На последнем заседании Совет министров Крыма утвердил разработанный институтом «Дипромисто» проект корректировки генплана развития Ялты под потребности курорта общегосударственного значения. В результате его реализации, вместо нынешних примерно 0,5 миллиона отдыхающих годовая «вместимость» главного южнобережного курорта Крыма к 2025 году вырастет до 3,3 миллиона человек, половина из которых смогут отдохнуть и подлечиться в санаториях и пансионатах, а другая половина — в жилом фонде местного населения.
С генпланом развития Ялты связана длинная история. Во время его разработки и утверждения три года назад крымские экологи выразили резкие протесты против уменьшения площадей заповедников. Тогда городу был предложен вариант создания на всей территории главного курорта Крыма Национального парка. На практике это обозначало, что Ялтинский горно- лесной заповедник должен был быть ликвидирован. По мнению экологов, это значительно снижало уровень защиты природных ресурсов Южного берега, поскольку в заповеднике, согласно законодательству, запрещена всякая хозяйственная деятельность, а в Национальном парке можно было бы построить новые гостиницы, санатории и пансионаты. Согласно такому плану вместимость ялтинского курорта возрастала до 4 миллионов человек в год, однако достигалось это ценой гибели главного заповедника Крыма, благодаря которому на полуострове сохраняются и возобновляются природные лечебные факторы.
В этот раз власти и градостроители прислушались к экологам. Новый вариант плана предусматривает отказ от идеи Национального парка и сохранение Ялтинского горно-лесного заповедника в неприкосновенности, хотя, как видим, годовую вместимость курорта пришлось ограничить до 3,3 миллионов человек. Но в Крыму не делают из этого трагедии — планы развития других регионов Крыма, в первую очередь малоосвоенных восточных и западных пространств, имеющих также много природных курортных ресурсов, с лихвой компенсируют темп развития Ялты, которая и так уже перегружена рекреационными учреждениями.
Вопрос о разработке долгосрочного плана генеральной застройки Большой Ялты инициирован Указом Президента Украины о мерах по развитию курортной зоны Большой Ялты еще 9 апреля 1997 года. Затем в 1998 году Кабинет Министров Украины принял постановление о комплексной программе социально- экономического развития Большой Ялты как курорта общегосударственного значения. На основании этих документов и был создан проект плана генеральной застройки, который в последующем дорабатывался.
— Проект Большой Ялты отработан на территории в 28,5 тысячи гектаров, на которой расположены два города — Ялта и Алупка, 22 поселка и 8 сел, —рассказывает главный архитектор проекта Андрей Куделин. — Длина морской береговой полосы в этой зоне составляет 59 километров, 65% рассматриваемой территории уже сейчас относится к территории природно-заповедного фонда и в таком же статусе останется и дальше. По рейтингу европейских курортов Ялта относится к III группе. Для сравнения: к I группе относятся курорты Канарских островов, остров Мадейра, ко II — Испании, Италии, юга Франции, к третьей, наряду с Ялтой — Турция и Греция. А Курорты Кавказа, например, относятся к VII рейтинговой группе по европейской курортной классификации.
Согласно генплану, на данной территории к 2025 году, по прогнозам, будет проживать 155 тысяч жителей, накануне проектировки генплана в 2002 году проживало 144 тысячи.
Разработчики проекта приняли «оптимистический вариант» прогноза роста населения этого региона, предусмотрев повышение рождаемости на 8,5% и снижение смертности к концу расчетного периода на 36%. Трудовые ресурсы региона к этому периоду составят 76,5%, тогда как к началу проектирования доля трудоспособных составляла только 61%. При разработке курортных регионов Большой Ялты и ее рекреационной емкости во внимание было взято 59 километров морской береговой линии. Из нее изъяты 15 километров, которые представляют собой береговые скалы, морские порты, выпуски канализационной системы и объекты водно-заповедного фонда. Из оставшихся 44 км, 7 километров относятся к закрытым территориям (это дачи иностранных представительств). Таким образом, морской берег Большой Ялты, на котором будет развиваться общегосударственный украинский курорт, составляет 37 километров береговой линии Черного моря. Одновременно на пляжах этой линии, согласно санитарным нормам, смогут находиться 185 тысяч человек. А число отдыхающих, единовременно находящегося на территории Большой Ялты, с учетом населения и отдыхающих во всех здравницах составит 346 тысяч человек.
Поскольку курортно-рекреационная отрасль является основной градообразующей Большой Ялты, то авторы проекта предполагают увеличение количества мест в рекреационных учреждениях с нынешних 37,7 тысячи до 71 тысячи. В учреждениях санаторного комплекса одновременно смогут разместиться 24,5 тысячи человек, на базах отдыха и в пансионатах — 17 тысяч, в курортных гостиницах — 26 тысяч, неорганизованных отдыхающих которые будут расселяться в жилом фонде местного населения, Большая Ялта сможет принять одновременно до 120 тысяч, в то время, как сегодня она может принимать не больше 38 тысяч «дикарей» одновременно.
Территория курорта будет подразделена на курортные регионы: Форос-Симеиз, Симеиз-Гаспра, Гаспра-Ливадия, Гурзуф и Массандра (без Ялты), горный Крым.
Жилищное строительство на территории Ялты планируется увеличить и довести объем жилого фонда до 5 миллионов квадратных метров, в то время как сегодня он составляет 2,9 миллиона. Будет построено примерно поровну многоквартирного и усадебного жилья. В многоквартирном планируется достигнуть обеспеченности жилплощадью на одного человека 27 м2, в усадебном частном секторе — 74 м2, что свидетельствует о приближении средних показателей к европейским нормам, которые составляют 37 м 2 на человека.
Планом предусмотрено также создание пяти промышленных зон в районе Большой Ялты, куда будут перенесены предприятия, расположенные сейчас в рекреационных зонах. Обеспеченность зелеными насаждениями на сегодня составляет всего 72% от нормы. Поэтому в Большой Ялте еще требуется озеленить 435 гектаров, в то время как сегодня зеленые зоны города всего 311 гектаров. На одного постоянного жителя Южного берега Крыма по норме требуется 15 м 2 зеленых насаждений, в расчете на отдыхающих — 50. Проектный показатель обеспеченности остается, по сути, на прежнем уровне — 73%.
Что касается транспорта, то его количество в Большой Ялте вырастет в два раза — до 200 автомобилей на тысячу жителей. Для того, чтобы этот рост не привел к инфраструктурному кризису, пропускную способность магистральной сети, которая сейчас уже исчерпала себя, планируется увеличить также в два раза. В связи с этим, автомагистрали Алушта — Ялта — Севастополь будут расширены до четырех полос с выносом троллейбусной линии на от дельную полосу. Также планируется строительство двухъярусных развязок на пересечениях основной магистрали и ответвляющих дорог, которые будут связывать центры населенных пунктов и курортно-рекреационные зоны.
Проектом предполагается улучшение экологической ситуации за счет строительства на въездах в основные населенные пункты стоянок общей мощностью 48 тысяч автомобилей.
Кроме того, генплан предусматривает строительство на территории Ялты скоростной монорельсовой железной дороги, которая свяжет основные центры региона, а также свяжет Ялту с железнодорожной станцией Центральным аэропортом, в результате чего постепенно будет сокращаться потребность в использовании троллейбусов, которые являются основным препятствием для повышения пропускной способности транспорта на Южный берег Крыма.
За счет расширения сетей водоснабжения, согласно проекту, водопотребление региона вырастет в три раза — до 62 миллионов кубометров в год. Будет осуществлена модернизация всех очистных сооружений. Получит развитие сеть газопроводов среднего давления, в Ялте будут дополнительно построены две газораспределительные станции. Потребление газа вырастет с 54 до 493 миллионов кубометров в год.