К Ларисе Ницой, педагогу в прошлом, а в настоящее время детской писательнице, в начале учебного года посыпались обращения от родителей: как отказаться от факультативного изучения русского языка в школе? Причина не столько в войне с Россией, сколько в убеждении, что этот язык можно выучить и так, из-за его распространенности в повседневной жизни, а детям лучше предложить другую дисциплину.
Год назад Лариса добилась от дирекции школы, где учится ее сын, чтобы факультатив по русскому языку заменили на французский. Для этого пришлось приложить кучу усилий, собрать кипы писем и документов. Активистка поделилась своим опытом борьбы в соцсетях и была крайне удивлена, когда услышала о той же ситуации через год. И почему школы сами не предлагают альтернативные предметы?
«Каждая школа имеет свой устав, в котором прописаны права родителей. Речь идет не только о сдаче денег на ремонт школы, но и о праве влиять на образовательный и воспитательный процессы — дает комментарий «Дню» Лариса Ницой. — Поэтому школа, формируя учебный план, с русским языком или без, должна согласовывать его с родителями. Родители имеют право отказаться от изучения русского, написав заявление, что этот язык хотят заменить на другой предмет, например, на польский. А может, кто-то хочет дополнительно изучать физику, христианскую этику или танцы».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ГРУЗ ПО... ЧАСАМ
Решение конфликтной ситуации зависит от активности родителей и их желания вмешаться в учебный процесс. Школа обязана родительскую позицию услышать и учесть. Но чаще всего школьная администрация идет путем наименьшего сопротивления: выбирая, какие факультативы внедрять (напомним, они входят в вариативную, то есть необязательную часть учебного плана), ориентируется на имеющиеся ресурсы. Часто на таких факультативах классные руководители проводят воспитательные часы или дети учат русский язык, который преподает учитель зарубежной литературы, который раньше читал курс русского языка и литературы.
«Чаще всего факультатив выбирается с целью догрузить тех или иных учителей, это устоявшаяся практика. Здесь не принимают во внимание интересы детей и родителей как участников учебного процесса, просто учителю нужно дать необходимое количество часов, — объясняет Марк Бобровский, заместитель директора лицея «Универсум». — Вторая тенденция — выбирать факультативы, которые не нуждаются в дополнительной подготовке или материалах, как вот с русским языком. Третий вариант — когда факультативы действительно выбираются с учетом интересов детей и родителей, но таких случаев меньшинство. Для этого нужно провести анкетирование среди детей и родителей, на родительских собраниях ознакомить их с возможными факультативами, чего школы почти не делают. Что касается факультативов по русскому языку, убежден, что в этих случаях идет просто догрузка учителей часами — ни политика, ни другие факторы здесь роли не играют».
ФАКУЛЬТАТИВ С «Днем»
В разговоре с учителем истории Литкивской общеобразовательной школы (Киевщина) Ярославом Сацкивом находим яркое подтверждение описанных тенденций. «В нашей школе раньше изучали, помимо английского языка, немецкий как иностранный. Поскольку немецкий утратил свою актуальность, да еще и учитель уволился, решили ввести вместо него русский как второй иностранный. Родители это решение поддержали, поэтому у нас конфликтов по этому поводу не было», — рассказывает Ярослав Франкович. Он отмечает, что в этом году администрация школы предложила ему вести актуальный сейчас факультатив «История Холокоста». Учитель признается, что это для него тоже дополнительные часы, чтобы иметь полную ставку. И в большинстве сельских школ это норма.
«Дети занятия посещают, хотя им трудно, потому что это старшие классы, которые и так нагружены, а факультатив стоит седьмым-восьмым уроком. Для меня тоже это непросто, и есть программа, в которой указаны ключевые моменты, которые ученики должны знать. Ищу материалы для этих уроков, в конце концов есть альтернативные источники информации, как вот на сайте Украинского института изучения Холокоста. Очень много для обсуждения беру из моей любимой газеты «День», потому что фактически нет изданий, где бы на таком уровне поднимались темы истории», — добавляет учитель.
А ЧЕГО ХОТЯТ УЧЕНИКИ?
Если школа внедряет факультативы, стоит ориентироваться на потребности учеников. Например, в лицее «Универсум» в качестве курса по выбору преподается черчение, поскольку старшеклассники чаще всего поступают в Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского, где этот предмет обязателен для изучения. Или как факультатив преподают основы финансовой грамотности — ориентируют детей, как выбрать банк, оформить кредитную карточку и т.п. Эти дисциплины не вызывают отрицаний ни у родителей, ни у учеников, поскольку понятно, для чего это нужно и где можно применить полученные знания.
В условиях войны с Россией языковой вопрос очень щекотливый, что школы должны учитывать. В целом нигде не запрещено изучение русского языка, он может изучаться как иностранный наравне с английским, французским или немецким, на факультативах, которые необязательны для посещения (но часто добровольно-принудительно на них ходит весь класс), или как язык национальных меньшинств. Но, по мнению Ларисы Ницой, если образовательную реформу мы проводим с учетом опыта европейских школ, где, например, языки нацменьшинств изучаются во внешкольных заведениях (в кружках и частных школах, на платных курсах), почему бы не внедрять подобные практики в Украине? Чтобы найти идеальную модель, стоит начать диалог между школой и родительско-ученическим сообществом. А в настоящее время он практически отсутствует.