Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Защита украинцев – наш приоритет»

Улучшат ли темпы вакцинации «ковредные» деньги, как реформировать третичное звено и когда вырастут зарплаты врачей – в беседе с Михаилом Радуцким
13 декабря, 2021 - 15:48
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Сейчас слова о медицинской системе и здравоохранении у многих людей ассоциируются, прежде всего, с ковидной пандемией. Ведь это вызовы для всех одновременно – медиков, пациентов, законотворцев, местных властей. И часто, когда какое-то звено государственной системы дает сбой, вопросы возникают именно к государственным учреждениям – почему вовремя не закупили необходимые лекарства, тянули с принятием важного закона и т.д. Поскольку немало изменений в медицинской системе зарождается в комитете ВРУ по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования, «День» обратился к его председателю, Михаилу Радуцкому, за объяснениями – какой же план борьбы с пандемией у комитета, не исчезла ли с повестки дня медицинская реформа, сколько средств будет иметь медицинская сфера в бюджете-2022, когда парламент продолжит ужесточать антитабачное законодательство и как в целом депутаты готовы заботиться о здоровье каждого из нас?

«ЕСЛИ ТАКИЕ ТЕМПЫ ПРИВИВАНИЯ УДАСТСЯ СОХРАНИТЬ, ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ПОЛУЧИМ 60% ВАКЦИНИРОВАННОГО ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ»

- Как расцениваете инициативу президента относительно денежной компенсации за полный курс прививки против ковида – улучшит ли это наши показатели вакцинации и где государство может изыскивать средства на воплощение этой инициативы (уже звучат версии, что придется перекраивать бюджет)?

- Начнем с того, что в Украине достаточно высокие темпы вакцинации – ежедневно прививки делают около 300 тыс. украинцев. На сегодняшний день вакцинировано хотя бы одной дозой более 40% взрослого населения Украины. Если такие темпы прививания удастся сохранить – а я уверен, что Минздрав приложит для этого максимум усилий – через несколько месяцев мы сможем выйти на 60% вакцинированного взрослого населения.

Теперь что касается инициативы Президента, которую недавно поддержал парламент (законопроект №6297). Отмечу, что речь идет о поддержке бизнеса, наиболее пострадавшего от карантинных ограничений. В то же время это и дополнительная мотивация, чтобы вакцинироваться. В Украине еще сохраняется достаточно высокая прослойка принципиальных противников вакцинации. Для работы с ними требуются новые механизмы.

Принятие программы не означает, что мы будем меньше внимания уделять другим механизмам. Активная пропаганда вакцинации, по моему мнению, должна продолжаться. Украинцы должны убедиться, что мифы о вакцинации – выдумки, прививка не только спасает жизнь, они – безопасны. А противопоказания реально касаются менее одного процента населения.

- Вступили в силу нормы, по которым непривитые лица определенных категорий не допускаются к работе. По вашему мнению, такая методика сможет усилить приверженность вакцинации? Какие механизмы, по вашему мнению, могут увеличить число приверженцев?

– Введение перечня профессий, представители которых должны пройти обязательную вакцинацию, уже дало результат. Например, вакцинированы 96,5% работников школ одной дозой, 86,4% – двумя. Из 563 тыс. педагогов сегодня отстранены от работы лишь 2,8 тыс. Как следствие, подавляющее большинство школ открыты. С 9 декабря вступает в силу указ Минздрава о расширении перечня профессий, работники которых должны пройти обязательную вакцинацию. Уверен, что этот шаг приведет к увеличению числа привитых граждан.

Стратегия Украины полностью отвечает тем мерам, которые вводят большинство развитых стран мира. Это постепенное расширение обязательной вакцинации среди определенных категорий профессий, введение и усиление ограничений для невакцинированных, пропаганда вакцинации.

«ТЕПЕР ВОПРОС К МЕСТНОЙ ВЛАСТИ – КАК БЫСТРО ОНА СМОЖЕТ ПРОВЕСТИ ТЕНДЕРЫ И УСТАНОВИТЬ КИСЛОРОДНЫЕ СТАНЦИИ»

– Относительно недавно Верховная Рада проголосовала за закон об увеличении расходов на закупку кислородных станций. Почему так долго парламент не голосовал за этот закон? Как быстро удастся воплотить его нормы в жизнь?

- В этом году правительство уже выделило 1,1 млрд грн на усовершенствование систем кислородообеспечения. Из этой суммы почти 400 млн грн были направлены в регионы. За эти средства проводилось оборудование коек в «ководных» больницах высокопоточным кислородом, закуплены и установлены 130 кислородных станций и более 150 криогенных газификаторов. Но распространение штамма «Дельта» во второй половине года увеличило потребление кислорода в 5-6 раз по сравнению с прошлыми волнами пандемии. Поэтому Верховная Рада поддержала выделение дополнительно 800 млн грн на проектирование и установку кислородных станций, упростив процедуру их закупки. Теперь вопрос к местным властям – как быстро они смогут провести тендеры и установить кислородные станции.

- Какой план Б вообще имеет в руках парламент и непосредственно медицинский комитет, если ситуация с ковидом будет выходить из-под контроля, имеем в виду критическую заполненность больниц, высокую летальность, которую уже наблюдаем и сейчас?

– Летом Минздрав спрогнозировал три варианта дальнейшего развития третьей волны СOVID-19. При наихудшем сценарии министерство готовилось развернуть до 90 тыс. койко-мест. Считаю, что Минздраву удалось справиться с рекордными нагрузками на систему здравоохранения. Сейчас эпидемситуация стабилизировалась и постепенно пошла на спад. Если нам удастся сохранить высокие темпы вакцинации, сможем пройти следующую волну, которая обязательно будет, значительно легче и с меньшими потерями. Опыт западных стран довольно четко демонстрирует взаимосвязь между количеством вакцинированных и процентом летальных исходов.

– Несмотря на то, что парламент поддержал закон №6048 об усилении ответственности за подделку документов о вакцинации против ковида, видим, что этот рынок все равно процветает. Почему, по-вашему, не сработал механизм штрафов и даже уголовной ответственности? И как это сказывается на нашей статистике, на ее правильности и соответствии реальной ситуации?

– Во-первых, отмечу эффективную работу правоохранительных органов. Только за прошлую неделю открыли 145 уголовных производств по фактам фальсификации документов о прививках от СOVID-19, 33 дела направлены в суд. Но, к сожалению, большинство судов завершается лишь незначительным штрафом, размер которого не превышает 34 тыс. грн.

Именно поэтому нужно принять законопроект №6048. На данный момент он поддержан парламентом в первом чтении. Я несколько раз призывал коллег как можно скорее рассмотреть его в целом. Надеюсь, что на следующем пленарном заседании он будет внесен в повестку дня.

Параллельно с усилением ответственности инструментом борьбы с подделками является диджитализация. В приложении «Дія» уже можно сгенерировать сертификат вакцинации, справку о выздоровлении, противопоказаниях и даже результат теста на коронавирус. Возможность проверить любой документ через электронную базу значительно усложнит жизнь фальсификаторам.

АНТИТАБАЧНЫЙ ЗАКОН – ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ

- На ваш взгляд, что мешает парламенту быстро принимать важные для здоровья населения законы, в качестве свежего примера – так называемый антитабачный законопроект №4358? 18 ноября возле Верховной Рады активисты проводили митинг, призывая народных депутатов проголосовать за законопроект, который, по словам народного депутата Ольги Стефанишиной, даже исчез с повестки дня. Сможет ли парламент рассмотреть (и принять) антитабачный законопроект №4358 во втором чтении уже в этом году?

– Есть вполне объективные факторы, почему парламент не успевает рассмотреть все наши инициативы. Каждый день Верховная Рада рассматривает десятки законопроектов. Среди них много вопросов, не касающихся медицины. Иногда нам приходится инициировать внеочередные заседания, чтобы рассмотреть «медицинские» законопроекты. Например, в начале ноября на таком заседании был рассмотрен и принят ряд важных для сферы здравоохранения инициатив.

Что касается антитабачного законопроекта, то не исключаю, конечно, и определенное сопротивление со стороны табачного лобби. В то же время, есть принципиальная позиция нашей политической силы – строить не только богатую и сильную, но и здоровую страну. Законопроект №4358 является одним из приоритетных для нашего комитета. И я уверен, мы обязательно рассмотрим его в Верховной Раде.

- Почему вопрос защиты населения, а особенно детей и молодежи, такой сложный для парламента и встречает безумное противодействие?

- Не соглашусь с вами. Наш комитет системно работает над разработкой и принятием законопроектов, направленных на защиту молодежи и детей. К примеру, летом Верховная Рада поддержала наш закон о запрете продажи лекарств детям до 14 лет. Эта инициатива направлена на ограничение доступа подростков к медицинским препаратам: по статистике 60% детских самоубийств происходят из-за употребления лекарств. 17 ноября парламент принял второй наш законопроект №5123-1, которым ввел строгие штрафы за продажу лекарственных средств детям. Аптекари и курьеры при первом нарушении будут оштрафованы от 3,4 тыс. грн до 5,1 тыс. грн. За повторное нарушение в течение года – от 5,1 тыс. грн до 6,8 тыс. грн.

«ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И БОЛЬНИЦЫ «ТРЕТИЧКИ» БУДУТ ИМЕТЬ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД»

- Пожалуй, если бы не ковид, медицинские эксперты сейчас бы живо обсуждали продолжение медицинской реформы. Недавно вы заявляли, что реформа третичного звена начнется с 1 апреля 2022 года и будет объединена с вторичным звеном. Что же изменится в работе и финансировании этих учреждений?

– Летом президент подписал указ, которым поручил Верховной Раде наработать механизмы перехода ведомственных больниц и заведений «третички» к финансированию через Программу медицинских гарантий (ПМГ).

У нас есть стратегическое решение по объединению всех медицинских учреждений в единое медицинское пространство. Это приведет к усилению конкуренции среди больниц, а соответственно, улучшится качество предоставления медицинских услуг для пациента. Но опыт привлечения к ПМГ государственных и коммунальных учреждений в 2019 году свидетельствует, что не следует торопиться. Мы сделали выводы из допущенных два года назад ошибок и более тщательно нарабатываем необходимые механизмы.

Прежде всего, переход требует создания нормативно-правовой базы. Парламент должен рассмотреть законопроект № 5873 нашего комитета по усовершенствованию системы управления сферой здравоохранения и обеспечения медицинского обслуживания населения. Документ предусматривает трансформацию ведомственных больниц, учреждений «третички» в новую организационно-правовую форму управления – в государственные некоммерческие предприятия.

Во-вторых, важно заранее согласовать систему корректирующих коэффициентов к тарифам ПМГ для учета в стоимости услуги сложности пролеченных случаев и интенсивности использования ресурсов для лечения. В научных учреждениях финансирование должно получить как научные, так и медицинские подразделения. Поэтому комитет, Минздрав, НСЗУ, СНБО решили предоставить ведомственным учреждениям и больницам «третички» переходный период, за время которого мы сможем решить все вопросы их перехода на финансирование по ПМГ.

«ВЕРОЯТНО, НАМ ПОНАДОБИТСЯ БОЛЬШЕ СРЕДСТВ НА ЗАКУПКУ ВАКЦИН»

- Каковы ваши ожидания относительно бюджета на 2022 год и его медицинской части? Сейчас речь идет о 2,9% ВВП, а должно быть не менее 5%. Кому и на что не хватит средств?

– 2 декабря Верховная Рада приняла государственный бюджет на 2022 год и поддержала рекордное финансирование медицинской отрасли. Проект бюджета к первому чтению уже предусматривал рекордное финансирование сферы здравоохранения – 197 млрд грн. Благодаря этому на следующий год мы сможем реализовать идею президента и установить минимальные зарплаты медиков на уровне 20 тыс. грн для врачей, 13,5 тыс. грн – для среднего медицинского персонала. Я уверен, что благодаря значительному росту расходов на Программу медицинских гарантий нам удастся значительно повысить зарплаты и немедицинскому персоналу учреждений здравоохранения.

Наш комитет после рассмотрения бюджета в первом чтении предложил Кабмину выделить дополнительные средства на ряд важных медицинских направлений. В результате Минфин согласовал дополнительное финансирование медицинской отрасли еще на 3 млрд грн. Значительная часть этих средств (2,2 млрд грн) будет направлена на повышение зарплат медикам больницы «Охматдет», работникам научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений, работникам сферы общественного здоровья. Дополнительно будет профинансировано лечение пациентов с орфанными и онкологическими заболеваниями. Также заложено повышенное финансирование пилотных проектов по трансплантации и аэромедицине.

На что не хватит cредств? Больной вопрос – лечение пациентов с орфанными заболеваниями. В редакции бюджета ко второму чтению нам удалось увеличить финансирование на закупку медицинских препаратов для лечения пациентов со спинальной мышечной атрофией (СМА) на 300 млн грн. Но лечение настолько дорогостоящее, что даже при выделении дополнительных 3 млрд грн окончательно проблему не решить. Поэтому надеемся на эффективность договоров управляемого доступа (в сентябре Верховная Рада приняла наш законопроект №4662), которые могут значительно снизить стоимость закупки инновационных препаратов.

Также, вероятно, нам понадобится больше средств на закупку вакцин, ведь в бюджете предусмотрена закупка всего 25 млн доз.

- Возможны ли варианты пересмотра медицинской части бюджета? Что предлагает медицинский комитет для надлежащего финансирования медицинской отрасли?

- Конечно, пересмотр бюджета и увеличение расходов на медицину вполне возможны. В этом году дополнительные поступления в смету также частично перераспределялись на медицину. Для команды президента защита украинцев – безусловный приоритет, поэтому все, что реально будет сделать для усиления медицины, обязательно будет сделано.

Стратегическая цель нашего комитета остается неизменной: мы настаиваем на увеличении финансирования медицины до 5% ВВП. Но будем реалистами: оставить без денег другие стратегические сферы – безопасность, оборону, инфраструктуру – не выход. Поэтому мы предлагаем с постепенным увеличением государственного финансирования развивать другие инструменты финансирования медицинской отрасли. К примеру, предлагаем введение фармацевтического страхования. Ведь основное финансовое бремя для большинства украинцев связано именно с приобретением медицинских препаратов. Недавно комитет согласовал подписание меморандума между комитетом, Минздравом, другими государственными структурами и страховщиками по совместной разработке модели фармацевтического страхования. Уверен, что мы сможем предложить обществу интересный и эффективный механизм, ведь первые пилотные проекты уже доказали, что идея работает и очень перспективна.

Подготовила Инна ЛИХОВИД, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ