Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За благодатью, которую называют «энергетикой»...

Очаг духовности, который создал еще Владимир Креститель, а восстановили монахини Зимненского монастыря, для многих людей стал судьбоносным
1 апреля, 2010 - 19:42

СЮРПРИЗ ДЛЯ ИГУМЕНЬИ

Школа в селе Зимнем и старый монастырь смотрят друг на друга. Они через дорогу. Только обитель на Святой горе — на которой князь Владимир, крестивший Русь, еще в 1001 году построил свой зимний терем и два храма, дав начало монастырю, — за каменными стенами. Но они не стали чем-то вроде государственной границы между двумя мирами: мирским и духовным. Хоть усадьбу на Святой горе и можно назвать «государством в государстве», потому что живут здесь по своим правилам или, иными словами, по монастырскому уставу.

Алла Романовна Мельник, директор Зимненской школы, часто вспоминает, как стояла она у окна и смотрела, как по дороге на Святую гору, где несколько десятилетий квартировала колхозная тракторная бригада, поднимались две монашки. Это были присланные из монастыря, находящегося в городке Корцы, матушки Стефана и Миколая. Первая и стала игуменьей Зимненской обители, а вторая — ее правой рукой, благочинной монастыря. Обеих их прислали для восстановления обители.

— Я смотрела и думала: что сделают на этих руинах, которые тогдашняя советская власть лелеяла не одно десятилетие, эти две хрупкие монашки? — говорит директор. — Это теперь здесь бывают президенты и патриархи, министры и генералы. Вот скажите: сколько монастырей в Украине, а многих известных в Украине людей привлекает именно Зимнее! Человек, наверное, так устроен, что все же хочет духовности. А здесь намоленное место — и этим все сказано. Но это сейчас здесь такая красота: величественный храм, восстановленные пещеры, территория, весной утопающая в тюльпанах, а летом — в розах... Но все это нужно было сделать, здоровье и жизнь положить.

Размышления директора перебивает визит в ее кабинет Ирины Алимовны Болотюк, которая руководит школьным хором духовной и патриотической песни. Этот хор — школьная гордость, потому что уже не раз становился лауреатом фестивалей духовной песни. Но он — и детище игуменьи Стефаны, которую когда-то очаровало выступление такого же хора в одном из винницких храмов. Ирина Алимовна — автор музыки к песне, которая должна была стать сюрпризом для Матушки, как в Зимнем все называют игуменью, к ее юбилею. «На нашій Волині, у рідному Зимне, стоїть споконвічно Святая гора, і лине у небо неспинна молитва...» — простые и незамысловатые вроде бы слова, автором которых, кстати, является мама пани Ирины, все же растрогали. Растрогали они и монахинь, и матушку Стефану. Игуменья, как рассказала мне уже потом Алла Борисовна, задумала сделать это произведение своеобразным гимном их обители.

А в школе благодарят Бога, что тот послал им в соседи монастырь. Если бы не спонсоры из духовной обители, здесь бы многого просто не было. Вот где вы слышали, чтобы монастырь содержал... светскую музыкальную школу? А она как филиал районной действует в Зимнем уже несколько лет. Директор вспоминает, как еще с одной учительницей они ездили по поручению матушки во Львов, где и договорились о хорошем рояле.

— Представляете, настоящего «немца» (то есть немецкое пианино. — Авт.) тогда приобрели. Моя консультант от него отойти не могла. Оно же стоит у нас просто в актовом зале, и дети на нем играют. Это же какое им счастье! Матушка приобрела еще и цифровое фортепиано, и сопилки, и скрипки. А когда возникла потребность иметь в школе свой баян, то она его за 6 тысяч гривен купила аж в Киеве и сама привезла.

Монастырь, несмотря на распространенный стереотип, абсолютно не похож на убежище для несчастных. Это просто другой, параллельный светской жизни мир. Матушка же Стефана называет монашество «Божьим промыслом». Хотя в свое время при Зимненской обители воспитывалось с добрый десяток брошенных родителями девочек, подобранных на вокзалах, но монашками стали только две из них. В монастыре дети появились потому, что игуменью просили принять их временно, ведь куда их было девать?.. А получилось, что многие из них до сих пор родным домом считают женский монастырь, наведываются сюда. Все воспитанницы получали образование в Зимненской школе. С некоторыми были такие проблемы, что Алла Борисовна до сих пор еще не отошла.

— Вот были две сестрички, а какие разные! Одна школу с золотой медалью окончила, учится в медицинском университете. И хотя образование получает во Львове, и мама родная — тоже во Львове, а на выходные — к матушке Стефане приезжает... Сестра же ее была... Оторви и выбрось! Если бы не монастырь, по какому бы она пути пошла... А теперь учится в колледже и тоже Зимнее не забывает. Другая же девочка просто спекулировала любовью к ней. Жаль, что не использовала она данного ей судьбой и матушками шанса, якобы нашла где-то тетю и поехала к ней. Воспитание этих детей было, скажу вам, каторжным трудом, потому что гены... Но как за ними смотрели! Тех, у кого были таланты, возили на машине во Владимир-Волынский, в художественную и музыкальную школы. Ирочка, одна из двух, ставших монахинями, сначала в школу приходила в закрытом сером платье. Видно было, что немножко из-за этого комплексовала. Потом, видим, дали ей сестрички поблажку в одежде. А как одну из девочек одели на новогодний бал-маскарад! Такой костюм Снежинки не каждая мама пошьет. Кое-кого из монастыря и замуж выдали.

Мирских проблем не могут остановить и монастырские стены. Благодаря обители в Зимнем хорошие дороги, чему несказанно завидуют в окружающих селах. Когда прошлой зимой замело все тропинки, сельский голова, пометавшись в поисках грейдера по разным инстанциям, обращался к матушке Стефане, и та давала технику. Ведь монастырь — большое самодостаточное хозяйство. Здесь обрабатывают 10 гектаров земли, имеют свои теплицы и садики, в которых только винограда родит 40 сортов! Выпекают хлеб и изготовляют свои макароны.

— Чем можем отблагодарить их мы? — размышляет директор школы. — Разве что два дня осенью подсобим выкапывать картошку. Причем никого не заставляем, но дети и родители рады помочь.

Кто-то из богатых спонсоров подарил монастырю плазменный телевизор. Игуменья же передала его школе. Сгорел бойлер, директор случайно в разговоре с матушкой поделилась проблемой, что негде взять денег на ремонт. Монастырь купил и бойлер. И даже внутренние туалеты, которые до недавнего времени были несбыточной мечтой директора, оборудованы с помощью соседки-обители: игуменья приобрела сюда и плитку, и всю сантехнику.

«ТО, ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ БЛИЖНЕМУ, ТО СДЕЛАЛИ МНЕ»

Доводилось бывать в монастырях, которые не просто на краю цивилизации, подальше от больших дорог и людей, а даже и среди леса в нескольких километрах от ближайшего села. В таких обителях и стиль жизни своеобразный, умиротворенный, в них, кажется, и время остановилось. Там редко бывают посетители, зато они так нуждаются в спонсорах, ведь нужно восстанавливать кельи, строить храмы... Зимненскому монастырю волею князя Владимира выпала другая судьба. Он рядом с древним Владимиром-Волынским, в 70 километрах от областного центра, и является не только местом паломничества для верующих людей, но и объектом туристического маршрута «Золотая диадема Волыни».

Между тем монахини должны молиться Богу и за нас, грешных, и содержать себя сами... Так зачем обители хлопоты со школой, детьми, с благотворительным офтальмологическим кабинетом, в который закупили самую современную аппаратуру? Ведь еще не факт, что дети, которых здесь пригрели, которым материально помогли, потом придут к Богу. Матушка Стефана по этому поводу говорит так:

— Прежде всего хочу напомнить Священное писание, в котором Господь сказал: «То, что вы сделали ближнему, то сделали мне». А кто наш ближний? Каждый человек, нуждающийся в помощи. Если есть возможность помочь — всегда нужно помочь. И я прошу Бога, молюсь, чтобы у меня была возможность помогать людям. В Зимнем я уже 19 лет. Да, мы возродили обитель, хоть и говорят, что мы — слабые женщины. Но, как пишет Священное писание, «сила Божья в немощи свершается». С Божьей помощью в этом мире, на этой земле ничего не страшно. Если есть на то благо, то Господь всегда благословляет все наши труды. Ведь как пишет апостол Павел? «Просите и не получаете». Почему не получаете? Потому что нет от того пользы. Мы иногда просим и не знаем, это на пользу или не на пользу. А если человек согласится с тем, что на все воля Божья, что Божья премудрость самая мудрая, что она управляет нами, нужно лишь покориться ей... Покориться! Поэтому я всегда думаю, чтобы не пойти против Божьей воли. И если первая заповедь звучит так: «Возлюби Господа своего всем сердцем своим, всем умом, всей душой», то вторая, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего». Пойдут ли эти дети потом в храм? Или не пойдут?.. Я об этом в момент, когда мне нужно помочь, не размышляю. Я знаю, что мне на эту минуту нужно помочь, и я это могу сделать. А там Господь сам решит. У каждого человека своя дорога к Господу, и всему свое время.

— Как вы объясните, почему так много паломников, много известных в Украине и не только людей стремится к вашему монастырю? Что притягивает их на эту Святую гору?

— Притягивает наша самая большая святыня — икона Зимненской Божьей Матери, которая пришла сюда во времена князя Владимира. Этой иконой, как известно, царьгородский патриарх благословлял его на брак с царевной Анной. Это была семейная икона княжеской семьи, которую в нашу обитель князь Владимир передал в 1006 году. По размеру икона небольшая, но очень сильная у нее благодать, это очень большая святыня. Вторая причина паломничества — древняя и глубокая история монастыря. По историческим данным, он старше на полвека Киево-Печерской лавры. И люди тянутся к святыне, к духовности, стремятся получить здесь благословление, благодать. Здесь земля светится от того, что было в монастыре много благочестивых подвижников. Если человек хоть раз попадет в эту обитель, почувствует здесь благодать, которую иногда называют (улыбается. — Авт.) «энергетикой», то его будет тянуть сюда снова и снова.

— Правда ли, что сам князь Владимир прозрел от вашей чудотворной иконы?

— Существует предание: когда он завоевал Корсунь, то ослеп. А перед этим он просил царевну Анну выйти за него замуж, но она выдвинула одно требование — окреститься в православной вере. Князь согласился. В купели крещения он прозрел, и первое, что увидел, был свет от этой иконы.

— А где эта икона хранилась в годы воинствующего атеизма?

— В Первую мировую войну нашу обитель переселили в Житомир, туда вывезли и икону. В 1966 году, когда умерла последняя зимненская монахиня, икону передали в Корецкий монастырь. Она находилась там в храме. Ее искали, потому что хотели сдать в музей. Но Господь так сделал, что у тех, кто хотел икону конфисковать, закрылись глаза. Я была свидетелем этого всего, потому что проводила экскурсию в храме. Те люди здесь походили, поискали и пошли к игуменье: где икона? Она же была на видном месте, с правой стороны на колонне, в киоте. Игуменья и подумала: если икону не увидели, значит так угодно Господу и Божьей Матери. Так Бог уберег этот образ для нашей обители. Теперь ему поклоняется много людей, от иконы черпают благодать и получают исцеление.

— Детский хор, действующий при Зимненской школе, музыкальная школа, в которой учатся сельские дети, — это ваша, знаю, мечта, которая сбылась.

— Мы надеемся лишь на Божью милость. И дела наши еще далеки от совершенства. Но дети — это будущее нашего государства, в них нужно воспитывать и любовь к Богу, и мораль, и любовь к людям и всему их окружающему. Я верю, что они никогда не забудут, что им дала наша обитель. В детстве я очень любила петь. Украинские песни, но только те, которые с глубоким содержанием. Мечтала учиться в музыкальной школе, но такой возможности не имела. Когда пришла в Корецкий монастырь, матушка игуменья направила меня на учебу на регентское отделение Ленинградской духовной академии, ректором которой, кстати, был нынешний Патриарх Кирилл. Мне пришлось начинать музыкальное образование с нуля. И теперь я рада, что могу хоть такую маленькую частичку внести в развитие наших талантливых детей, которые бы иначе не имели возможности проявить свой талант, свое умение.

— О чем еще просите у Бога для себя и своей обители?

— Я вспоминаю момент, когда меня направляли из Корца сюда, в Зимнее. Игуменья сказала: дочка, ты уходишь, и перед тобой большая задача. Трудно восстановить обитель, но еще труднее восстановить духовность. Поэтому проси, дочка, у Бога мудрости. Проси мудрости на каждую минуту, на каждый час и на каждый день. И я больше всего прошу, чтобы Господь меня не оставил, прошу мудрости и здравого смысла управлять монастырем, умения общаться с людьми за его пределами. Хочется, чтобы жизнь наша монастырская послужила на благо всем, кто хоть раз переступит наш порог. Чтобы люди не просто зашли, походили, полюбовались, а чтобы помолились, почерпнули благодать, почувствовали то святое, что так необходимо их душам.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ