Войска Территориальной обороны Украины приобрели статус отдельного рода сил Вооруженных Сил Украины с 1 января 2022 года, и сейчас на них положена важная задача – своевременное реагирование и принятие необходимых мер относительно обороны территории и защиты населения на определенной местности до момента развертывания войск или Объединенных сил, предназначенных для ведения военных (боевых) действий для отражения вооруженной агрессии против Украины. В Киеве такие задачи выполняет 112-я отдельная бригада Территориальной обороны, которая находится в составе оперативного командования «Север». При содействии руководства бригады и ее пресс-офицера Андрея Ковалева имею возможность вместе с несколькими журналистами записать истории бойцов.
Каха Кардава – грузин, в Украине он с 2014 года и не идеально, но уже очень классно разговаривает на украинском. Мой рассказ текстовый, потому некоторые слова на русском, которые он еще не успел выучить или же от небольшого волнения забыл, я перевел на украинский. К сожалению, передать его яркий акцент письменно невозможно, но уверен, именно так хотел он хотел бы сказать – на чистом украинском.
«Я ОЖИДАЛ, ЧТО ОПЯТЬ БУДЕТ ВОЙНА»
– Меня звать Каха Кардава, мне 44 года. Родился в Грузии. До 2014 жил там жил, потом приехал в Украину, с 2015 до конца 2016 находился в секторе М в Донецкой области, защищая донецкое направление. Украинского языка раньше не знал, я этнический грузин, нас в школе учили только русскому, но, когда общался с побратимами на русском, они отвечали на украинском, и я немножко начал его понимать и теперь разговариваю. Немного есть суржика. Но я пытаюсь говорить на украинском.
Это для меня третья война. Первая была в 1993 году, когда в Абхазии началась российская агрессия, потом в 1998-м в Кодорском ущелье под Абхазией. Третий раз воевал на Донбассе, в 2015-16 гг. Я не собирался принимать гражданство Украины, но обстоятельства заставили. Узнал, что Грузия меня объявила в розыск, поэтому отказался от гражданства Грузии и написал заявление о принятии в украинское гражданство.
Я родился в Абхазии, в Сухуми. Сейчас Абхазия оккупирована Россией. Россияне провели в Абхазии этническую чистку, сейчас там стоят пограничники России, проживают отбросы, которые были на их стороне. На оккупированной территории у меня никого не осталось, там все стерли с лица земли. Мой отец погиб 16 марта 1993 года в боях под Сухуми. Тогда также погибли несколько украинцев, которые поддерживали нас в боях. У меня осталось кладбище. Я не видел могил моих родных больше 28 лет. Скорее всего, уже и того кладбища нет, все стерто.
Я ожидал, что опять будет война. Еще два года тому назад говорил родным, что вижу: может, через год, а может, и завтра здесь, в Киеве, будут артобстрелы, я чувствовал это.
«НУЖНО ЧТО-ТО РЕШИТЬ, ЧТОБЫ ВОВРЕМЯ ПРЕКРАТИТЬ КРОВОПРОЛИТИЕ»
– Для победы нужно действовать. Не буксовать на одном месте. Нужно продвигаться, контратаковать, нужна поддержка из других стран. Нужно наступление. Они сами не сдадутся. Их обученные бойцы, которые участвовали в войне в Абхазии, в Осетии, на Донбассе, устали, искалечены. Те, кто выжил, больше не желают сюда идти. А идет новое поколение: они необстрелянные, их пачками посылают сюда и даже не забирают свои труппы назад. Они посылают только количество, не качество. У нас пока хватает пуль, снарядов, мы их будем косить, а они еще и еще будут их посылать. Вы думаете, мы должны стоять на одном месте и косить 160 миллионов российского населения? Нужно что-то решить, чтобы вовремя прекратить кровопролитие и не превращать Киев и другие города в поля песка, как разгромленный Афганистан. Штаб НАТО думает своими стандартами, но не было НАТО в 40-х годах, а все объединились и вместе победили и взяли Берлин. Почему сейчас не видят параллель той истории и видят невозможным взять Москву? Источник проблемы надо уничтожить. Если россияне прорвут Украину, вы хотите сказать, что их остановит Польша? Никоим образом. Они готовят новое поколение, с другими взглядами. Они на акциях кричат: «Наши «Миги» сядут в Риге, наши танки будут в Праге!» Если весь мир это допускает, то скажите прямо: не будем умирать, не будем стрелять, давайте станем подкремлевскими.
Мы не хотим жить в этом совковом лагере, где человек лишь статистическая единица. Европа обязана это понять и давно наступило для Европы время надеть штаны и стать мужчинами. Подчеркните это, пожалуйста: Европа обязана надеть штаны. А не спускать трусы.
Меня сейчас россияне ничем не удивили. Они у меня украли детство, забрали мое спокойствие и возможность жить по-человечески. Покажите мне хотя бы одно место, куда пришел «русский мир» и там выросла трава. Посмотрите, что они сделали с Донбассом! Россияне сами не живут и другим не дают жить. Какому дураку сейчас нравится с автоматом бегать по Киеву? Две недели тому назад Киев был совсем другим. Военное положение дает другую ауру для города. Изменились лица людей.
Восемь лет шла война, люди расслабились, что это на Донбассе, далеко. А оказывается, не так все просто. Не было Путина – от России были проблемы, не будет Путина – вы думаете, что проблемы исчезнут? Со времен царской России мы видим, что Украина ни одного дня не знала спокойствия, Грузия не знала спокойствия от России. Я максимально фильтрую наш разговор, но они генетически такие. Это не вписывается ни в какие человеческие категории. Это явление. Его не назовешь людьми, народом. Это явление, наказание господнее на земном шаре.
«МИР ОБЯЗАН ОБЪЕДИНИТЬСЯ ВОКРУГ УКРАИНЫ»
Передо мной Каха общался с документалистами объединения «Вавилон'13». С их разрешения записываю беседу, вот некоторые ее фрагменты:
– За что вы боретесь?
– Я борюсь за украинскую спокойную жизнь.
– Что для вас значит Украина?
– Украина - это вторая родина. Я родился в Грузии, Украина приняла меня к себе, дала гражданство. Вместе с украинцами я воевал на востоке, защищая от российской агрессии. Сегодня я тоже защищаю Украину.
– Что вы хотите сказать? О чем должен узнать мир?
– Мир обязан объединиться вокруг Украины и вместе дать отпор нашим общим врагам, которые сами не живут и другим не дают жить. Когда-то такой случай был в истории – борьба против Третьего рейха. Мир объединился, и Берлин взяли. И вот история повторяются. Я считаю, что Московию надо остановить вместе. Весь мир обязан участвовать в этом. Возмущение европейских стран – это последнее, что они должны говорить. Российская агрессия не остановилась, они не собираются это делать. И с ними договариваться я не вижу никакого смысла.
– Чем все закончится?
– Если подумать трезво, или мы победим, или мы не победим – и тогда весь мир падет. Весь мир заплачет, и весь земной шар будет одним песочным безлюдным Афганистаном.