Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запрет с обманом

Тестировать косметические товары на животных — теперь нельзя, однако условия, как это выполнить, до сих пор правительством не созданы
10 февраля, 2021 - 19:53
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

12 февраля мир отмечает День науки и гуманизма. Вещи, на самом деле, взаимосвязанные. Даже ситуация с распространением коронавируса неоднократно привлекала внимание общества к зависимости между развитием науки и гуманным отношением к животным. Так, в начале пандемии распространялось предположение, что ковид могут передавать домашние животные. Поэтому зоосообщество опасалось, что начнется новая волна прироста беспризорных четвероногих. К счастью, обошлось.

История с норковыми фермами в Дании, когда новый штамм COVID-19, вероятно, стал причиной нового витка заболеваний и животных решили просто уничтожить, тоже свидетельствует, что не всегда мир действует по принципу гуманного обращения с животными. Однако защитники прав животных продолжают отстаивать интересы братьев наших меньших. И в упомянутый День науки и гуманизма предлагают сделать акцент на милосердной... науке. Тем более, в Украине есть повод. Недавно правительство утвердило новый технический регламент для косметических средств, который, в частности, предусматривает запрет на испытания этих средств на животных.

НОВЫЕ ПРАВИЛА — НОВОЕ КАЧЕСТВО

О потребности в новом техническом регламенте наши зоозащитники, а также представители косметической отрасли говорили на протяжении последних нескольких лет. Некоторые научные учреждения отказывались от тестирования на животных, даже не дожидаясь новых распоряжений от Кабмина. Так, «День» ранее рассказывал, что в госпредприятии «Научный центр превентивной токсикологии, пищевой и химической безопасности имени академика Л.И. Медведя Министерства здравоохранения Украины» испытывают альтернативные методики тестирования косметики (подробнее в №42-43 от 7 марта 2019 г.). Как отмечала тогда научный сотрудник центра Анна Головащенко, чтобы ускорить этот процесс, правительство должно утвердить новый технический регламент, основанный на «Регламенте ЕС №1223 / 2009».

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Что же предлагает новый документ для косметических средств? Прежде всего он устраняет юридические разногласия, а также административные и технические барьеры в торговле между Украиной и странами Европейского Союза. Во-вторых, почти втрое увеличен перечень запрещенных ингредиентов — теперь он составляет 400, технический регламент предусматривает 1328. А это безопасность косметической продукции для ее потребителей. Производители обязаны использовать только безопасные красители, консерванты и УФ-фильтры.

Но самое важное новшество утвержденного регламента касается запрета испытания косметики на животных. Предпочтение следует отдавать новейшим технологическим разработкам, в частности альтернативным методам тестирования косметической продукции. Такие правила уже несколько лет действуют в странах Европейского Союза.

Как и в ЕС, в Украине предусмотрен переходный период для внедрения новых требований к тестированию косметической продукции. «Это решение обусловлено тем, что в Украине на сегодня отсутствуют утвержденные методологии альтернативных испытаний безопасности косметики», — объясняют в Министерстве здравоохранения. Кстати, в ЕС переходный период длился четыре года.

«Отсутствуют регламентированные требования к ингредиентам косметической продукции, а следовательно, состав косметической продукции трудно исследовать и проанализировать при большом количестве компонентов, сложности производственных процессов и устарелости методов испытаний. Отсутствие надлежащего контроля за безопасностью косметического продукта грозит хаотичностью, фальсификациями и застоем развития производства, — комментируют в ассоциации «Парфюмерия и косметика Украины» необходимость регламента. — Принятие технического регламента — это устранение юридических, административных и технических барьеров в торговле на международных рынках, а также имплементация европейских подходов к контролю за безопасностью косметической продукции; равные условия на косметическом рынке Украины производителей и импортеров; четкое разграничение ответственности среди игроков рынка».

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ РЕГЛАМЕНТА

Вместе с тем общественные зоозащитные организации восприняли эту новость довольно сдержанно. Как пояснила вице-президент Ассоциации зоозащитных организаций Украины Марина Суркова, принятый технический регламент для косметических средств — маленький шаг на пути к гуманному обществу: «Во-первых, запрет касается только испытаний косметических товаров, а испытание на животных происходит по всем видам продукции, моющим средствам, например. Во-вторых, в регламенте прописан не полный запрет, а при условии, что есть другие альтернативные методы, которые разработаны и утверждены в Украине или других странах в соответствии с требованиями. То есть тестирование запрещается, но если есть другие альтернативные методы. Если нет, то будет продолжаться тестирование на животных. Другие альтернативные методы надо разрабатывать, внедрять, чтобы их могли применить производители согласно этим регламентам. Кроме того, в пункте 49 регламента, который запрещает тестирование, написано, если есть основания полагать, что если продукция наносит вред жизни и здоровью, тестирование будет проведено, несмотря на все запреты, чтобы все-таки убедиться в безопасности препарата. То есть регламент есть, но нужен еще механизм его реализации».

Как добавляет пани Марина, многие страны давно пошли гуманным путем и используют альтернативные методы испытаний, которые наработаны учеными. «И эти методы дают более точный результат, чем испытания на животных, — говорит зоозащитница. — Но их тоже надо у нас разрабатывать и внедрять. А это отдельная процедура. И чем скорее это будет сделано, тем лучше, так как сейчас производители могут ссылаться на то, что у нас нет альтернативных методов, и будут продолжать тестировать продукцию на животных».

Пока же принятый правительством регламент — это единственный нормативный акт, предусматривающий хотя бы частичный запрет тестирования с участием животных. В других законах, касающихся защиты прав братьев наших меньших, об этом речь не идет вообще. Даже если готовить для полного запрета испытаний на животных отдельный законопроект, Марина Суркова отмечает, что это непростой путь: «У нас любой законопроект — это очень сложное испытание, в первом чтении его могут принять, а потом важно, чтобы после второго чтения он вышел именно в том виде, в котором его прописывали эксперты. Правок может быть очень много. Поэтому важно, чтобы эти законопроекты не менялись до неузнаваемого вида. Вот сейчас на повторное второе чтение направлен законопроект №2351 о запрете массовой эвтаназии, содержания крупных хищных животных в развлекательных заведениях, он был зарегистрирован еще в октябре 2019 года. Да, мы готовы дальше работать, готовить нормативные акты, проекты законов, но нельзя говорить, что они быстро будут готовиться и приниматься».

Несмотря на это, зоосообщество расценивает принятый правительством регламент не как победу, а как маленький шаг на ее пути. «Это хороший шаг, — резюмирует Марина Суркова, — но он очень небольшой и практически не защищает животных от издевательств над ними».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ