110-я годовщина Национального горного университета, которую будут отмечать 17 сентября — воистину важная историческая дата для Украины, учитывая уникальность специфики вуза и ее современное наполнение. Сегодня смело можно констатировать: эти годы для профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов и выпускников НГУ были определяющими — как в образовательной деятельности, так и в достижении высоких научных результатов. На всех этапах развития определился главный приоритет Национального горного университета — соответствие времени в сочетании со столетними достижениями. Ныне в рейтинге высших учебных заведений Украины, по проекту ЮНЕСКО «Топ 200 Украина», Национальный горный университет в 2008 году занял шестое место среди 200 лучших учебных заведений Украины. По последним результатам Всеукраинского рейтинга «Компас», который ориентируется на отзывы работодателей и выпускников, в 2009 году НГУ занял шестое место среди 234 вузов Украины. «Компас» признал НГУ: четвертым в Украине вузом, который обеспечивает фундаментальную подготовку по инженерно-техническим специальностям; седьмым — в подготовке по ІТ-специальностям; девятым — в подготовке по экономическим специальностям; вторым среди высших учебных заведений южного региона; первым — в южном регионе в подготовке по инженерно-техническим специальностям; третьим — в южном регионе в подготовке по ІТ-специальностям.
О достижениях вуза, заданиях, которые ставит перед собой Национальный горный университет, а также о личном рассказывает ректор НГУ, академик НАН Украины, дважды лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, доктор технических наук, профессор Геннадий ПИВНЯК.
— На фоне непростой ситуации как в Украине, так и во всем мире, Национальный горный университет не теряет сильных позиций. Геннадий Григорьевич, в чем секрет?
— Мы живем в одном обществе и, бесспорно, тоже ощущаем все изменения, кое-что, возможно, теряем. Но четко держим курс: работать на полную силу творческих возможностей и способностей, разумно преодолевая внешние негативы. Поэтому главной целью научно-исследовательской работы горного университета была и остается инновационная научно-образовательная деятельность, правовая защита научно-образовательных инноваций как интеллектуальной собственности, увеличения частицы исследований за счет международных финансовых структур, максимальная коммерциализация научных разработок. Именно в этом формате организовываем образовательную и научную работу, не боимся экспериментировать. Это позволило нам, в частности, в 2008 году получить Государственную премию Украины в области науки и техники «Разработка и внедрение комплексного мониторинга состояния геотехнических систем для повышения безопасности и эффективности работы горнодобывающих предприятий», три стипендии Кабинета Министров Украины для молодых ученых, два Гранта Президента Украины для поддержки научных исследований молодых ученых. Мы создали Европейский технический факультет для обучения студентов технических специальностей одному из иностранных языков, инфраструктуру инновационной модели развития университета, лаборатории общего пользования с уникальным оборудованием, систему непрерывной подготовки научно-педагогических кадров университета по программам «Одаренная молодежь», «Нам 30!», аспирантуры и докторантуры, систему привлечения молодежи к научной работе с помощью конкурсов и грантов. Мощное развитие информационно-коммуникационных ресурсов и систем университета помогло подключиться к научной сети GEANT2, создать отечественную GRID-инфраструктуру, разработать многофункциональные научно-образовательные порталы.
Относительно последних определяющих шагов, то Национальный горный университет первым в Украине получил право на создание научно-образовательного центра.
— И все-таки, насколько правильно вы преодолеваете внешние препятствия? Прибегаете к определенным антикризисным мероприятиям?
— Сегодня перед Украиной стоит задание сохранить свои сильные характеристики: образование, науку, промышленность, высококачественный человеческий капитал.
Беспокоит существенное расслоение высшего образования в ракурсе его качества, инноваций и научного наполнения. Массовое высшее образование предоставляет базовые знания большинству населения страны, но не привлекает к обучению развитую науку. Передовое высшее образование готовит высококачественный, конкурентоспособный человеческий капитал на основе использования научных исследований и инноваций. Такую миссию выполняет и Национальный горный университет. В Украине, к сожалению, составляющие треугольника знаний — образование, наука и инновации — остаются отделенными друг от друга.
Экономический кризис ставит вопрос о конкурентоспособность украинских университетов. Ссылаясь на современный европейский опыт, МОН предлагает провести структурные изменения в сети вузов, создать мощные конкурентоспособные университеты с высоким уровнем автономии. Мы должны знать и успешно использовать известные достижения западной системы образования: западный университет похож больше на предпринимательскую корпорацию. Он активно выстраивает собственную политику и программы обучения совместно с заказчиком; программы формируются параллельно с бизнесом; ориентация направлена на компетенцию и результат. Западная система образования вообще ориентирована на подготовку специалиста в условиях жестокой конкуренции.
Но если говорить о НГУ и антикризисных мероприятиях, то на данном этапе предлагаются такие первоочередные действия горного университета, как создания условий для его дальнейшего развития. А это — поддержка специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов, сохранение научно-педагогического потенциала кафедр, осуществление качественного приема на 2009 год. Здесь акцент будет сделан на полномасштабный прием на первый и пятый курсы дневной формы обучения, постоянную профориентационную работу. Кроме того, планируется усилить роль международного научно-технологического сотрудничества, привлечение научного потенциала для разрешения актуальных проблем экономики, координация деятельности научных разработок, активизация исследований молодых ученых, международных академических обменов и деятельности с бизнесом. Еще — усиление связей в сфере экспорта образовательных услуг и деятельности кафедр в реализации молодежной политики, обеспечение эффективности использования финансовых ресурсов и социальной защиты студентов, преподавателей и сотрудников.
— Молодежь — это наше будущее. А студенческое самоуправление в расширенном восприятии — шаг к становлению и воспитанию элиты власти? Согласны ли вы с этим? И как вы можете охарактеризовать реализацию молодежной политики в стенах вашего вуза?
— Многочисленные вызовы современной жизни в Украине и мире как никогда требуют от системы высшего образования, в частности, технической, быстрого и адекватного реагирования. Сегодня недостаточно концентрировать внимание только на подготовке квалифицированных специалистов для той или иной сферы практической деятельности. Все большую роль играет целеустремленная и разнообразная работа относительно гармоничного и всестороннего развития личности студентов — их творческих возможностей, социально-психологической готовности к дальнейшей самостоятельной жизни. Именно этой цели современного образования отвечает непрерывная и системная реализация государственной молодежной политики в Национальном горном университете. В нынешних сложных условиях социально-экономического развития украинского общества и преодоления кризисных явлений в экономике студенческая молодежь как никогда нуждается в защищенности в стенах родного университета, внимании и заботе со стороны руководства вуза и его преподавателей, уверенного взгляда в свое будущее после получения высшего образования.
По итогам опроса студенческой молодежи можно выяснить: весомое значение для современных студентов горного университета имеют качество образования по избранной специальности и престижность учебного заведения; не менее важны для студентов социально-экономическое обеспечение обучения. Значительное количество опрошенных ощущает потребность в получении дополнительных, кроме базовых по профессии, знаний, умений и навыков (изучение иностранных языков, возможность стажировки за границей, параллельное получение второго высшего образования).
Неотъемлемой составляющей системной и целеустремленной работы в сфере гуманитарного образования и воспитания в НГУ является деятельность органов студенческого самоуправления. Комитет постоянно налаживает, разрабатывает и реализует культурно-массовую работу. Совместно с факультетами и студенческим клубом проводит разнообразные мероприятия; собирает, систематизирует и распространяет среди студентов информацию об общегородских, межвузовских и университетских мероприятиях.
Условиями быта студентов занимается Ассоциация студенческих советов общежитий НГУ, которая пытается совместно с ректоратом обеспечить необходимые условия для проживания, отдыха, воспитательной работы студентов в общежитии.
Важную роль в гуманитарной и воспитательной работе играет реализация студенческих инициатив силами наиболее активной и творческой части молодежи горного университета.
Три года подряд активно действует Молодежный центр труда, основанный студенческим самоуправлением. Он помогает выпускникам нашего университета трудоустроиться. Активистами Молодежного центра труда организованы встречи выпускников НГУ с работодателями региона, проводился выездной тренинг «Лидерство и работа в команде», организовывалась ярмарка вакансий.
Гуманитарное образование и воспитание в университете активно развиваются силами ректората, его преподавателей и сотрудников и, что особенно важно, силами самих студентов. Деятельность кафедр и соответствующих структур в сфере реализации молодежной политики оценивается положительно и всегда будет поддерживаться ректоратом.
— Сегодня вузы имеют проблемы с набором абитуриентов. Насколько остро стоит у вас этот вопрос?
— По государственному заказу план приема 2008 года в университет выполнен полностью. Для технических специальностей государственный заказ увеличен на 50 лиц, учитывая высокий конкурс абитуриентов из горных регионов. Это был один из наилучших приемов в горный университет. Зачислено на дневную форму обучения вдвое больше младших специалистов, чем раньше. Количество абитуриентов из регионов по университету составляет более 70%. Это хороший показатель.
2009 год является определяющим для сохранения кафедр, специальностей, определения дальнейших действий университета в условиях финансового кризиса и политической нестабильности. Ключевым заданием 2009 года является обеспечение качественного приема. Поэтому назрела необходимость существенных изменений в проведении профориентационной работы с учетом современных условий. Определяющим центром профориентационной работы здесь должны стать выпускающие кафедры университета.
Предоставление системе образования национальной направленности и осуществление заданий национально-патриотического воспитания невозможны без организации учебного процесса на государственном языке. Мы должны убедить как преподавателя, так и студента в том, что владение государственным языком открывает перспективы полной реализации личности в украинском, европейском образовательно-научном пространстве. Предлагается утверждение государственного языка при условии динамичного «перекрестного» обмена преподавателями и студентами между высшими учебными заведениями из различных, по языковому доминированию, регионов страны. Такой обмен должен способствовать преодолению «полосы языкового отчуждения» и языковых барьеров.
Еще одним важным заданием является повышение культуры использования необходимых для высоких исследований ресурсов, в частности, современной вычислительной техники, усовершенствование английского языка, представление научных достижений. Без полноценного информационного обеспечения современного образования и науки не будет.
— По вашему мнению, какой элемент высшего образования является важнейшим? И какую проблему высшего образования Украины можно назвать главной?
— Образование становится приоритетным условием национального развития и залогом национальной безопасности. Его всесторонняя поддержка — ключевое задание украинской государственности.
Необходимо возродить отечественное образование, повышая профессиональный уровень как преподавателей, так и студентов. Для этого следует изменить подходы к вопросам финансирования, усовершенствовать систему аккредитации высших учебных заведений. Одним из важных заданий образования является усиление его духовной и национальной составляющей.
Не менее важным, считаю, для нас является и социальная защита, поддержка и создание условий для научного и педагогического роста каждого, кто работает и учится в университете, создание университетских комплексов, демократизация нашей жизни, гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. На основании внедрения системы стандартов высшего образования, у нас уделяется усиленное внимание и организации образовательной деятельности. Не останавливаясь, мы системно работаем. Национальный горный университет родился в XIX веке, стал ведущим и признанным вузом в XX в. В XXI веке он будет служить Украине — сильному, демократическому европейскому государству!
Главная проблема высшего образования в Украине — отсутствие запроса со стороны общества и рынка на высококвалифицированные кадры. Если общество не ставит перед вузами высокие требования относительно качества образования, бессмысленно ожидать хорошей подготовки кадров.
Когда немецкие граждане благодарили Бисмарка за то, что он создал Германию, канцлер ответил фразой, которую стоит усвоить и нам: «Германию создал не канцлер, а учителя». Если нам придется увидеть богатую, сильную Украину, ее создадут не люди, которые ездят на «Бентли» и носят наряды от Валентино. Украину возродят из пепла те, кто сегодня учит детей, работает в научных лабораториях, пытается создать инновационный бизнес и живет по средствам!
— Авторитет Национального горного университета на международной арене стремительно растет с каждым годом. Ориентируясь на международный курс так старательно, не теряем ли мы себя?
— Во всем необходимо иметь мудрость. Образование является чрезвычайно действенным механизмом конструирования европейской идентичности. Украина должна интегрировать в собственную образовательную систему «европейское измерение». В то же время наше образование должно разработать определенные мероприятия и помогать украинским студентам и преподавателям учиться, проводить исследования в европейских университетах. Ведь только в социокультурной сфере могут развиваться общие с Европой идеи и ценности.
Международное научное сотрудничество, кроме интеграции научных разработок различных направлений, дает возможность привлечения существенных финансовых средств. По решению Совета Европы в технических университетах значительно увеличена исследовательская составляющая. Это позволило не только повышать технологичность общего производства, но и готовить качественный кадровый персонал с использованием в обучении передового производственного опыта.
Сегодня ведущие развитые государства мира рассматривают международные образовательные и научные программы как важную составляющую своей внешней политики. В современных условиях глобализации международное сотрудничество приобретает особое значение, является неотъемлемой составляющей деятельности горного университета.
Главной целью международной деятельности НГУ является формирование стратегических и тактических решений относительно повышения международного престижа университета.
Анализируя состояние международной деятельности университета, следует определить: объем работ увеличивается, результативность повышается, уровень проработки проблемных вопросов и проектов становится профессиональным, среди наших партнеров — промышленные корпорации и высокотехнологическое производство.
Среди последних достижений Национального горного университета в международной деятельности можно выделить определенные достижения. НГУ принят в элитные международные образовательные организации, такие как: Большая Хартия Университетов и Сеть университетов стран Черноморского региона. Университет стал членом такой известной в мире международной профессиональной организации как Европейская организация геоученых и инженеров. Кроме того, горный университет — один из основателей Международного университета ресурсов.
— Прокомментируйте, пожалуйста, стратегическое задание университета на ближайшее время.
— Чрезвычайно актуальным является упрочение потенциала и ресурсов НГУ, достижение высокого качества учебного процесса через внедрение новейших образовательных технологий при условии выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности, необходимого кадрового обеспечения, превращения университета в международно-признанный мощный научно-учебный центр страны с развитой инфраструктурой, утверждения позиций университета в системе исследовательских университетов Европы.
Мы имеем знания и опыт. Ученым советом качественно и четко разработаны стратегические и тактические планы, чтобы сохранить и приумножить достижения Национального горного университета, высшего образования и науки, предоставить нашим студентам качественные образовательные услуги. На этой основе коллектив нацелен творчески работать во имя лучшего будущего Украины!
В новом году главный тезис для нас — создание условий для дальнейшего развития университета. Только такой подход позволит адекватно реагировать на вызовы сегодняшнего дня и подтвердить наш жизненный принцип: Национальный горный университет — соответствие времени!
— Уже 27 лет прошло с тех пор, как вы стали ректором. Что Вы пережили за это время, представить тяжело. К тому же, не прекращаете заниматься наукой. Как вам удается сочетать два таких серьезных дела, еще и с весомыми результатами?
— Главное — любить то, чем ты занимаешься! Только при таких условиях робота приносит истинное удовлетворение, дает реальный шанс для успеха. А относительно ректорской должности — это, конечно, слишком ответственно. Никаких послаблений для себя.
— В своем развитии человек может пройти различные стадии своего интеллектуального развития — от недооценки своих способностей, до презрительного отношения к окружающим. Вам же удается уважительно и непринужденно общаться с каждым: от студента, до министра!
— Воспринимаю ваши слова как комплимент. Но, действительно, общаясь с человеком, я пытаюсь понять его мировосприятие, его духовные качества. Ведь только при этих условиях диалог будет наполнен необходимым смыслом и гармоничным взаимодействием. И конечно же, к любому человеку нужно, в первую очередь, относиться уважительно и с пониманием!
— Семья, — это база крепкого государства. Каково ваше мнение?
— Семья — это святое. Это — действительно крепкое государство, это стабильный коллектив университета! Недавно я стал дедушкой в шестой раз! Непревзойденное ощущение! Именно в такие моменты понимаешь, насколько прекрасна жизнь! У тебя есть продолжение. Искренне желаю каждому почувствовать такие эмоции. С таким пополнением каждый раз как будто молодеешь душой, и появляются новые силы и желание работать, не покладая рук! Моя семья — надежная поддержка и помощь также в том, чтобы наша университетская семья была сплоченной.