В течение 70 лет советской власти людей приучили шепотом говорить о любой якобы секретной информации, за распространение которой могли посадить практически без суда и следствия, на основании трех документов — донос, допрос и приговор. И люди боятся до сих пор. Примеров того, что право человека и гражданина на информацию защищено Конституцией Украины и законом Украины об информации, практически нет в средствах массовой информации или других источниках.
Статья 32 Конституции Украины предоставляет право каждому гражданину знакомиться в органах государственной власти со сведениями о себе, которые не являются государственной тайной или другой защищенной законом тайной. Такая же ст. 32, но уже Закона Украины «Об информации» дает гражданину право «... требовать любой официальный документ, независимо от того, касается этот документ его лично или нет, кроме случаев ограничения доступов».
Должностные лица, которые действуют от имени государства Украины и которые сознательно отказывают в предоставлении определенной информации, ссылаясь на государственную или военную тайну, являются нарушителями закона.
Почему они это делают? Только потому, что знают — с них никто за это не спросит. Но ведь это должностное лицо, которое действует от имени власти, не может не знать, что в течение 10 дней он обязан сообщить гражданину о возможности удовлетворения его запроса или же об отказе в удовлетворении и реализовать запрос в течение одного месяца.
Законом также предусмотрена юридическая ответственность лиц, виновных в совершении таких нарушений, как необоснованный отказ от предоставления информации, предоставление информации, которая не отвечает действительности, умышленное укрывательство информации и другие случаи (ст. 47 закона).
Как поступать в таких случаях? Прежде всего, напомнить должностному лицу о его долге предоставить информацию или обоснованный ответ об отказе и на основании именно этих статей (32 и 47 закона Украины, ст. ст. 8, 32 Конституции Украины) обратиться в суд.
Людей, как правило, интересует информация, которая касается их лично или по работе, или по научной, или правозащитной деятельности. И я не уверен, что какому-то гражданину необходима информация, которая содержит государственную тайну, и даже и такая, если она необходима для выполнения служебных обязанностей, должна предоставляться. Вот пример.
Офицера Л. уволили из рядов Вооруженных сил Украины. Основаниями для издания приказа об увольнении послужили несколько документов, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами, которые регламентируют порядок прохождения военной службы. Среди них — представление к увольнению, два листа бесед об увольнении, вывод военно-врачебной комиссии и другие, с которыми увольняющийся офицер должен быть ознакомлен. Офицер Л. обратился к начальнику кадрового органа с просьбой предоставить ему эти документы, на что последний, ссылаясь на приказы министра обороны бывшего Советского Союза, отказал, обосновывая отказ тем, что этими приказами не предусмотрено выдачу на руки такой информации о лице.
Именно такой ответ является необоснованным потому, что Конституция Украины имеет высшую силу и предоставляет право лицу знакомиться в органах власти со сведениями о себе.
На основании вышеупомянутых статей офицер Л. обратился в районный суд с исковым заявлением о нарушении его конституционного права. Именем Украины районный суд принял решение — выдать на руки все вышеупомянутые документы.
Вот такими были наши действия. А с полученными документами опять обратились в суд об опровержении недостоверной информации, которая содержится в них и на основании которой был издан приказ об увольнении из рядов ВС Украины.