В Афганистане война. Война, которая фактически продолжается 26 лет. Только за последний месяц тысячи, если не десятки тысяч беженцев покинули страну и ищут убежища кто в соседних Пакистане или Иране, кто в более далеких, в том числе европейских, странах. Но убегали из Афганистана и раньше. Одна из волн массовой эмиграции приходится на начало 90-х годов прошлого века и совпадает с падениями режима Наджибуллы. Тогда те, кто поддерживал его или других руководителей страны, которые сотрудничали с бывшим СССР во время ведения в Афганистане боевых действий советскими войсками, вынуждены были выехать из страны. Значительная часть их поселилась в различных республиках бывшего Союза, в том числе в Украине. По- разному сложились их судьбы. Корреспондент «Дня» встретился с одним из них.
Абдуллаху Мираджану — 34 года, смуглое лицо, живые черные глаза. Довольно свободно разговаривает на русском языке. Родился в Афганистане, в городе Пактил. По национальности пуштун, т.е. представитель наиболее многочисленной народности его родной страны, выходцы из которой чаще всего правили ею и к которой в большинстве своем принадлежат члены движения Талибан. (Сам Абдуллах считает и пуштунов, и таджиков, и узбеков, представителей других национальностей, которые живут или жили там, единым народом — афганцами). Отец его был полковником афганской армии. Отца убили. При каких обстоятельствах, Абдуллах уточнять не стал. Как не стал и говорить о своих афганских родных детальнее. По-видимому, у него были на это основания.
После окончания школы (на тот момент советские войска уже вошли в Афганистан) работал в милиции, участвовал во многих боях с моджахедами, в том числе и в одних рядах с подразделениями советского контингента. Всего, по его словам, в различных уголках страны он провоевал около 5 лет, был дважды ранен. До сих пор Абдуллах хранит членский билет Народно-демократической партии Афганистана и называет события середины 70 — 80 хгодов уже упомянутого прошлого века, которые происходили там, «нашей революцией». Потом он учился в Академии милиции Афганистана. В 1989 году поехал в Москву, где был слушателем Академии внутренних дел СССР. Имеет высшее образование и офицерское звание. В 1990 году вернулся в свою страну. Уже при президенте Наджибулле опять работал в милиции в Кабуле, был телохранителем, начальником штаба тюрьмы. После падения режима Наджибуллы в 1991 году выехал из страны. Говорит: «Меня бы там убили, поэтому у меня не было другого выхода, как сбежать». И продолжает: «Для меня и Северный альянс, и Талибан — это одни и те же моджахеды, против которых я в свое время боролся».
В Украине Абдуллаху помогли наши воины-афганцы, с которыми он вместе воевал против моджахедов. Они подарили ему небольшой домик в селе на Житомирщине. Год назад Абдуллах женился на украинской девушке. Мечтает быть отцом. Но тогда, когда станет лучше зарабатывать, чтобы иметь возможность содержать семью. Сейчас работает водителем на частном такси (машина не его, а работодателя). С соседями и знакомыми он поддерживает хорошие отношения, часто приходят на выручку друг другу. Говорит, что по вере он мусульманин. Однако не фанатичный — молится в свободное от работы время. На какие-то праздники в дружеской компании может позволить себе выпить рюмку водки. «Законы Украины, — подчеркивает Абдуллах, — я уважаю и следую им». Сейчас у него статус беженца и каждые три месяца — продлевает разрешение на проживание в нашем государстве. Помощь от международных организаций, в том числе и по линии Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, не получает. «Что сам заработаю, на то и живу», — говорит бывший афганский офицер. Иногда Абдуллах контактирует с соотечественниками, которые проживают на Житомирщине (их здесь немного) и в Киеве. Общается с ними на пуштунском языке, который не забыл. Домой пока не собирается. Кстати, в Афганистане у Абдулаха осталась мать, два брата и четыре сестры. С тех пор, как он выехал из страны, никакого известия о своих родных не имел и не имеет.
Что касается террориста №1 бен Ладена, который, по утверждениям разведок США, скрывается сейчас в Афганистане, напоминает, что когда тот в рядах моджахедов воевал против правительств Кармаля и Наджибуллы, а также советских войск, то пользовался поддержкой американцев. «Я не хочу, чтобы в моей стране шла война», — говорит Абдуллах. — 26 лет в Афганистане льется кровь и страдают миллионы людей. Если Штатам нужен бен Ладен, то пусть ловят его. Но при чем здесь народ Афганистана? И пока там не будет мира, я в свою страну вернуться не могу».
P.S . Очевидно, что в оценках последних событий вокруг Афганистана практически полностью отсутствуют упоминания об еще одной политической силе, которая в свое время сыграла большую, хотя и очень неоднозначную роль в жизни этой страны, а именно о Народно-демократической партии. По-видимому, аналитики- международники уже поставили крест на ней. Действительно, сейчас трудно представить, как могут тогдашние сторонники марксистско-ленинских идей вжиться в политическую структуру страны, которая подпала под власть религиозных фанатиков. И, по всей вероятности, многих из них при возвращении в родную страну (пусть и после гипотетического падения режима талибов) ожидает судьба Наджибуллы, которого те же фанатики, ворвавшись в швейцарское посольство, вытащили на площадь и повесили вместе с братом. Однако, по- видимому, не стоит забывать, что во всяком случае остатки той силы существуют и представляют они определенные умонастроения части афганского народа. И эти люди, если не сейчас, то в более-менее обозримой перспективе могли бы принять участие в формировании политических институтов Афганистана. Если, конечно, захотят это делать... Абдуллаху Мираджану, рассказ о котором приведен выше, всего 34 года..