Следующий год должен стать знаковым для педагогов, ведь в 2010 году школы получат финансовую автономию. С момента октябрьской встречи Юлии Тимошенко с директорами школ Киева прошло несколько месяцев. Все это время продолжается работа над предложенной правительством реформой. Какие плюсы и минусы этой инициативы увидели практики уже сегодня? Откуда пошла сама идея предоставления школам самостоятельности?
Большая группа директоров из Киева, да и не только, уже много лет высказывается за предоставление украинским школам автономии, в том числе, финансовой. Путешествуя по Европе, изучали и наблюдали проявления этой самой школьной автономии: нравились спокойная уверенность коллег-директоров, свобода ответственного выбора, демократичность отношений начальников с подчиненными, отсутствие тройных стереотипов. Захотелось попробовать самим. А еще значительную фактическую автономию для своих заведений за годы независимости получили наши «старшие братья» — высшие учебные заведения. И наконец, это предусмотрено в законодательстве об образовании, в частности в Законе об общем среднем образовании: общеобразовательное учебное заведение является юридическим лицом, которое имеет право открывать счета в учреждениях банка, вести самостоятельный баланс, осуществлять бухгалтерский учет (по решению основателя — районного совета).
За годы независимости наряду с коммунальными появились десятки частных школ, которые с самого начала своей деятельности имели значительную автономию, самостоятельно создавали свой бюджет, определяли количество, качество и стоимость образовательных услуг, за которые платили родители, самостоятельно считали свои расходы, платили государству нужные налоги и отчитывались перед налоговыми органами. Мы, «державники», всегда немного завидовали их умению самостоятельно зарабатывать деньги и вести себя достаточно независимо от чиновников — чувствовалась другая финансово-экономическая культура. Но, как это ни странно, и среди коммунальных школ появлялись островки автономии. Например, в середине 90-х годов по экспериментальной программе все школы столичного Ватутинского (в настоящее время Деснянского) района получили право под контролем районного управления образования, но самостоятельно распоряжаться как бюджетными, так и привлеченными к школьной смете родительскими средствами. В разговорах с деснянскими коллегами мы слышали их недовольство малыми объемами выделенных бюджетных средств, вообще отсутствием нужного финансирования по некоторым статьям бюджета, сложностью общения с казначейством, но, с другой стороны, они никогда почему-то не имели желания отдать эти небольшие свободы обратно в районные управления, в централизованные бухгалтерии.
По каким-то, пока еще неизвестным причинам 19 августа вышло Постановление Кабинета Министров за № 1007 относительно предоставления школам экономической и финансово-хозяйственной автономии, а если точнее — об открытии с 1 января 2010 года каждой школе Украины счетов в районных отделениях Госказначейства. Постановление подтвердило право школы иметь собственную бухгалтерию, а директору — быть распорядителем средств, подписывать платежные поручения.
Документ вызвал большое оживление как среди директоров школ, так и среди местных руководителей образования. Первые поняли, что государство берет под контроль поступление и использование родительских средств, привлеченных к школьной экономике, — и далеко не всем это понравилось. Вторые определили, что часть финансовых полномочий и, возможно, частично управления школой отойдет к ее директору.
Возможно, именно в настоящий момент уместно выразить определенные аргументы в пользу и, одновременно, сообщить о рисках при открытии школьных счетов. Среди позитивов, которых ожидают школьные руководители, — наличие прозрачной (для директора, родителей и власти) схемы и объемов финансирования разнообразных потребностей школы; самостоятельное использование на нужды школьного бюджета дохода за счет аренды временно свободных помещений и оборудования, осуществления платных услуг; возможность самостоятельно заключать договоры на услуги и материальные ценности для школы с наиболее подходящими поставщиками; использование экономии фонда заработной платы на самостоятельное премирование учителей, других сотрудников. Также школа сможет самостоятельно планировать деятельность комиссии социального страхования, в том числе предоставление санаторных путевок, самостоятельно планировать и экономно тратить средства на тепло- и энергоносители. Появится у школ возможность наполнять свой специальный счет и тратить его только при наличии источников поступления.
Однако есть и определенные риски, в частности отсутствие опыта, письменных рекомендаций и юридического сопровождения для руководителей школ относительно правильного оформления средств на специальный счет школы может привести в начальный период к многочисленным нарушениям законодательства относительно ведения бухгалтерского учета и отчетности. Возможно, и сопротивление той части директоров, которые не имеют опыта легализуемого управления финансовыми ресурсами и привыкли к наличному обращению средств, а также отсутствие на данное время бухгалтеров в штатных расписаниях школ, и потому необходимость самостоятельного поиска низкооплачиваемых бухгалтеров. Беспокоит и отсутствие постоянно действующей системы повышения квалификации директоров по финансовому менеджменту, переквалификации бухгалтеров (в т.ч. высвобожденных бухгалтеров районных отделов образования) и «горячих» консультативных услуг, отсутствие прозрачного (нормативного) механизма распределения средств общего фонда бюджета между школами; низкий уровень информированности школьных родительских обществ со стороны СМИ и властных структур относительно реального состояния бюджетного недофинансирования и тому подобного.
В любом случае, школьное образование имеет внеочередной шанс на существенные структурные реформы. Состоятся ли они в действительности, окажется ли инициатива правительства дежурным «пшиком», покажет уже ближайшее время.