — отвечает нынешнему аспиранту — это люди, которые стремятся посвятить себя научной работе. По закону у нас в 1998 году было введено два уровня — бакалавр и специалист. Фактически специалистами становились все бакалавры, которые вступили на пятый курс. Теперь ситуация изменится, потому что уровень специалиста должен исчезнуть.

— Бесспорно, это вызовет целый ряд проблем, в частности, связанных с установившимися традициями.

— Да, прежде всего это проблема признания бакалавров. Необходимо убедить работодателей, что бакалавр — это полноценный уровень высшего образования. Здесь мы работаем вместе с Минтруда Украины. Вместе с тем планируется вернуть образовательный уровень квалификации «младший специалист» — для этого уже разработан проект временного положения. Их будут готовить техникумы и заведения профессионально-технического обучения.

— Сегодня техникумы преобразовались в колледжи и стали называться высшими учебными заведениями первого и второго уровней аккредитации...

— От уровней аккредитации мы вообще отказываемся. Те техникумы, которые уже вошли в состав университетов, в той структуре и останутся. А все другие, а также профессионально-технические училища восстановят свои функции как средние учебные заведения профессионально- технического образования. Аккредитация и лицензирование для высших учебных заведений будут стандартом и будут означать соответствие международному уровню.

С этой целью вводится система модулей и кредитов. Модули объединяются в кредит — 36 учебных часов, куда входят лекционные, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. По результатам изучения дисциплины, из нескольких кредитов складывается интегрированный экзамен за весь курс, а не за один семестр. За год обучения каждый студент должен набрать 60 кредитов. При этой системе учитывается также научная работа студента.

Таким образом студент может продолжить обучение в вузе другого города или даже другой европейской страны и прибавить к ранее полученным кредитам новые, а диплом получить в третьем вузе. При этом Болонский процесс требует, чтобы к диплому выдавалось специальное дополнение, где обязательно должны быть отражены восемь основных позиций. В частности, сколько кредитов, из каких дисциплин, и в каких учебных заведениях набрал их студент. Именно это и будет означать прозрачность контроля и сравнение систем обучения.

— Сегодня в сфере высшего образования среди вузов проходит конкурентная борьба за студента. Некоторым заведениям будет нелегко ее выдержать, особенно, если учесть необходимость аккредитации по международным стандартам.

— Это объективный процесс. Останутся наиболее мощные вузы, где учебная работа сочетается с научно-исследовательской, это тоже требование соответствия международным стандартам. Именно там и будет целесообразно готовить магистров. Очевидно, будет происходить процесс укрупнения вузов — подобно тому, как это произошло в Сумах. Но это будет происходить постепенно и будет продиктовано именно возможностями вузов выдержать конкуренцию. Этому же будет содействовать и переход вузов из ведомственного подчинения в систему Министерства образования и науки, что предусмотрено соответствующим Указом Президента Украины от 18 февраля этого года. Первыми перейдут вузы, подчиненные Министерству культуры. В последнюю очередь — вузы Минфина. Важным моментом здесь является интеграция гражданского и военного образования. В рамках этой программы Харьковское танковое училище уже несколько лет назад присоединено к Национальному техническому университету «Харьковский политехнический институт». А с 1 сентября к Харьковскому национальному университету им. В.Н. Каразина будет присоединен Военный университет — один из ведущих отечественных военных вузов. Подобные же процессы проходят во всей Украине. Времена меняются. И то, что было двадцать лет назад, сегодня должно отвечать современному уровню. Именно с этой целью Украина и планирует интегрировать свою систему образования в общеевропейскую.

Петр МАТВИЕНКО, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ