«Краса і тільки трішечки краси...» Мне часто приходят на ум эти слова Лины Костенко. Почему-то мы все больше стремимся отдалиться от мира прекрасного. Неужели столь непрестижно быть на вершине Олимпа национальной культуры? Сегодня мы потеряли интерес к литературе, а медиа-пространство преимущественно интересует количество убийств за час в мире. Понимаете, вся жизнь под эмблемой поиска дополнительных финансовых ресурсов — это на самом деле «минус» жизнь, деэволюция, способ определения ложных координат. В первую очередь, следует говорить о гуманитарной ауре нации, а не о дефектах зеркал, в которых мы часто видим оборванные иллюзии, искаженные мечты и вынужденные эмиграции... В своем романе «Матрешки» современная итальянская писательница Стефания Нардини («Всесвіт», № 1-2) отобразила мир людей, ищущих способ выжить. Но долго ли это может продолжаться?
В таком случае, думая только об однолинейном проекте накопления, нет смысла говорить о национальной ауре, которую формирует, прежде всего, гармония и способность увидеть прекрасное.
Недавно я вернулся с ХХI Всеукраинской ученической олимпиады по украинскому языку и литературе, на которой был секретарем и членом жюри. Состязания юных филологов проходили в Тернополе и длились целую неделю. Подобное мероприятие, к примеру, в России имеет общегосударственное значение; олимпиаде по русскому языку предоставляется особый статус, ведь ее победители — это национальная элита, которая будет отвечать за стратегический проект российской государственности. Когда-то российский академик Дмитрий Лихачев сказал в своем интервью, что в той школе, где есть грамотный учитель-словесник и историк, будет национальная основа.
Лина Костенко в «Гуманитарной ауре нации» сказала: «Ореол, аура — это очень тонкая материя, это не панцирь и не щит, но, тем не менее, нации, имеющие ауру, нажитую веками, защищены надежнее». И украинский язык должен быть непременной составляющей национальной ауры, а для этого нужно очень много поработать, дабы перекрыть поле стагнации и варварства достижениями нового духа, освобожденного от посттоталитарных идеологем.
Так, мы живем в исторически сложное время, это не время полноты национального расцвета, это и не «классический» период в цикле нациесозидания, о котором писал Т. Элиот. Он определил, что только во время исторической полноты могут появляться гениальные поэты, в когорту которых зачислил Вергилия, не имеющего равных в мировой истории культуры. Разве не прекрасно жить в гармонии? Для нас, наверное, нет, потому что в борьбе за национальные приоритеты, в определении стратегических государственных планов политики за мешаниной слов забывают о потребности в высокой культуре. «Украинцы — это нация, которую веками вытесняли из жизни путем физического уничтожения, духовной экспроприации, генетических мутаций, целенаправленного смешения народов на ее территории, вследствие чего произошла амнезия исторической памяти и качественные потери самого национального генотипа», — отмечает Лина Костенко в «Гуманитарной ауре нации». У нас Лесь Подеревянский в перечне наиболее выдающихся писателей времен Независимости попал в первую десятку. Что же, его видение Украины, по-видимому, является более привлекательным, чем, например, проект Украины, «не зачатой в Слове» Лины Костенко... Система национальных приоритетов невозможна без должного уровня внимания и уважения к образованию, а у нас учительство в экономическом плане приближается к тем профессиям, которые даже не нуждаются в высшем образовании.
Мы хотим преодолеть комплекс неполноценности, но почему тогда не обратиться к известным в мировой практике методам конструирования национального пространства? Нужно перво-наперво поднять зарплату тем учителям, которые преподают в средней школе на украинском языке, а зарплата учителя украинского языка и литературы должна быть гораздо выше, по сравнению с другими. Учитель украинского языка на своих обычных уроках формирует ту новейшую генерацию, которой придется жить в по-настоящему независимой Украине без косых взглядов в сторону России или советского прошлого.
Всеукраинская олимпиада — это больше, чем соревнование. На протяжении недели мы (члены жюри) наблюдаем, как самые умные дети со всей Украины стремятся показать глубокие знания по истории украинской литературы, знания по украинскому языку... Сегодня появляется очень много телевизионных проектов типа «самых умных». Только, к сожалению, никогда в таком шоу не увидишь блока вопросов по украинскому языку или литературе. Только по русской. По моему убеждению, ни одна другая форма не в состоянии заменить олимпиады. В конечном итоге, такая модель состязаний имеет античные корни, а антикам я склонен доверять больше, чем апологетам постмодерна.
Можно предложить (и это блестящая идея!) проект турнира юных филологов (сегодня уже существует Всеукраинский турнир юных журналистов, который пройдет в Сумах), но все равно эти проекты не заменят олимпиады. В настоящее время Всеукраинский этап соревнования по украинскому языку и литературе является последним в системе этапов, филологическая олимпиада не имеет международного тура, как, например, биологическая или математическая. Возможно, когда-нибудь удастся установить культурный канал между Украиной и диаспорой, и наши победители поедут в другие страны, где есть украинская диаспора. Подобный ход мог бы стать трамплином в стратегии подъема престижа родного языка, выхода украинской культуры на международный уровень. К сожалению, украинская культура до сих пор очень мало представлена на мировой гуманитарной арене.
Иногда нам нужно не бояться великих планов и грандиозных решений, потому что без интенции на высокое и великое мы не сможем достичь высвобождения пространства для украинской культуры в мировом гуманитарном банке.
ХХI Всеукраинская олимпиада юных филологов в который раз засвидетельствовала: дети владеют украинским языком и в Донецке, и в Луганске, и в Одессе, и в Херсоне. Среди победителей олимпиады есть представители почти всех регионов Украины.
Олимпиада — это больше, чем состязание школьников. Это уже история, способ жизни, это сформированная семья тех, кто заботится о культуре родной речи и профессиональном уровне преподавания, кто следит за всеми инновациями в филологическом образовании. К сожалению, были на нашей олимпиаде и очень грустные страницы. Нас всех поразило известие о том, что больше с нами нет кировоградского ученого Леонида Куценко, трагически погибшего в декабре прошлого года. Он был председателем жюри на ХХ Всеукраинской олимпиаде в Сумах. В этом году председательствовал профессор Ровенского экономико-гуманитарного института Владимир Шанюк. Роль экспертов-консультантов блестяще исполнили профессора Лариса Паламарь (Институт филологии КНУ им. Тараса Шевченко) и Владимир Панченко (Киево-Могилянская академия).
Олимпиада — это семидневный период интеллектуальных поисков. И в каждом периоде ежегодно случаются удивительные находки. Таким чудом на ХХI олимпиаде стал представитель кировоградской команды Назарий Назаров и Богдан Коростель из команды Киевской области. Интересно, что в 2006 году у Назария вышел поэтический сборник «Бегство из Вавилона». Фактически, мы имели дело с молодым Тычиной (о котором, кстати, Назарий писал сочинение на туре по украинской литературы), или, скорее, Артюром Рэмбо. В результате, Назарий Назаров и Богдан Коростель заняли первое место среди одиннадцатиклассников.