Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Завещание как признак свободы

Зореслава Ромовская о позитивах и новациях гражданского законодательства
22 февраля, 2005 - 20:45
ЗОРЕСЛАВА РОМОВСКАЯ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Уже год Украина прожила с новым Гражданским кодексом. За 12 месяцев, конечно, тяжело определить удачность такого документа, тем не менее этого достаточно, чтобы сделать первые выводы. Главной проблемой Гражданского кодекса остается кодекс Хозяйственный — с одной стороны, они противоречат друг другу в пакете принципиальных вопросов, а с другой — были подготовлены приблизительно одновременно и вместе стали действительны с прошлого года. О плюсах и минусах Гражданского кодекса, а также о тесной его связи с хозяйственным законодательством рассказывает его соавтор, декан юридического факультета Национального университета «Киево- Могилянская Академия» Зореслава РОМОВСКАЯ.

— Что, по вашему мнению, является самым большим позитивом Гражданского кодекса?

— Я очень довольна второй его частью «Личные неимущественные права человека». Там есть много норм, конкретизирующих определенные статьи Конституции. Доказательством современности ГК также является и то, что на первом месте в нем стоит человек, в то время как в предыдущем кодексе — его имущественные отношения. Теперь же они отодвинуты на второй план (при этом их значимость не умалена). Этот идеологический поворот в сторону утверждения конституционного положения о том, что человек является основной социальной ценностью, — очень важен. То есть сейчас, когда речь идет о личных неимущественных правах человека, мы можем ссылаться не только на общую статью конституции, но и на ГК.

— А что изменилось в сфере имущественных отношений?

— Я не могу сказать, что в этой сфере произошли какие-то кардинальные перемены. Они произошли в 1991 году, когда был принят Закон «О собственности». Это касается также и системы договорных обязательств. Эти отношения просто детализировались новым кодексом. А вот в системе недоговорных отношений есть очень много нового.

— И что в первую очередь изменилось в системе недоговорных обязательств?

— Есть целый ряд обязательств, которые возникают не по договору. Например, объявляется конкурс. Вы не удовлетворены его результатами. Отныне решение конкурсной комиссии вы можете обжаловать в суде, чего никогда не было. Это первое очень важное положение. Второе положение заключается в том, что и вещь, которая была передана на конкурс, не может стать собственностью организации, проводившей конкурс. Раньше организатор конкурса чаще всего объявлял что-то наподобие «вещь, переданная на конкурс, возврату не подлежит». Так же, кстати, в художественных институтах. Было правило, что дипломная работа становится собственностью института. Но ведь это недопустимо. Дипломная работа принадлежит своему автору, а институт пусть делает копию, если хочет. Сейчас уже четко определено: предмет конкурса остается собственностью соискателя. И собственностью организатора конкурса никак не может быть, разве что только тогда, как его подарят организатору конкурса.

Еще в сфере недоговорных обязательств есть вид, связанный со спасением жизни и здоровья человека. Во времена Советского Cоюза не было нормы, которая бы что-то гарантировала тому, кто, спасая чужую жизнь, сам оказывался потерпевшим. Суды решали этот вопрос по-разному, а сейчас прямо отмечено: если кому-то причинен вред при спасении чужой жизни или здоровья, долг государства — возместить. Сейчас готовится законопроект, который установит пределы этого вреда. Но, во всяком случае, государство стало субъектом ответственности.

— Расскажите, пожалуйста, об изменениях в наследственном праве.

— В первую очередь, расширен круг наследников по закону — сейчас уже не две очереди, а пять. Кроме того, государство перестало быть наследником — если нет ни одного наследника и не составлено завещание, то имущество переходит к территориальной общине.

— Какие новые формы завещаний могут заключить украинцы? Секретное...

— Не только. Секретное — это деталь, как говорится, брошь на красивой женщине. Относительно завещаний остались фактически те же фундаментальные положения, которые и были. Но кроме того добавилась возможность составить завещание с условием. Если лицо является владельцем, оно может свое имущество выбросить на мусорник или подарить кому-то, или продать за бесценок, и, завещая, оно также может поставить определенные условия. Скажем, я могу завещать вам свое имущество, но с условием, что на момент моей смерти вы будете гражданкой Украины. Или будете жить в Киеве или во Львове, или вообще в Украине. Условие может быть любое. Самое главное, чтобы оно не противоречило моральным основам общества. Если я скажу, что я завещаю дочери свое имущество только в том случае, если она не выйдет замуж, это неправильно. Но если я скажу, что я завещаю своей дочери имущество при условии, что у нее будет ребенок — это нормально.

— И все-таки, что с секретным завещанием?

— Действующее и сейчас, и ранее гражданское законодательство говорило о том, что каждое нотариальное действие является тайным. Но если нотариус и его секретарь знают, о чем речь идет в завещании, говорить об абсолютной секретности нельзя. Теперь есть возможность заключать завещание следующим образом. Лицо пишет его на листе бумаги, вкладывает в конверт, этот конверт в свой конверт и заклеивает. Потом нотариус ставит свои печати, и этот конверт вкладывает еще в свой конверт. То есть создан серьезный механизм охраны секретности. Кстати, абсолютно не исключено, что наследством окажется чистая бумага или письмо-обращение к наследникам.

— А какие есть другие новые виды завещаний?

— Завещание супругов. Раньше у нас было очень много судебных споров: люди заключали завещания супругов, а потом суд их отменял, мол, завещание может быть составлено только одним лицом. Новый Гражданский кодекс дает возможность составить общее завещание. Если имущество общее, разделенное пополам, то в случае смерти одного из супругов его имущество переходит ко вдовцу. А после его смерти это имущество переходит к тем людям, которых супруги определили в этом общем завещании.

— То есть новый Гражданский кодекс снял очень много запретов? — Да, это демократизация Гражданского кодекса. В нем сняты запреты, которые были «ради запретов». Проявлений демократизации очень много. Один из них — расширение пределов свободы договора и расширение границы завещания. Также сняты различные срочные ограничения. Например, в старом ГК доверенность могла быть заключена только на три года. Почему я не могу дать доверенность на десять лет? Никто не мог объяснить. Сейчас в новом ГК этого нет.

— Но ведь насколько известно, Гражданский кодекс не согласован с Хозяйственным?

— Да, действительно, есть некоторые несогласованности, которые даже видно невооруженным глазом. В ГК, например, отмечено такое правило: если договорное обязательство обеспечено неустойкой, то в этом случае изымаются стопроцентные убытки и стопроцентная неустойка. То есть это элемент защиты кредитора. Ты мне нанес ущерб, не выполнил обязательств — плати десять тысяч гривен и плюс неустойку. В то же время в ХК установлено другое правило: я плачу неустойку, а убытки не в полной сумме — только в той части, в которой они не покрыты неустойкой. Фактически тем самым охраняются интересы должника. Кроме того, много возникает вопросов, связанных с собственностью (в частности интеллектуальной), с различными определениями. Например, зачем в ГК писать «физическое лицо как предприниматель»,а в ХК — «гражданин как предприниматель. В ГК мы разрываем договор, в ХК — обязательства. Таких примеров можно привести множество.

Насколько мне известно, создана комиссия по приведению в соответствие двух кодексов — мы должны создать действенную систему компромисса. Хотя стоило бы подумать и о таком понятии как научная ответственность. Ее у нас, к сожалению, никто не несет...

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ