Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«ЗАЛК» к бою готов! «ЗАЗ» не прочь сдаться?

5 сентября, 2000 - 00:00

В отличии от «ЗАЛКа», «АвтоЗАЗу» отстаивать некого. Судьба совместного предприятия весьма туманна. Переговоры с «Фордом» ведет сугубо корейская сторона. Несмотря на то, что «ДЭУ» удалось достигнуть определенных договоренностей, пока отечественный рынок не будет защищен законодательством, они весьма шатки. Пакет компенсационных мер, обещанный правительством взамен на отмену минимальной таможенной пошлины и увеличение возрастного коридора на ввозимые в страну иномарки, депутатами одобрен. Однако, частично и лишь в первом чтении. Вернуться к рассмотрению вопроса, парламентарии обещали после каникул. Когда конкретно, не сказали. Олег Папашев готов приветствовать любого инвестора (серьезного, разумеется). Пока таковых не было. В первом квартале 2000 года завод сработал с минусовой прибылью. Убытки составили 6 млн. грн. «Авто ЗАЗ» начал «проедать» уставной фонд.

Придать директорам оптимизма решился глава региона. Накануне приватизации Алексей Кучеренко посетил их владения. Как оказалось — очень кстати. Губернатор, голос которого будет далеко не последним на заседаниях конкурсных комиссий, обещал промышленникам поддержку.

«Я не собираюсь учить металлургов плавить металл, — заявил Алексей Юрьевич. — Для региона и государства, алюминиевый комбинат — стратегически важен. Здесь самое главное не мешать производить высококачественную, ликвидную продукцию. Не скрою, за государственную долю акций «ЗАЛКа» развернутся серьезные баталии. Обладминистрация будет стоять на том, чтобы основными критериями для определения победителя конкурса стали: экономическая целесообразность развития, реальность обещаемых инвестиций. Мы приложим все усилия, чтобы все политические, популистические и прочие факторы отошли на второй план. На сколько это удастся — покажет время. Однако, к борьбе мы готовы», — подчеркнул он. Губернатор откликнулся на просьбу Ивана Бастрыги — ходатайствовать о введении в состав конкурсной комиссии представителя комбината.

В разговоре с директором «АвтоЗАЗа» Олегом Папашевым Алексей Кучеренко заверил, если из 31% акций удастся реализовать хотя бы 25% — дела на предприятии заметно пойдут в гору. «Завод представляет огромную важность для Украины. Как свидетельствует статистика, одно рабочее место в автомобильной промышленности, это — шесть, семь рабочих мест в других сферах производства. Две недели назад я обсуждал с Президентом проблемы СП «АвтоЗАЗ-ДЭУ», в том числе и касающиеся возможной смены собственника. Я обратился к Леониду Даниловичу взять под свой патронат программу развития совместного предприятия. Он дал добро. Теперь задача обладминистрации — отработать совместно с руководством СП стратегию, в том числе и законодательную, которая бы повлияла на обеспечение стабильной, рентабельной работы завода», — сказал губернатор.

Кучеренко признал правомерность действий Кабмина. По его словам, протекционистские меры на ввоз иномарок, дополнительные препятствия свободному товарообороту — не могли иметь будущего. Для того, чтобы войти в мировой рынок, необходимо нести определенные обязательства. С другой стороны, крайне важно защитить отечественного производителя. Кучеренко предложил следующее: во-первых, пересадить всех чиновников с «Мерседесов» на «Ланосы» (кстати, сам губернатор не намерен менять шестисотого немецкого коня на корейского тигра. По его словам, в отличии от большинства чиновников, половина его жизни проходит в машине. Пошутил, мол: «От живого губернатора регион получит значительно больше пользы. Зачем рисковать?!»); во- вторых, ввести отсрочку бюджетных платежей, использовать технологии лизинга; в-третьих, Кучеренко сторонник разумной модели взаимодействия налоговых служб и потенциальных потребителей. Речь идет о льготных условиях продажи. И, наконец, снижение себестоимости машин. «Таврия», по словам Кучеренко, должна занять нишу автомобиля пенсионеров, студентов, инвалидов. Ее розничная «красная» цена — $ 1700-1800.

Не менее остро директоров предприятий интересовали взгляды губернатора на решение энергетических проблем. 40% себестоимости продукции Алюминиевого комбината составляет электроэнергия. Перебои с ее поставками обернулись для «ЗАЛКа» катастрофическими, как в прямом так и в переносном смысле последствиями. Недополучено 50 млн. грн. потенциальной прибыли. 25 млн. — израсходовано на ремонт вышедшего из строя оборудования. На комбинате возникали аварийные ситуации, которые могли повлечь человеческие жертвы. Отключение от энергосети электролизеров сопровождается мощным электромагнитным излучением. Однажды имел место прецедент массового травмирования рабочих.

Решение проблемы, Кучеренко видит в консолидации усилий. По его словам, топливно-энергетический комитет Верховной Рыды начал работу над созданием проектов законов, которые позволят регионам самостоятельно обеспечивать энергетический резерв и целесообразно им распоряжаться. «Беды с электроэнергией — прямое следствие самостоятельных попыток промышленников договариваться с Киевом о энергопоставках», — подчеркнул он. Алексей Кучеренко надеется на разумный компромисс с новым руководством «Запорожьеоблэнерго». В компании восстановлено государственное управление и это придает оптимизма. Несмотря на все вышесказанное, глава региона прогнозирует трудную зиму. «Впрочем, — сказал он, — сложности должны побудить всех нас пересмотреть подходы к вопросам энергосбережения. Если это произойдет, «весна» не заставит себя долго ждать».

Дмитрий БРОВКИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ