Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вызов современности — религиозный плюрализм

20 декабря, 2003 - 00:00


Во Львове только что закончилась Международная конференция «Вызовы религиозного плюрализма в Центральной и Восточной Европе», в которой принимали участие более 70 ученых из более чем 20-ти стран — Украины, Польши, Болгарии, Германии, Венгрии, Великобритании, США, России и других государств, а также представители украинской власти. Организаторами были Международная ассоциация по изучению религии в Центральной и Восточной Европе, Национальный Львовский университет им. Ивана Франко, Украинский католический университет (УКГЦ) и Консорциум «Генеза» (Львов). Организационный комитет конференции возглавил г. Андрей Юраш, доцент Львовского Национального университета, член правления Ассоциации международного изучения религий. Организация конференции была четкой и эффективной, что отметили как украинские, так и иностранные участники. (А проблем возникало немало, например — известный ученый д-р Джеймс Ричардсон (США) прилетел в Украину без визы: возникла угроза немедленной депортации уважаемого гостя, ему отказали в гостинице и пр. В конечном счете, дело уладили.)

Доклады и прения, продолжавшиеся пять дней, продемонстрировали почти полную солидарность участников относительно таких кардинальных вопросов, как полная свобода совести для каждого человека, равенство перед законом и перед обществом всех религий и конфессий. Участники соглашались также с тем, что решение проблем конфессионного плюрализма в посткоммунистических странах нуждается в изучении, постоянном внимании, а также специальном воспитании общества, в частности, с помощью СМИ. На конференции заметную роль играли украинские ученые, занимающиеся исследованиями современных религиозных феноменов не только в Украине, но и в Восточной Европе. С важными и интересными аналитическими докладами выступили как известные, так и молодые ученые.

Нет никакого сомнения в том, что подобные конференции имеют большое значение для Украины, где до действительного принятия таких либеральных ценностей, как религиозный плюрализм, общая толерантность, еще далеко. До «религиозных войн», слава Богу, не дошло, но нормальные отношения между различными церквями устанавливаются не всегда. Не утихают межцерковные соревнования — за «первые роли» в общественной жизни, за церковное имущество, за места, которые ближе к «солнцу» власти. Ниже предлагаем краткое содержание некоторых выступлений.

Виктор Бондаренко в своем докладе «Религия и церковь в современной Украине: Государство, тенденции и проблемы развития» рассказал присутствующим, что последние 15 лет религиозная среда Украины развивается по своим собственным законам. Особенно заметным является рост сети религиозных организаций и конфессионного разнообразия в стране. Сегодня количество церковных организаций в Украине (около 28 тысяч) превышает количество светских школ (около 22 тысяч). (Хорошо это или плохо? — К.Г. ) Церковь прогрессивно трансформирует себя в развитую институцию, сравнимую по значению со светскими структурами. Существующие проблемы связаны с наследием тоталитарного режима. Нелегким делом является обнаружение путей и форм кооперации церквей с другими общественными организациями, такими, как школа, семья, благотворительные заведения и тому подобное. Проблемой остается также правовое обеспечение развития церквей в Украине.

Кирилл Булкин («Создание этического кода для журналистов, освещающих межрелигиозные отношения») считает, что сохранение мира и взаимопонимания в обществе является важной задачей для журналистов. Это касается также межрелигиозных отношений, которые могут стать или источником внезапного напряжения или примером нового типа отношений с высоким уровнем терпимости. Приводились примеры как положительного, так и отрицательного влияния масс-медиа на межрелигиозные отношения. Положительными примерами, по его мнению, являются публикации в журналах «Наша вера», «Арка», газете «День» и др. Свобода слова совсем не означает свободу писать все, что «сам захочу». Ограничения должны быть результатом уважения журналиста к взглядам и конфесиионной принадлежности других людей. Перед украинскими журналистами стоит задача разработки норм, которым нужно следовать при освещении религиозных проблем. Это будет содействовать межрелигиозному миру в стране.

Александр Ваневский исследовал проблему «Конфликт или сосуществование религии и масс- медиа в Украине?». По его мнению, украинские СМИ до сих пор не готовы были адекватно реагировать на задачи нового времени. Часть материалов, посвященных в СМИ религиозным проблемам, не превышает 1% от объема светских новостей. Даже в условиях бурного религиозного ренессанса в Украине, журналисты не сумели заинтересовать людей религиозными проблемами, хотя большинство украинцев считают себя верующими. В стране не существует солидных баз религиозных данных, специальных интернет- сайтов, без которых квалифицированная работа журналиста невозможна. Мало журналистов, освещающих религиозную жизнь без предубеждения.

Темой выступления Виктора Еленского были «Религиозные перемены в посткоммунистических обществах: Украина в контексте Восточной Европы». По его мнению, современные религиозные проблемы можно понять только через знание специфичной истории церкви в той или иной стране, ее роли в формировании национальной идентичности. Особенно это важно при изучении религии страны, не имевшей государственности. В 90 годы в религиозной жизни посткоммунистических стран имели место многочисленные и существенные перемены: устранение ограничений, запрещений, дискриминации; активное развитие инфраструктуры церквей. Менее очевиден рост религиозности в обществе, увеличение числа верующих и т.д. Как показывают социологические опросы, во всех посткоммунистических странах (кроме Польши, где не существовало религиозного вакуума) резко увеличилось количество граждан, считающих себя верующим. Между тем, в некоторых странах сформировался определенный парадокс — число людей, считающих себя, скажем, православными, заметно превышает число верующих. Это означает, что для граждан важным является чувство принадлежности к той или иной группе людей, которых объединяет конфессия. Таким образом, наиболее существенные перемены в религиозной жизни произошли на уровне религиозных институций, а не на уровне индивидуума. Современные проблемы православия в Украине являются отпечатком ее истории, или, во всяком случае, адекватным показателем политических и культурных противоречий в современном обществе, конфликта разных идентичностей и разных моделей исторической памяти. Социальные опросы свидетельствуют, что люди желают, чтобы церкви стали более причастными к решению неотложных социальных проблем.

Анатолий Карас (доклад «Христианство и гражданское общество») искал ответы на вопросы: «Сотрудничество или противостояние?». По его мнению, религиозные организации должны стать — добровольно — членами гражданского общества и усвоить его коллективные ценности. Церкви, синагоги и другие храмы обязаны играть важную роль в частности в перестройке самоуправления на местном уровне. Многие ученые считают, что современная концепция гражданского общества является «натуральным расширением христианства», доказывая, что такие принципы, как свобода и равенство являются в действительности ничем иным, как библейскими ценностями. По словам Вацлава Гавела, для сохранения современного мира в головах людей должна произойти «генеральная мобилизация гражданской сознательности, ума, духа, ответственности» — ради того, чтобы отказаться от насилия. Что является общей целью церкви и гражданского общества.

Ярослав Позняк , доклад «Церковь и Государство в Украине». 10 лет тому назад в Украинской РСР законными признавались только 9 конфессий. Сегодня зарегистрировано более 130 религиозных церквей, конфессий и религиозных движений. Национальное сознание шагает в направлении плюралистических взглядов на мир, как в политической, так и в религиозной сфере. Несмотря на все декларации, украинское общество все еще не воспринимает и не понимает в полном объеме такой феномен, как религиозная свобода. Именно поэтому государство вынуждено постоянно вмешиваться в межцерковные дела.

На Львовской конференции присутствовали также российские исследователи, которые объективно анализировали современную религиозную ситуацию в своей страны и место Русской православной церкви (РПЦ) в обществе.

Николай Митрохин (Москва) в «Современных проблемах РПЦ» напомнил присутствующим, что прошло уже более десяти лет полной независимости РПЦ. В течение последних веков церковь никогда не имела такой свободы в принятии решений, в выборе пути дальнейшего развития, как сегодня. Однако можно утверждать, что РПЦ не использовала этого шанса войти в современный мир, стать ключевым институтом посткоммунистического гражданского общества. Она все больше впадает в консерватизм и одновременно слабеет организационно, превращаясь в закрытую, слабо управляемую организацию. В условиях антидемократического тренда в российской политике РПЦ стала важным компонентом консервативной националистической государственной идеологии. Она стала приютом для людей с низким уровнем образования и общественной активности, а также, что наиболее важно, превратилась в наблюдателя и критика, но не в участника политических и социальных процессов в России.

Александр Светлов исследовал «Специальный статус доминирующих церквей в посткоммунистических странах». В частности, процесс отхода российского общества от задекларованной религиозной свободы и внедрение деления всех церквей на «традиционные» и «нетрадиционные» (Закон 1997 года). Существует мнение, что главной целью Закона 1997 года является не регулирование религиозной жизни, а утверждение права России на независимую внешнюю и внутреннюю политику, права перестраивать новую жизнь согласно национальным интересам и историческим традициям. Между тем, Закон заметно ограничил права так называемых нетрадиционных религий, в число которых попали католическая, все протестантские и все новейшие церкви и течения.

Людмила Филипович и Анатолий Колодный (Украина) изложили свой взгляд на общие проблемы христианства на территории Восточной Европы в ХХI веке («Новые вызовы перед христианством ХХI века: Восточная Европа»). Исторически сложилось так, что первое тысячелетие нашей эры было временем единого христианства. Второе тысячелетие — это период конфессионализации (появились католическая и православная конфессии, а спустя несколько веков — многочисленные протестантские). Особый размах процесс конфессионализации получил в ХХ веке (новые религиозные течения). Начались жесткие «соревнования», появилось понятие «конкуренции» религий. Третье же тысячелетие должно стать временем экуменического христианства, периодом, который подготовили два первых тысячелетия. Как написал когда-то Александр Мень: «Христианство только начинается!». Значит в будущем может возникнуть Объединенная Христианская церковь, которая будет основываться на экуменическом единстве различных движений, на взаимопонимании и терпимости, диалоге, а также общих интересах. Новое тысячелетие должно стать временем не только первой, но и второй библейской заповеди — временем «Любви к ближнему своему». Это будет разнообразие в духовном единстве, основанное на учении Христа.

Мирослав Маринович презентовал свою модель возможного развития христианства на посткоммунистическом пространстве. Он не считает невозможным формирование в будущем структуры, которая бы включала православные и греко-католические церкви Украины, и находилась бы в сопричастии как с Римом, так и с Константинополем. При этом каждая церковь сохраняет свой обряд, традиции, паству. Таким образом реализуется принцип единства в разнообразии.

Андрей Юраш в докладе «Единство в разнообразии: система автокефальных церквей как историческая модель христианского плюрализма» остановился на том, что проблемы и концепцию христианского плюрализма обычно связывают с западным христианством. С римским католицизмом — как духовной основой западной цивилизации и источником практики плюралистического мышления. А также с протестантизмом — наивысшим достижением либерального подхода к интерпретации христианской доктрины.

Православный мир создал и предложил христианскому миру свою собственную плюралистическую модель церковной организации. Это система равных по статусу автокефальных церквей (14 признанных и более десяти непризнанных независимых церковных организаций православного мира). Процесс образования этих церквей начался еще в четвертом веке (формирование четырех исторических патриархатов Востока) и активно продолжается и сегодня (7 автокефальных церквей были признаны в ХIХ и ХХ вв.). Тогда, как христианский Запад развивался по монархическому унитарному принципу, путь Востока был другим. Тот факт, что становление автокефальных церквей продолжается до нашего времени, означает наличие серьезного потенциала в этой древней традиции. Система, конечно, не безупречна — сегодня в мире существует несколько новых православных церквей (в США, Македонии, Черногории, Украине), которых не включают в систему Вселенского православия. Это однако не означает, что это историческое наследие не может быть использовано как плюралистическая модель организации церквей в современных обстоятельствах.

Вирджиния Якименко из Литвы в своем выступлении «Религия в посткоммунистических обществах» рассказала, что 50 лет советского господства, не заставило литовцев отказаться от веры и стать на позиции атеизма (как это случилось, например, в славянских республиках Советского Союза. — К. Г. ). Религиозная идентичность там трансформировалась в национальную. Падение коммунизма было для литовцев самым важным историческим событием в послевоенной истории, началом нового этапа мировой истории. В этих условиях менталитет нации менялся быстрее и более фундаментально, чем можно было ожидать. Формировалась новая духовно-моральная атмосфера, положительно влияющая на развитие общества. Религия в Литве считается важным фактором в критических ситуациях, защитным щитом от общего хаоса. Хотя бы потому, что религия всегда является консервативной силой, делает акценты на стабильность.

Ховард Биддальф , сейчас проживающий и работающий в Украине (Центр религиозной информации и свободы) в своем выступлении «Религиозная толерантность в посткоммунистических странах: Украина в созвездии новых государств» определенным образом резюмировал итоги конференции. Сравнив состояние религиозной толерантности в Украине с ситуацией в других странах Восточной и Центральной Европы г. Биддальф сделал вывод, что по либерализму и толерантности Украина занимает сегодня одно из первых мест среди посткоммунистических стран.

Клара ГУДЗИК, «День» Киев — Львов — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ