Итоговая коллегия Государственной службы лекарственных средств преподнесла немало сюрпризов. Памятуя о подобных мероприятиях, можно было предположить, что несколько часов кряду представители сферы станут зачитывать оптимистичные отчеты. Нет, разумеется, без этого не обошлось. В докладе заместителя министра здравоохранения и главы вышеупомянутой госслужбы Михаила Пасичника прозвучало, что объем реализованной в минувшем году фармпродукции на 12,3% превышает показатели 2003-го. Экспорт украинских лекарств составил 66,2 млн. гривен — это на 22,3% больше, чем в позапрошлом году, а еще в 2004 м зарегистрировали (перерегистрировали) на 18,3% больше медикаментов. Кроме того, по его словам, в 2004-ом был запущен механизм, не допускающий оборот в Украине фальсифицированных, некачественных и не зарегистрированных лекарственных средств. Практически решена проблема доступности медикаментов для сельских жителей. Но самое главное — это цены. Если в прошлом году индекс потребительских цен в среднем возрос на 10,9%, то на лекарства — всего на 3,9%.
Однако вернемся к сюрпризам. Впервые с трибуны Большого зала коллегий Министерства здравоохранения прозвучало, что фармацевтической сфере не хватает прозрачности. Притом говорили об этом одни из самых сильных игроков на этом рынке — руководители «Фармака» и Борщаговского химфармзавода. Исполняющий обязанности министра Владимир Загородний и вовсе начал свое выступление, как говорится, с главного. «Многие вопросы в фармации не решаются по одной простой причине: профильные структуры чрезмерно увлечены перетягиваем каната власти. А любой шаг в этой сфере наталкивается на целую полосу препятствий — настолько силен лоббизм».
Раньше подобным образом о фармацевтическом рынке высказывались исключительно люди извне. Достаточно вспомнить повышенный интерес к Минздраву Генпрокуратуры, а если точнее, то к деятельности министерства, связанной с закупкой лекарств. Дескать, были случаи, когда тендерные предложения предоставлялись одновременно по одинаковым препаратам, одного производителя и с незначительным различием в цене. К участию в торгах допускались убыточные и обанкротившиеся предприятия, а кроме того, они порой признавались победителями.
На коллегии же руководители ведущих предприятий обнародовали другие факты. К примеру, по словам генерального директора Борщаговского химфармзавода Людмилы Безпалько, 70% украинцев пользуются лекарствами отечественного производства. В то же время, когда за бюджетные деньги закупаются препараты для больниц, о местных фармзаводах почему-то забывают. Кроме того, как образно выразилась Л. Безпалько, украинские предприятия в каком-то смысле — «пасынки» рядом с «родными детьми» — зарубежными заводами. К примеру, уже около десяти лет речь идет о том, что фармпроизводства необходимо переоснащать, дабы они выпускали качественную и конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (сейчас украинским лекарствам «вход разрешен» лишь на постсоветское пространство). Однако, ввозя на территорию Украины оборудование, скажем, на пять миллионов долларов, еще 2,5 млн. предприятия должны заплатить в качестве пошлины. «Дайте нам возможность переоснаститься, предоставив льготы. Ведь фармацевтические заводы — самые исправные налогоплательщики», — говорит Л. Безпалько. Помимо денег, остро стоит вопрос и ресурсов. Документацию на украинские медикаменты невозможно положить в Европейское досье — наши лекарства не проходят требуемое Западом количество проверок. А все потому, что в Украине отсутствует законодательство, в котором был бы прописан механизм испытания продукта на пациентах. Не могут отечественные таблетки «протестироваться» также на так называемую биоэквивалентность — отсутствует лаборатория. Словом, неудивительно, что в прошлом году рынок импортных препаратов возрос в Украине на 70%, а отечественных — всего лишь на 13%.
Впрочем, можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. В Украине работают 148 фармацевтических предприятий, из которых приблизительно 11 контролируют 70% рынка. По мнению исполнительного директора ассоциации фармацевтов Виктора Чумака, в условиях конкуренции каждое предприятие должно самостоятельно бороться за потребителя и за свою прибыль. Как ранее он отмечал в интервью «Дню», основная ошибка заключалась в том, что считалось: перейти на международные стандарты производства должны все заводы, причем одновременно. Естественно, это не получалось. Одно предприятие было не готово — отложили, другое подготовилось — обанкротилось первое и т.д. В то же время, по мнению В. Чумака, есть выход. Например, если тот или иной препарат в Украине уже производится, скажем, двумя заводами с соблюдением международных стандартов, то применять в здравоохранении такой же препарат, произведенный без соблюдения этих самых стандартов, нужно запретить. Тем самым у предприятий появится дополнительный стимул осовремениться.
Другими словами, специалисты полагают, что очень многое зависит непосредственно от производителя. К примеру, медикаменты, изготовляемые в аптеке, зачастую не выдерживают никакой конкуренции. В то время как основные фармзаводы все же вкладывают средства в развитие, в «лекарственных магазинах» используют абсолютно устаревшие технологии и приборы. Плюс ко всему в аптеках далеко не всегда соблюдаются требования по хранению медикаментов. Как показывают проверки, бывает, что отсутствует в нужном количестве холодильное оборудование, возникают проблемы с вентиляцией. Сами же производители нарекают еще и на дистрибьюторов. Мол, неизвестно, в каких машинах возят препараты, никто не контролирует, в каких условиях они содержатся на складах... ...Как заявил на коллегии Владимир Загородний, в Европе статистика по отравлениям лекарствами печальная, в Украине же она отсутствует вовсе. По-видимому, есть чего бояться.