В Министерстве здравоохранения рассказали, как планируют готовить эрудированных, амбициозных и конкурентных врачей. Программу перемен прописали в Стратегии развития медицинского образования в Украине. До 12 октября будет длиться ее общественное обсуждение. И. о. министра здравоохранения Уляна СУПРУН отметила, что врачей нужно учить так, как спецназначенцев, — с постоянными проверками усвоенных знаний, улучшением приобретенных навыков и получением новых.
В Минздраве рассчитывают, что запланированные изменения реализуют на протяжении десяти лет. Некоторые из них начнут действовать уже в ближайшей вступительной кампании.
НОВЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
Первый шаг сделан: Минздрав совместно с Минобразования поднял пороговый балл в медицинских университетах до 150, это минимум, который должен получить абитуриент на внешнем независимом оценивании. Такое правило уже действовало во время нынешней вступительной кампании. А теперь еще и меняются предметы, по которым абитуриент должен сдавать тестирование. Обязательными остаются украинский язык, химия или биология по выбору, новое — математика или физика. Планируется, что так вузы смогут отобрать на обучение наиболее способных студентов.
Следующий этап — новые стандарты учебы. По словам советника министра здравоохранения Инны СОВСУН, рабочая группа Минздрав и МОН уже подготовила их и отправила на экспертную оценку в зарубежные университеты. На протяжении года эти стандарты должны быть утверждены, соответственно, заведения высшего образования смогут готовить новые учебные программы.
Студентам придется «налечь» на английский, ведь нужно будет сдавать экзамен по английскому языку профессионального направления. Также внедряется международное тестирование ОСКI, которое позволит сравнить качество учебы между разными медицинскими университетами. В следующем году этот тест пройдут студенты-третьекурсники. Как объяснила Инна Совсун, внедренные еще в 1990-х годах лицензионные экзамены «Крок» отжили свое.
ФИНАНСИРОВАНИЕ — ПО ЗАСЛУГЕ
Еще один блок изменений касается последипломного образования. Оно должно быть непрерывным. Ежегодно медики будут проходить курсы для улучшения квалификации, где и в какой форме — на их усмотрение. Минздрав признает абсолютно все сертификаты, в частности заграничные.
Кроме того, изменится прохождение интернатуры. Планируется, что каждое заведение медицинского образования будет иметь свой рейтинг успешных студентов, а наилучшие будут выбирать специализацию и место прохождения интернатуры самостоятельно, а не по распределению. Преподаватели так же постоянно будут работать над собой и получат возможность обучения в зарубежных заведениях образования.
Не менее важный компонент стратегии — управление университетами и их финансирование. Отныне механизм финансирования будет базироваться на индикаторах успеваемости заведений высшего образования. Чем больше лучших студентов — тем больше средств получит вуз. Как ранее объясняли «Дню» в аналитическом центре CEDOS, это и является основной задачей Минздрава — контролировать качество образования и обеспечивать надлежащее финансирование.
Вместо этого в CEDOS спрашивают, сколько средств недополучили медицинские вузы от Минздрава для качественных образовательных услуг в 2017 году? Как пример — скандальная история со срывом экзаменов «Крок 1. Стоматология» в Национальном медицинском университете имени Александра Богомольца. По версии экс-ректора Екатерины Амосовой, студенты не смогли сдать этот экзамен, поскольку профильное министерство не выделило средства, соответственно, вузу не было чем рассчитаться за них с Центром тестирования при Минздраве. Напомним, именно это стало причиной для расторжения контракта с Амосовой.
ОГРАНИЧЕННАЯ АВТОНОМИЯ
При этом в Минздраве утверждают, что по стратегии развития медицинского образования профильные вузы станут автономными как финансово, так и академически. Это также предусматривает закон о высшем образовании. Впрочем, ситуацию в НМУ имени Богомольца и Одесском национальном медицинском университете трудно назвать проявлением университетской самостоятельности. Оставим за скбками все интриги вокруг этих скандалов, приведем несколько фактов.
Константин НАДУТЫЙ, директор департамента менеджмента Ассоциации семейной медицины Украины, Минздрав: Минздрав должен ответить на еще один вопрос: будет ли нам хватать врачей после реформы? Теперь не все пациенты могут подписать декларации с врачами первичного звена, потому что их меньше, чем нужно. Прогноз относительно потребности во врачах вообще отсутствует. Что произойдет, если предложенные изменения будут внедрять стремительно? Порадует ли украинцев то, что через шесть лет будет выпущено вдвое меньше врачей, а девять из десяти выедут из Украины, ведь диплом будет свободноконвертируемым, и ни один не поедет работать в сельскую местность? Согласно установкам Всемирной медицинской ассамблеи, высокое качество медицинской помощи оправдано лишь тогда, когда она доступна всем. То, что предлагается, не учитывает интересы ни граждан, ни государства. Не учитывает даже интересы врачей, которые в следующие годы будут чувствовать все большее давление перегрузки и сверхэксплуатации.
В обоих вузах Минздрав устранил с должностей ректоров Екатерину Амосову и Валерия Запорожана и назначил своих и.о. ректора. Недавно оба вуза получили от Окружного административного суда города Киева похожие, как под копирку, решения об отмене министерских приказов о назначении «своих» и.о. Также в постановлениях суда речь шла о запрете МОЗ вмешиваться в работу университетов, в частности назначать исполняющих обязанности ректора, потому что по закону о высшем образовании в форс-мажорных обстоятельствах эти должности автоматически занимают первые проректоры. Несмотря на такие судебные решения, Минздрав по второму кругу назначил в обоих заведениях новых и.о. ректора. А как же тогда университетская самостоятельность?
«В наших условиях автономия превратилась в искривленное явление или ректорский феодализм. Ректоры вытесняют всех неугодных, замещают на неквалифицированных, но лояльных. Таким образом задача высшего образования не выполняется, — считает Ирина ЕГОРЧЕНКО, старшая научная сотрудница Института математики НАН Украины, активистка общественной организации «Точка роста: образование и наука». — Автономия должна предусматривать отсутствие обязательного контроля за определенными делами. Например, Минздрав говорит, что сокращается количество бюрократических моментов, но некоторые университеты наоборот увеличивают объем бумажной работы. Преподаватели из-за этого увольняются, а страдают от этого студенты. По-моему, нужно реорганизовать университеты, иначе эти судебные волокиты, как в одесском и киевском медуниверситетах, будут длиться вечно».
ВРАЧЕБНАЯ АРИФМЕТИКА
Как будет контролироваться практика студентов-медиков, как будут работать университетские клиники, когда наши дипломы приравняются к международным, и почему студент теперь должен больше учить английский язык, чем медицину в целом? Такие вопросы сейчас получает Минздрав от студентов и преподавателей. Команда министерства обещает растолковать все в течение общественного обсуждения.
По мнению Константина НАДУТОГО, директора департамента менеджмента Ассоциации семейной медицины Украины, Минздрав должен ответить на еще один вопрос: будет ли нам хватать врачей после реформы? Теперь не все пациенты могут подписать декларации с врачами первичного звена, потому что их меньше, чем нужно.
«Прогноз относительно потребности во врачах вообще отсутствует. Что произойдет, если предложенные изменения будут внедрять стремительно? Порадует ли украинцев то, что через шесть лет будет выпущено вдвое меньше врачей, а девять из десяти выедут из Украины, ведь диплом будет свободноконвертируемым, и ни один не поедет работать в сельскую местность? — рассуждает Константин Надутый. — Согласно установкам Всемирной медицинской ассамблеи, высокое качество медицинской помощи оправдано лишь тогда, когда она доступна всем. То, что предлагается, не учитывает интересы ни граждан, ни государства. Не учитывает даже интересы врачей, которые в следующие годы будут чувствовать все большее давление перегрузки и сверхэксплуатации. Или выедут в другие страны, где вопрос качества подготовки не рассматривается в отрыве от количества. В то же время практически все идеи этой концепции могут быть использованы для формирования взвешенной стратегии изменений в кадровом обеспечении системы здравоохранения».