Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Взаимоотношения Украина — ЮНЕСКО. Национальная идентичность

14 апреля, 2011 - 20:21
АНСАМБЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЛЬВОВА — ПОД ОХРАНОЙ ЮНЕСКО / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры был утвержден на лондонской конференции в ноябре 1945 г. Документ вступил в действие через год, после того как его ратифицировали двадцать стран, среди которых были наиболее влиятельные государства мира, вышедшие победителями во Второй мировой войне: Соединенные Штаты и Великобритания, их союзники — Франция, Чехословакия, Греция. Германия и Япония вступили в ЮНЕСКО в 1951 году.

УССР, находясь в составе Советского Союза, стала членом ЮНЕСКО 12 мая 1954 года. Эта значимое событие повлияло на ее новейшую историю. ЮНЕСКО играет роль интеллектуального, культурного, информационного и морально-этического центра системы ООН. И, казалось, должна быть далека от большой политики. Хотя Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и занимается гуманитарной сферой, она не смогла избежать политических баталий. Противоречивый характер в деятельности ЮНЕСКО ярко проявился в ходе идеологического противостояния двух систем, двух лагерей: капиталистического и социалистического. Это началось, когда Советской Союз стал членом ЮНЕСКО, и начал использовать организацию как трибуну для пропаганды своей идеологии. В 1966 году ЮНЕСКО исполнилось 20 лет. В связи с этим в повестку дня вошел специальных пункт «Вклад ЮНЕСКО в дело мира», вызвавший острую дискуссию между представителями капиталистической и социалистической систем.

— СССР в свое время осуществлял определенное давление на другие государства. Тогда в ООН и ЮНЕСКО вступило немало развивающихся стран Африки и Азии. Они поддерживали политику Москвы. Соединенные Штаты Америки за свои средства (они платили большие взносы в ЮНЕСКО) вынуждены были выслушивать жесткую критику в свой адрес. В 1984 году американцы прекратили членство в этой организации, однако продолжали платить взносы в ее бюджет и принимать участие в работе ее определенных институтов. В частности, в Комитете культурного и природного наследия. Почему? Вероятно, потому, что на государственном уровне понимали важность сохранения памятников истории и культуры, значимых достижений цивилизации для будущих поколений, — так комментирует те события Чрезвычайный и Полномочный Посол, глава Национальной Комиссии по делам ЮНЕСКО (1981—1987), Постоянный представитель Украины при ЮНЕСКО (1971—1977, 1992—1997), заместитель генерального директора ЮНЕСКО (1987—1992) Юрий Кочубей.

Соединенные Штаты возобновили членство в ЮНЕСКО в 2003 году. Интересен тот факт, что за поддержкой в решении данного вопроса Америка обратилась к Украине, что, бесспорно, свидетельствует о положительном имидже и авторитете нашего государства в мировом сообществе, высокой оценке его активного участия в программной деятельности Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Весной 2003 года по инициативе американской стороны состоялась встреча представителя США в экономическом и социальном совете ООН посла Сива Сичана и Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Украине Карлоса Паскуале с представителями украинской власти. Главной темой разговора стало возможное содействие со стороны Украины процессам восстановления членства США в ЮНЕСКО. В частности, американские дипломаты обратились к нашему правительству с просьбой поддержать Соединенные Штаты на выборах в исполнительный совет этой международной организации. Официальный Вашингтон заверил, что, при условии возобновления членства, США смогут вносить в ЮНЕСКО средства, которые составят 22% всего ее бюджета.

Следует отметить, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры заинтересована в сотрудничестве с экономически стабильными странами, участвующими в реализации ее программ. Известно, что вступление СССР, Белорусской ССР и Украинской ССР в эту международную организацию значительно изменило ситуацию, увеличив ее финансовые возможности почти на миллион долларов США.

Несомненно, гуманитарное сотрудничество в сферах, которые курирует данная структура в системе ООН, позволило украинцам в советское время сохранять свою национальную идентичность, заявлять на мировом уровне о своей самостоятельности как нации, являющейся носителем собственной культуры, истории, языка и традиций. Например, с 1971 года Украина участвовала в программе ЮНЕСКО «Изучение и распространение славянских культур». Несмотря на существующие политические моменты в субординации между Киевом и Москвой, руководство СССР не могло запретить Украинской ССР быть активным участником данного международного проекта, ведь без украинского народа общеславянский контекст был бы неполным. В рамках программы удалось издать монографию о творчестве Тараса Шевченко на английском языке, альбом «Деревянная скульптура и архитектура», провести в Украине международную конференцию «Современные славянские культуры: развитие, взаимодействие, международный контекст». В частности, этот «славянский» проект ЮНЕСКО, по сути, инициировал издание выходящей в свет многотомной «Истории украинской культуры». История культур каждого из славянских народов, по решению экспертов организации, должна составить общую историю культуры славянства. Ее планируют издать несколькими распространенными языками мира. Однако сейчас, ввиду финансовых затруднений, эта работа приостановлена.

Членство в структурном подразделении ООН — Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, открыло для УССР определенные возможности. И все же, сотрудничество нашей страны с влиятельной международной организацией в то время проходило под пристальным надзором Советского Союза. Об этом красноречиво свидетельствует даже тот факт, что во всех странах-членах организации учреждение-координатор, согласно утвержденному Уставу, называлось «национальной комиссией», а у нас слово «национальная» убрали. Очевидно, таким образом, советский режим пытался лишить союзную республику самостоятельности и идентичности. Следует отметить, Комиссия УССР по делам ЮНЕСКО была создана постановлением Совета Министров СССР в 1956 году. И лишь в 1995 году Указом Президента Украины она стала Национальной комиссией Украины по делам ЮНЕСКО.

Украина принимала участие в реализации проектов практически во всех областях, входящих в компетенцию Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры. Представителей нашей страны избирали в международный координационный совет программы «Человек и биосфера», в межправительственный совет программы по информации, межправительственный комитет Всемирного десятилетия развития культуры, межправительственный комитет по содействию возвращению культурных ценностей странам их происхождения и т. д. За время своего членства наша страна трижды избиралась в Исполнительный совет организации: в 1981—1985, 1995—1999 и 2001—2005 гг. В ходе выборов, которые состоятся во время работы 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, Украина планирует выдвинуть свою кандидатуру на избрание в Исполнительный совет ЮНЕСКО на период 2011—2015 гг.

Участие в многочисленных научных программах ЮНЕСКО, в частности, океанографической, гидрологической, геологической корреляции, информатики позволяло нашим ученым приобщаться к международному обмену, распространяя, таким образом, информацию об Украине как о стране с мощным научным потенциалом. Такое сотрудничество ученых на мировом уровне положительно повлияло на развитие украинской науки, укрепило ее возможности, а начатые еще в советское время обмены и контакты продолжали действовать в 1990-е, тяжелые для нашей науки годы.

Сотрудничество с этими программами помогало получать новую литературу и оборудование. Для этого использовалась твердая валюта, так называемые «боны ЮНЕСКО». Так, по словам постоянного представителя Украины при ЮНЕСКО (1971—1977, 1992—1997), заместителя генерального директора ЮНЕСКО (1987—1992 гг.) Юрия Кочубея, через иностранных друзей в Секретариате организации он наладил выкуп за советские рубли «боны». За эту «твердую валюту», которая выплачивалась в долларах США, можно было покупать только материалы, технику и вещи, связанные с деятельностью в сфере образования, науки, культуры. Так, в 1980-е годы прошлого века смогли приобрести для Академии наук УССР 13 (!!!) копировальных машин.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры продемонстрировала международную солидарность, помогая странам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС. «ЮНЕСКО была одной из первых организаций ООН, которая откликнулась на обращение Украины, Республики Беларусь и бывшего СССР к правительствам всех стран и международным организациям с просьбой о помощи в ликвидации последствий аварии. Когда 9 января 1991 года я подписывал Основной договор об утверждении Программы «ЮНЕСКО — Чернобыль», организация считала, что, кроме трагических последствий для здоровья и окружающей среды, Чернобыльская катастрофа существенно скажется на экономическом, психологическом и социальном состоянии людей, проживающих на территории зараженных районов или в непосредственной близости от них «, — вспоминает Федерико Майор, который был генеральным директором ЮНЕСКО в 1987—1999 гг. Почти десятилетие действовала эта специальная внебюджетная гуманитарная программа. При ее содействии в наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС городах (Иванков, Бородянка, Славутич) были открыты социально-психологические центры реабилитации населения. И даже после завершения данной программы международная организация не утратила интерес к «чернобыльской» теме. Так, в апреле 2006 года гендиректор ЮНЕСКО Коичиро Мацуури принял участие в открытии международной конференции «Двадцать лет Чернобыльской катастрофы. Взгляд в будущее «, проходившей в Киеве.

В советское время, особенно в так называемый период «застоя» (1960—1980-е годы), в идеологическом контексте «единого и могучего Советского Союза» Украина была лишена собственной национальной идентичности. За рубежом ее воспринимали как часть СССР. Каналы ЮНЕСКО давали возможность нашим дипломатам знакомить мир с духовным достоянием украинского народа, распространять информацию об Украине, ее культурном и историческом наследии, следовательно — заявлять об украинцах как о самостоятельной нации. В этом помогали публикации в периодических изданиях международной организации, таких как «Кур’єр ЮНЕСКО», который распространялся в мире на официально признанных рабочих языках. В нем печатались статьи о Тарасе Шевченко, Лесе Курбасе, Богдане Хмельницком. Специальный выпуск был посвящен 1500-летию Киева. Разные по жанру и тематике материалы об Украине находили место на страницах бюллетеней — «Хроника» и «Новости», а также в специализированных изданиях, таких как «Журнал социальных исследований», «Музеум», выходивших под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Например, спецвыпуск журнала «Музеум» рассказывал об украинских достопримечательностях и музеях. А благодаря финансовой поддержке организации мир увидел прозу и стихотворения Тараса Шевченко на французском языке, антологию украинской поэзии на английском и испанском языках.

Национальная Комиссия по делам ЮНЕСКО отвечала (и продолжает это теперь) за то, чтобы информация об Украине размещалась в «Календаре ЮНЕСКО выдающихся личностей и знаменательных событий», а также в библиографическом указателе Index Translationum. Последний был основан еще в 1932 году Институтом интеллектуального сотрудничества Лиги Наций. В нем фиксируются все переводы с того или иного языка. Появление в издании информации о переводах статей и произведений украинских авторов, по мнению многих отечественных дипломатов, является достижением в плане утверждения нашей идентичности. Следует подчеркнуть, что представители ЮНЕСКО участвовали в чествовании юбилеев Тараса Шевченко и Леси Украинки, празднованиях 1500-летия Киева, 1000-летия Крещения Руси, 100-летия со дня рождения Марии Приймаченко и других значительных культурных мероприятиях. Вообще, за время присутствия нашей страны в этой международной организации состоялось пять визитов ее генеральных директоров в Украину: в 1982, 1991, 1997, 2000 и 2006 годах.

Активная деятельность Украины в ЮНЕСКО развернулась не сразу. Поскольку вначале на государственном уровне не было понимания важности такого сотрудничества, ему не придавали должного значения, и тон международному сотрудничеству задавал Советский Союз. Начиная с 1962 года, когда заработало Постоянное представительство УССР при штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, участие Украины в этой международной организации характеризуется определенной активностью и самостоятельностью в выдвижении практических предложений, конкретных проектов, хоть и при полной поддержке позиции СССР. Тогда миротворческая политика нашей страны, которую она демонстрировала на сессиях и совещаниях международной организации, подняла авторитет УССР среди ее членов. В 1970-е годы этот процесс продолжается: Украина чувствует себя более уверенно. Об этом свидетельствуют ее предложения. Так, на 12-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Украинская ССР выступила с инициативой развернуть всемирную кампанию, направленную на ликвидацию неграмотности. Кстати, это стало одним из приоритетных направлений программной деятельности Украины в ЮНЕСКО. В этот период инициативы нашей страны и ее участие в конкретных программах, относящихся к сфере ответственности ЮНЕСКО, касались, прежде всего, проблем информации, изучения славянских культур, энергетики, охраны биосферы.

В 1980-х годах активность Украины в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры набирает обороты. Если на 21-й Генконференции организации (1980 год) наша страна представила один проект резолюции, то в 1989 году на 25-й сессии ЮНЕСКО от УССР поступило 13 проектов резолюций, десять из которых были одобрены. Очевидно, что внутренние процессы перестройки в СССР и необходимость кардинальных изменений в самой ЮНЕСКО, которая в то время находилась в сложной политической и финансовой ситуации (после выхода США и Великобритании из организации), требовали от украинской дипломатии новых подходов, направленных на определение приоритетных интересов нашей страны и презентации их на мировом уровне. К тому же, следует отметить, что деятельность УССР в ЮНЕСКО с середины 1980-х годов прошлого века начала понемногу избавляться от идеологизации, навязываемой Советским Союзом. В этот период предлагается и принимается больше решений практического характера, имевших конкретные результаты для украинского социума по использованию своего интеллектуального и научного потенциала.

Именно во время перестройки, когда появились первые ростки демократии на просторах Советского Союза, в Украине заговорили о необходимости включения отечественных памятников в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Напомним, что в 1990 году первыми статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО получили София Киевская и Киево-Печерская Лавра. А уже в 1998 году в Список всемирного культурного и природного наследия внесен исторический центр Львова, в 2005-м «Дуга Струве», включающую геодезические пункты Барановка, Екатериновка, Старонекрасовка, Фельштин (на территории Украины), в 2007-м — буковые вековые леса Карпат. Еще 16 объектов в настоящее время находятся в так называемом предварительном Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Должна отметить, что ЮНЕСКО является организацией не политической, а международным органом реальной помощи в решении гуманитарных вопросов мирового значения. И главное для стран-членов — выполнять Устав и участвовать в программах международной организации. Несмотря на диктат Москвы, утверждает Анатолий Зленко, который был ответственным секретарем Комиссии УССР по делам ЮНЕСКО (1979—1983 гг.), постоянным представителем Украины при ЮНЕСКО (1983—1987, 1997—2000 гг.), украинские дипломаты старались работать так, чтобы все же выгодно представлять свою республику, и нередко выступали с собственными инициативами. Так, Украина была одним из государств-членов, предложивших использовать средства массовой информации для укрепления мира, недопущения пропаганды войны, ненависти между народами и насилия. Украина является одним из авторов разработки Декларации ЮНЕСКО «О расах и расовых предрассудках», которая была принята в 1978 году. В этом документе отмечается, что все люди принадлежат к одному роду, имеют общее происхождение и являются неотъемлемой частью человечества.

На 27-й сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в 1993 году наше государство предложило разработать «Программу культуры мира». Эта инициатива легла в основу появления новых приоритетов в деятельности ЮНЕСКО в направлении укрепления ее нравственно-этической миссии и роли в формировании психологии культуры мира, климата доверия и толерантности. Благодаря этому предложению впоследствии разработан междисциплинарный проект «На пути к культуре мира», ставший составной частью стратегических направлений деятельности организации до 2001 года.

В ходе 29-й сессии Генконференции ЮНЕСКО (1997 год) Украина инициировала обращение к Организации Объединенных Наций с целью провозглашения Международного года защиты, сохранения и возрождения культурного наследия. В результате, 2002 год был признан ООН Международным годом Всемирного культурного наследия.

А одна из последних инициатив нашего государства (совместно с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Россией) способствовала тому, что 2010 год Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международным годом сближения культур. В ноябре минувшего года в Киеве состоялся международный семинар «Роль религиозных общин в управлении объектами всемирного наследия» при участии Центра всемирного наследия (ЦВН) ЮНЕСКО. По мнению руководства Центра, это мероприятие оказалось знаменательным событием в международном сотрудничестве по сближению культур.

ЮНЕСКО стоит на защите языкового и культурного многообразия. По ее инициативе в мире отмечается Международный день родного языка. Организация трактует понятие «язык» не только как средство общения, но и как проявление культурной идентичности народа. На нашей планете люди общаются с помощью почти шести тысяч языков, половине из которых грозит исчезновение. В наиболее трудном положении находятся крымскотатарский, караимский и крымчакский — языки коренных народов нашего государства.

Значимой для нашего государства, безусловно, стала резолюция о чествовании памяти жертв Голодомора, принятая на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2007 году. В документе отмечается: трагедия Голодомора должна быть предупреждением нынешнему и будущему поколениям с целью сохранения демократических ценностей, прав человека и закона. Организация призвала страны-члены ЮНЕСКО распространять информацию о Голодоморе, включая ее в просветительские и научно-исследовательские программы, чтобы будущие поколения усвоили уроки этой трагедии 1932—1933 гг., вследствие которой, по разным оценкам, погибли от трех до семи миллионов людей. На мой взгляд, эту резолюцию можно квалифицировать как историческое событие для нашего государства. Ведь мировое сообщество — более 190 государств, в то время состоявших в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, — впервые в истории дали коллективную оценку Голодомору.

Участие Украины в программной деятельности ЮНЕСКО, кроме доступа к интеллектуальному потенциалу организации, заимствования полезного опыта, дает возможность использовать определенный материальный ресурс для проведения в нашем государстве международных мероприятий по линии ЮНЕСКО, а также позволяет отечественным специалистам в области образования, науки, культуры и информации участвовать в международных мероприятиях, получать стипендии, гранты, оборудование, научно-техническую информацию, консультативную помощь. Эта форма участия организации имеет значение не только для развития международного сотрудничества, но и для поддержания профессионального уровня отечественной гуманитарной сферы. Усилия всех стран, объединенных в ЮНЕСКО одной идеей мира и гуманизма, без сомнения, направлены на благо и процветание всего человечества. И осознание того, что Украина является неотъемлемой частью этого планетарного процесса, является поводом для гордости.

Влада ПРОКАЕВА, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО Дипломатической академии при МИД Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ