Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Здоровая альтернатива

Людмила ЗАДОРЕЦКАЯ: Вытирая пыль снаружи, неплохо бы сделать уборку и внутри
13 декабря, 2010 - 20:39
СРЕДИ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ БУТИК-ОТЕЛЕМ «СЕЗОНЫ SPA» — ТАЙСКИЙ МАССАЖ. ЭТА ТЕХНИКА СЕГОДНЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПО ВСЕМУ МИРУ КАК ЛЕЧЕБНОЕ СРЕДСТВО ОТ МНОГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. НО ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ ТОМУ НАЗАД ТАЙСКИЙ МАССАЖ СЧИТАЛСЯ ДУХОВНЫМ РИТУАЛОМ, И ПРАКТИКОВАЛИ ЕГО ТОЛЬКО В БУДДИСТСКИХ МОНАСТЫРЯХ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ БУТИК-ОТЕЛЯ «СЕЗОНЫ SPA»

Хотя врачи и обещают, что эпидемии и новых штампов гриппа в этом году в Украине не будет, но простуда, насморк, кашель все-таки остаются традиционными и малоприятными факторами, «сопровождающими» наступление холодов. Дабы не болеть, иммунологи рекомендуют вести здоровый образ жизни, правильно питаться, есть побольше витаминов и проводить профилактику заболеваний в виде прививок.

Тем временем отдельные эксперты рекомендуют другие приятные формы профилактики. Речь идет о Спа-процедурах, основанных на паритете водных терапий и разных видов массажа. Говорят, будто в комплексе с системой правильного питания и здорового образа жизни Спа-процедуры не только могут релаксировать душу и тело, но и произвести целебное воздействие на организм в целом, не только помогая ему возобновить истраченные запасы энергии, но и «законсервировать» его от разного рода хворей.

Действительно ли в Спа можно поправить здоровье или это только маркетинговый ход, дабы заманить в салоны клиентов; как развивается этот рынок услуг и культура их потребления в Украине; кому сегодня по карману Спа и возможен ли в будущем его эконом-вариант, а также о многом другом, не менее интересном, «День» говорил с управляющим партнером бутик-отеля «Сезоны SPA» — компании, которая впервые в этом году выступила партнером фотовыставки «Дня», — Людмилой ЗАДОРЕЦКОЙ.

— Начну, пожалуй, с довольно-таки прагматичного вопроса. вы начали бизнес в сложное время: 2009 год для индустрии красоты продолжал оставаться кризисным. Не страшно было начинать такое заведомо рисковое дело?

— Скорее наоборот, очень интересно. Хотя строить наш комплекс мы начали еще до кризиса. И в разгар коллапса просто решили не замораживать, а продолжать начатое. Многие, конечно, закрывались в то время, особенно в индустрии бьюти и Спа, а мы открылись, и, я считаю, очень удачно.

Не было страшно еще и потому, что известна исконная прописная истина: люди всегда занимаются своим здоровьем, независимо от того, кризисные времена или нет.

— То есть вы хотите сказать, что в кризис украинцы не экономили на красоте и здоровье?

— Может быть, на красоте и да, но на здоровье — ни в коем случае.

— Так это правда, что с помощью Спа можно улучшить здоровье?

— Практически все основные Спа-технологии — водолечение, талассо- и бальнеотерапия, термальные процедуры — относятся (во всяком случае, в нашей стране) к важному направлению медицины — реабилитологии, которая широко использует методы физиотерапии и курортологии.

Философия Спа подразумевает холистический подход к состоянию здоровья человека. Это значит, что организм человека воспринимается как единое целое, а не набор органов или симптомов, каждые из которых нужно лечить по отдельности. Для состояния здоровья одинаково важны как полезные вещества, содержащиеся в косметических препаратах, так и позитивные импульсы, которые мы воспринимаем через пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Для меня Спа — это глобальная концепция здоровья и профилактики заболеваний, естественный путь к молодости и долголетию. Ведь на реабилитационные программы после болезней приходится тратить намного больше денег, нежели на профилактику. И украинцы начинают понимать это, предпочитая инвестировать в свое здоровье средства и время. А мы предлагаем им комплексный подход, новый взгляд на организм как на единое целое.

— И как развивается рынок Спа-услуг сегодня в Украине?

— Украинский рынок Спа очень молод. Для сравнения: у нас в стране три тысячи санаториев и только 118 Спа. Но, несмотря на эти цифры, можно с уверенностью сказать: рынок Спа в Украине есть и, самое главное, будет процветать.

— Как бы вы оценили культуру потребления услуг Спа у нас?

— Она в стадии развития, причем довольно быстрого и ошеломляющего. Клиентура Спа сегодня охватывает несколько поколений: от бабушек до внучек. И если в центре внимания первой группы клиентов — противовозрастные (anti-age) процедуры, то для подростков вхождение в мир Спа символизирует повышение их социального статуса и приобщение к светским кругам.

Хочу обратить внимание также на стремительный рост популярности Спа-программы для мужчин, что обусловлено повышенным вниманием сильной половины челоевчества к здоровью и внешности вообще.

— Каков уровень информированности украинцев о Спа-культуре?

— В связи с тем, что рынок Спа-услуг, как я уже говорила, очень молодой у нас, в соответствии с его развитием и формируется Спа-культура.

В то же время я бы хотела обратить внимание на повышение SPA IQ (коэффициента Спа-интеллекта — ред.) среди украинцев — так как большинство клиентов Спа имеет высшее образование. Постоянные клиенты, имея опыт посещения Спа и будучи достаточно осведомленными и подготовленными, обращают больше внимания на результативность процедур. Если ранее при посещении Спа акцент делался на релаксацию и снятие стресса, то сегодня люди нацелены на общее оздоровление организма и изменение образа жизни.

Постепенно меняется культура корпоративного отдыха, когда компании проводят встречу Нового года не в ресторане, а в оздоровительном комплексе.

— В вашей практике уже были подобные примеры корпоративных праздников?

— Да. Мы открылись в декабре прошлого года и с момента открытия провели ряд корпоративных мероприятий. Не может не радовать тот факт, что работодатели, которые организовывают корпоративные мероприятия для своих сотрудников, понимают, что посещение Спа — это часть здорового образа жизни, инвестиции в который носят долговременный характер.

— Чтобы вы назвали бы наиболее актуальной задачей для развития индустрии Спа у нас?

— В странах — лидерах в области Спа (в первую очередь в США и Великобритании) проводится серьезная работа по принятию единых стандартов для Спа-бизнеса. Например, американской Ассоциацией «dayspa» предложены четкие критерии, позволяющие разделять «dayspa» и обычные салоны красоты. Речь идет, в частности, о комфортных условиях, жестких санитарно- гигиенических нормах, отдельных кабинетах, персонализированном сервисе. Упоминается также наличие раздевалок и душевых, предоставление клиентам халатов и полотенец, высокий уровень подготовки персонала, использование профессиональных косметических линий, широкий выбор массажных техник и современных косметологических уходов, наличие как минимум одного гидротерапевтического или термального комплекса.

Международная ассоциация Спа предлагает проводить добровольную оценку действующих Спа в соответствии с международными стандартами и присваивать Спа-структурам статус «звездности» по аналогии с гостиничным бизнесом — четыре и пять звезд, который будет ориентировать клиентов из разных стран на определенный уровень цен и сервиса.

Поэтому наиболее актуальной задачей для осуществления Спа-бизнеса в Украине является разработка стандартов качества обслуживания в Спа, или стандартов Спа-сервиса.

— Так что именно, по вашему мнению, надо стандартизировать в СПА?

— Во первых, требования к квалификации персонала. По моему глубокому убеждению, в Спа должны работать специалисты с медицинским образованием.

Союз медицины и Спа обусловлен не только медицинским характером основных Спа-процедур. Практически все услуги, предоставляемые в Спа, нацелены на релаксацию или, наоборот, на повышение жизненного тонуса клиентов, имеют антистрессовую направленность или детоксикационный эффект. Таким образом, они обеспечивают сильнейшее психосоматическое воздействие, способствуют профилактике, лечению болезней и восстановлению больных.

— Может, нужно создать при Министерстве здравоохранения орган лицензирования, который бы тестировал выходящие на рынок Спа-салоны?

— Пока практически ни в одной из стран не существует специального законодательства в отношении Спа, однако отдельные законодательные и нормативные акты регулируют строительство и устанавливают требования к оборудованию, к работе со специальным оборудованием.

Спа-услуги логично отнести к профилактическим и восстановительно-реабилитационным.

В разработанной Международной ассоциацией Спа-методике определение Спа следующее: «это заведение, предназначенное для улучшения общего состояния человека с помощью разнообразных профессиональных услуг, которые, наряду с прочими, могут включать уход за кожей лица и тела, фитнес, здоровое питание и духовные практики, способствующие оздоровлению сознания, физического организма и души человека».

Не думаю, что есть необходимость лицензирования Спа как медицинских учреждений, так как в Спа не занимаются лечением.

— А могут ли навредить здоровью человека процедуры Спа, проведенные в недобросовестных салонах?

— Некоторые Спа-процедуры — обертывания, термальные процедуры с невысокими температурными режимами — носят скорее общеоздоровительный, чем лечебный характер, однако даже они имеют ряд противопоказаний. Поэтому в организационной структуре Спа обязательно присутствие Спа-координатора (врача), который обеспечивает диагностику клиента, отвечает за самочувствие и результативность процедур.

— Ваше месторасположение влияет как-то на поток клиентов? Ведь практика рынка такова, что лучшую посещаемость демонстрируют учреждения подобной индустрии, расположенные, как говорится, возле дома.

— Основной целью Спа-сервиса является оздоровление, причем не только физическое, но и душевное, и, конечно же, отдых. Хочу обратить внимание на девиз Международной ассоциации Спа, который является своеобразным призывом к клиентам и отражает основные направления деятельности современных Спа: «Relax, Reflex, Revitalize and Rejoice». Что в переводе означает «Расслабляйтесь, Размышляйте, Возрождайтесь и Радуйтесь».

Расслаблению в Спа способствует обстановка, этика и эстетика сервиса. Размышлять о своем образе жизни и привычках клиенты учатся с помощью профессионалов. Возрождение в стенах Спа происходит с помощью всех составляющих — воды и препаратов, мастерства специалистов, правильного питания. И, наконец, отдохнувшие и восстановившие силы клиенты способны радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Поэтому наше месторасположение лучшим образом соответствует всему вышеперечисленному мной, так как находимся мы в курортной зоне, в сосновом бору Конча-Заспа, где сам воздух целебен и пролонгирует эффект от полученных процедур.

— Сколько времени надо провести в Спа-салоне, чтобы получить полноценный релакс?

— Когда мы расслаблены и довольны, биохимические показатели нашего организма значительно отличаются о тех, которые характерны для состояния гнева, напряженности и грусти. Если мы говорим об отдыхе, то хотя бы четыре часа.

Порой мы забываем о том, что, вытирая пыль снаружи, неплохо бы сделать уборку и внутри. Поэтому очень важна систематическая и последовательная работа над собой. Именно с этой целью врачи нашего Спа-центра разработали программы: 3-х, 5-ти, 7-ми, 12-ти, 21-дневные, направленные на детокс, релакс, снижение веса и коррекцию фигуры, программы по сбалансированному питанию, аюрведические программы, проводимые руками иностранных специалистов.

— Какая целевая аудитория Спа?

— Это, прежде всего, приверженцы здорового образа жизни, люди, понимающие необходимость инвестиций в свое здоровье и красоту, ценящие комфорт и высокий сервис. Посещение Спа разными категориями клиентов становится формой общения, местом социальных и культурных контактов.

— А по ценовой категории?

— Это представители среднего класса и люди с оченьвысокой платежеспособностью.

— Возможен ли такой вариант, что Спа через несколько лет станет общедоступным в Украине?

— Я очень надеюсь, что подобные услуги будут более четко разделены по ценовому признаку. Дорогие Спа-центры будут нацелены на роскошь и эксклюзивность, и в то же время появятся Спа среднего и эконом-класса.

— Есть ли в Украине специальные учреждения, которые готовят персонал именно для салонов Спа? Нужна ли работникам этой сферы особенная подготовка? И сколько лет уходит на подготовку специалиста к работе в Спа?

— Обучение Спа-профессионалов — одно из основных направлений нашей индустрии, так как никакое современное оборудование и косметика сами по себе не могут ни обеспечить эффективность процедур, ни создать идеальную обстановку для их проведения.

Вопросами обучения персонала занимаются, как правило, все компании-производители и дистрибьюторы, работающие на рынке Спа. Собственно же учебных центров и школ, которые бы давали системную всеобъемлющую профессиональную подготовку в этой области, очень мало не только в нашей стране, но и за рубежом.

Серьезный недостаток кадровой сферы украинского Спа-бизнеса — отсутствие единой системы подготовки кадров. Ни одно из специализированных учебных заведений не обеспечивает пока Спа-индустрию полноценными и универсальными специалистами. И это вполне нормально на этапе формирования новой отрасли. Есть частные школы и учебные центры, которые готовят специалистов для работы в Спа. Но профессионалам, продвигающим эту индустрию, еще предстоит проделать большую работу по разработке стандартов и подготовке специалистов для этой отрасли.

— Сколько лет понадобится украинскому рынку Спа, чтобы достичь европейского уровня развития?

— Уровень развития Спа-культуры в каждой стране свой, кроме того, имеют значение местные традиции и менталитет. Украинцы стали больше путешествовать, поэтому у нас есть возможность приобщаться к Спа-традициям других народов. Посетив турецкий хамам, получив греческую талассотерапию или французскую винотерапию, клиенты будут особо требовательными к аналогичным процедурам Спа в своей стране. Поэтому уровень компетенции сотрудников этой индустрии будет постоянно повышаться, чтобы оправдать высокие клиентские ожидания.

— И напоследок — поделитесь вашим собственным секретом красоты.

— Не лениться любить себя.

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ