В прошлом году на территории историко-культурного заповедника «София Киевская» начались реставрационные работы, чтобы вернуть памятнику вид времен ХVIII века. Теперь здесь уже закончилась реконструкция помещений хлебопекарни, митрополитского дома и кордигарии, а к осени 2008 года планируют обновить все инженерные сети, которые улучшат подсветку архитектурных объектов.
По мнению руководства заказника, собор не приобретет первичный вид без восстановления цветников, огородов и садов, которые были здесь во времена митрополита Петра Могилы, — учредителя монастыря на территории Софии. Поэтому ныне на повестке дня руководства Софии стоит вопрос о внесении изменений в существующий генеральный план реконструкции заповедника, которые определят, где именно будут расти овощи, цветы, груши и яблони на территории собора. Руководство заповедника обещает, что озелененную Софию киевляне и гости города смогут увидеть уже в конце следующего года.
— В XVII—XVIII веках на монастырской территории никогда не было пусто, — рассказала «Дню» дендролог заповедника «София Киевская» Наталья Капинус. — Здесь всегда росли сады и огороды, ведь монахи запасались лекарственными растениями, овощами и фруктами на случай вражеских нападений на монастырь. А еще на территории Софии была резиденция митрополита Петра Могилы, где он принимал почтенных гостей. Чтобы территория имела привлекательный вид, здесь росло много цветов. Теперь, когда продолжается реставрация внешнего вида собора, нельзя пренебрегать идеей разработки монастырского сада. Поэтому сейчас мы изучаем архивные записи, чтобы определить вероятные местоположения его и возобновить список растений, которые были на территории монастыря. Закупая сорта растений для сада, мы будем отбирать самые давние, чтобы как можно точнее воспроизвести дух того времени.
По словам главного архитектора заповедника Ольги Самойленко, в проекте реконструкции заповедника также предусмотрено удаление старых деревьев, которые частично закрывают здание собора, а также обновят покрытие дорог на его территории — теперь часть путей покрыта асфальтом, мостовой, часть — фигурными элементами, плинфой и кирпичом.