Икону установят в зале иконописи XVI века. Об истории исчезновения раритета, а также о значении «Покрова Богородицы» для Львова «Дню» рассказал директор Национального музея им. Андрея Шептицкого Игорь КОЖАН.
— В каком году из фондохранилища исчезли иконы? И сколько их было?
— Кража была совершена в 1984 году — украли 22 иконы.
Дело вел следователь Бондаренко, который считал честью найти украденное. В результате — девять возвращенных из Москвы, из частных коллекций, икон. Еще одну («Въезд Христа в Иерусалим» XVI века) семь лет назад нам вернуло посольство Германии. Знаем также о судьбе еще одной похищенной иконы — она в России в частной коллекции. Будем работать над этим вопросом.
— История иконы — почти детективная...
— Да. Я всегда говорю, что каждое музейное произведение имеет свою историю, свою судьбу — как человек. В музеях не мертвые — живые экспонаты, потому что работают в экспозициях, вживую общаясь с людьми и, соответственно, люди общаются с теми произведениями, которые выставляются. К произведениям, имеющимся в фондах, присматриваются реставраторы и научные работники. Это также своего рода общение. То есть музейные произведения — это живой материал, который каждый день может дать нам какую-то информацию.
— В каком зале будет расположена возвращенная икона?
— Это икона мастера Дмитрия, которую Илларион Семенович Свенцицкий (филолог, этнограф, музеевед, общественно-культурный деятель, с 1902 г. — доктор филологических наук, с 1914 г. — действительный член НОШ, в 1905—1952 гг. — директор Национального музея во Львове. — Т.К.) привез из экспедиции в Яворовский район (село Дубровица). Позже икону по почерку идентифицировали искусствоведы Михаил Дмитриевич Драган и Вера Илларионовна Свенцицкая. В целом у нас в музее находится десять икон мастера Дмитрия, в том числе — из Долины, которые датируются серединой XVI века. Икона «Покровы Богородицы» есть в наших каталогах. Она всегда была в поле нашего зрения, и мы всегда отмечали, что икона была в нашем сборнике, но исчезла в 1984-ом году. Во Львове возвращенная икона будет представлена 14 июля — в зале иконописи XVI века.
— На протяжении многих лет музейщики сетуют на недостаточное финансирование. И господин Возницкий, директор Львовской галереи искусств, и вы, Игорь Владимирович, неоднократно говорили о том, что не хватает денег и на отопление музеев, и на охрану. Как сейчас обстоят дела? Расспрашиваю, в частности, о возможности содержать надежную охрану ввиду того, что обнародована стоимость возвращенного Украине раритета.
— Все музейные экспонаты — ценны. Я не люблю измерения произведений искусства, хранящихся в музеях, в денежном эквиваленте, потому что в свое время было предложение Министерства финансов, а впоследствии несколько раз возвращались к тому, чтобы все произведения в музеях Украины просчитать в деньгах. Это нонсенс! Этого нельзя делать, потому что все, что имеется в музеях, — бесценно. Все музеи имеют свою традицию, годы формирования, некоторые — столетия, и то, что имеется в музеях, составляет культурное наследие народа Украины. Отвечая конкретно на поставленный вами вопрос. Да, на протяжении нескольких лет у меня главным вопросом была охрана. Доходило до того, что мы советовались с коллективом: что будем делать, если от нас из-за недофинансирования уйдет охрана. В этом году, слава Богу, такой проблемы нет. То же касается и энергоносителей — на это также в бюджет заложены средства. В то же время мы нуждаемся во внимании государства в финансировании на решение других проблем, в частности, создания благоприятных условий ради сохранения наших фондов. Мы нуждаемся в средствах на ремонты.
— Можете ли вы оценить, сколько ценностей, имеющих общеукраинское значение, «гуляют» по заграницам?
— Много предметов искусства задерживали на границе в середине восьмидесятых — начале девяностых годов, но это были второстепенные вещи. В то же время по определенным каналам из Украины за границу ушло много ценных вещей. Постепенно эти вещи возвращаются.
— Я вспоминаю интервью с Борисом Возницким, которое делала, наверное, лет пять назад, тогда говорили о проблемах скульптора-калифорнийца Михаила Дзындры, который хотел во Львове открыть Музей современной скульптуры.
— Это было давно. И, к сожалению, с тех пор ничего не изменилось.
— Что для львовской общины значит икона «Покрова Богородицы»?
— Прежде всего, должен отметить, что эту икону любила покойная Вера Илларионовна Свенцицкая (дочь Иллариона Свенцицкого, научный работник Национального музея во Львове, работала в музее почти шесть десятилетий. — Т.К.). В этом году прошло 20 лет со дня смерти Веры Илларионовны. И для меня является знаковым событием, что накануне празднования 100-летия со дня рождения Веры Илларионовны (а она очень переживала эту потерю), «Покрова Богородицы» вернулась в наш музей.