Недавно мир отметил День охраны окружающей среды. Эта дата не осталась без внимания и в нашем отечестве. Всеукраинская экологическая лига провела в Киеве ряд акций, в частности: конференцию для учеников 8—11 классов общеобразовательных школ «Экология моего района», финальные конкурсы-выставки «Мой голос в защиту природы», акцию «Защитим права детей на чистую окружающую среду». Не ставя под сомнение значительную важность перечисленных мероприятий, надеемся, что в дальнейшем организаторы сумеют выйти за рамки уровня общеобразовательной школы и обратятся к проблемам, от которых действительно страдает наша еще до недавнего времени самая зеленая столица Европы. Поскольку культурно- экологические преступления не ограничиваются вандальським уничтожением «уникальных киевских каштанов», а перерастают в организованную борьбу с зелеными насаждениями города.
По доброй традиции, Киев слывет одним из наиболее зеленых городов мира. Еще в 80-х годах недавно прошедшего века на каждого киевлянина приходилось 19 квадратных метров городских парков, скверов и бульваров. При учете еще и пригородной зоны — лесов, рощ, лугов — эта цифра вырастала до 900 квадратных метров зеленого покрова на душу. «Зеленость» Киева обусловлена не только естественными свойствами Днепровских круч, но и целеустремленной деятельностью наших предков.
Еще в XI ст. в Киеве начали сажать фруктовые сады, преимущественно при монастырях, которые владели большинством современных киевских земель. Специально для этого там существовали садовники, признанием мастерства которых стали нередкие приглашения в Москву в XVII ст. Именно в этот период на склонах Андреевской горы и Щекавицы, на Печерске и Крещатике буйствовали сады Кучовского и Дикого, Аптекарский и Виноградный, а также романтически названные Тутовый сад на Клове и Липовая роща на Печерске. Каждый из них имел собственную историю и легенду. О саде Кучовского на Подоле в XVI—XVII ст. говорили, что якобы он заселен ведьмами и другой нечистью.
Впоследствии парковое строительство постепенно продвигалось к Днепру. Большинство современных надднепровских парков, протянувшихся сегодня от Андреевского спуска до моста Патона и далее к воинственной леди на Лысой горе, являются прямыми или опосредствованными наследниками бывшего Царского сада, который существовал еще со времен посещений Киева Петром I, однако упорядочен был в середине XVIII века благодаря стараниям архитектора В. Растрелли и мастеров садово-паркового искусства Д. Фока и Л. Гофмейстера. Вид сада в определенной мере копировал французские сады времен Людовика XV.
В начале XIX ст. Царский сад был удачным сочетанием галерей, аллей и оранжерей, а также музыки, фейерверков и орудийной стрельбы по поводу разнообразных губернаторских утех. Возможно, из-за излишнего увлечения пиротехникой в 1817 году сад пострадал от пожара. Однако еще в 50-х годах сюда выходил на променад весь киевский beau monde. Среди изысканных дам любил прогуливаться в синем халате с золотыми звездами убийца самого Лермонтова. В 1866—1871 гг. на околицах сада была устроена «железная часовня» в честь спасенной жизни Александра II. А в 1868 г. на месте бывшего пруда появилось известное кафе-шантан «Chateau des fleurs».
В 1882 году вблизи Царского сада, в самом начале Владимирского подъема, архитектор В. Николаев возвел дом Купеческого собрания (сегодня Национальная филармония Украины). Соответственно, окружающий парк вместе с частью Царского сада (позже — Городского) получил название Купеческого сада. В 1911 году здесь был поставлен очередной шаблонный постамент царю Александру II, освободившему крестьян от крепостничества. Поднявшись от памятника тогдашние влюбленные могли уединиться в тихих аллеях сада или найти кувшин с древними монетами вблизи бывшего источника, что XVIII ст. тек к памятнику Крещения (современный памятник Магдебургского права).
Почти столетняя размеренная жизнь Купеческого сада была оборвана монументальным строительством в честь воссоединения Украины с Россией (ноябрь 1982 г.) Проект разработали скульптор А. Скобликов, архитекторы И. Иванов, С. Миргородский, К. Сидоров. Символика скульптурной композиции была проста и непретенциозна: бронзовые фигуры рабочих — россиянина и украинца — вздымают над собой орден Дружбы народов — братского единения. Рядом — красногранитный монумент в честь Переяславской рады, которая навечно скрепила волю украинского и русского народов к сосуществованию. А венцом идейно (или скорее идеологически) совершенных творений стала арка, символ братства и тому подобное. Еще до сих пор киевляне шутят, что именно на ее сооружение собирали металлолом активные пионеры. Сегодня видом этой архитектурной доминанты города киевляне и гости столицы могут «наслаждаться» из наиболее отдаленных уголков Киева.
Перенесясь из относительного центра города на относительную окраину, попадем в парк отдыха имени Рыльского, в народе называемого Голосеевским. Еще в 1631 году на митрополичем дворе в Голосееве Петр Могила заложил первый сад. Через четыре века уникальный памятник природы, объединивший парк отдыха, Феофанию и собственно Голосеевский лес, получил статус Национального парка. Однако при современном развитии событий похоже, что статус — единственное, что может остаться от него. Нанося урон флоре и фауне, здесь уже разместилась Аграрная академия, а с недавних пор со стороны Феофании ведется достройка улицы Метрологической. В свое время территория, на которой сейчас ведутся строительные работы, не вошла в заказник, поскольку тогдашний землепользователь — совхоз «Хотивский» запротестовал. Через эти земли, что полосой около 700 м на 2100 м пересекают заповедные прерии, мигрируют животные из урочища Лесники к заплавам реки Вита. Эти миграционные пути, которые возникли задолго до появления наших далеких пращуров, сегодня уничтожаются с болезненным вандализмом. Однако, если есть губители природы, то, закономерно, существуют и ее защитники. К сожалению, современный антагонизм: строители — природолюбы является безрезультатным. Его ключевые моменты довольно показательно иллюстрирует коллаж событий 1999—2000 лет.
4 июня 1999 года активисты общественной природоохранной организации «Спасение Голосеева», возмущенные незаконной вырубкой леса, пикетировали Киевсовет. Результат: заведующий отделом координации работы строительных и проектных организаций А.Кунах пообещал посетить место событий 8 июня. 30 августа 1999 года члены «Спасения Голосеева» опять пикетировали, но на этот раз уже Администрацию Президента Украины. Результат: бесплодные «переговоры» природоохранителей с представителями киевской милиции. 9 сентября 1999 года Киевская госадминистрация, все же обратив внимание на акции протеста, проведенные экологами, приняла решение об отмене предыдущего распоряжения предоставить обществу «Метролог» право на пользование землей в районе ул. Метрологической. 30 ноября 1999 года после рассмотрения иска общества «Метролог» Высшим арбитражным судом решение от 9 сентября было отменено.
17 января 2000 года Президенту Украины Леониду Кучме было передано обращение по поводу предоставления Голосеевскому лесу статуса Национального естественного парка. Обращение подписали: Ю. Самойленко («Зеленый мир»), И. Гринчак (Украинское общество охраны природы), В. Кононов (ПЗУ) и М. Михалко («Спасение Голосеева»).
17 февраля 2000 года «Спасение Голосеева» пикетировало уже здание Высшего арбитражного суда Украины с лозунгами «Не пересекать пути миграции диких животных в Голосееве своей тенью».
6 марта 2000 года в окружении пикета проходило очередное заседание Высшего арбитражного суда Украины. В результате заседание суда было перенесено после драки между представителями «Метролога» и «Спасения Голосеева».
6 апреля 2000 года состоялось совещание представителей управления экобезопасности в городе Киеве по поводу строительства на северном участке заповедной зоны. Валерий Осыка пообещал, что застройка будет прекращена, но при этом перенесена на другой участок. Результат: отсутствие результата.
Не менее безответственно обращение и с другими экологически ценными окраинами столицы. В полной мере это утверждение касается Пущи-Водицы, двойное название которой происходит от названия нетронутого леса Пуща и родниково чистой речки Водица, протекавшей через него. Уже с XX ст. киевские князья использовали эту территорию для своей охоты. Подобное потребительское отношение закрепилось в модерные времена, когда в Пуще- Водице рядом с противотуберкулезными и общесоматичными санаториями были построены жилые дома.
Своими целебными свойствами так же издавна славится Святошин, название которого впервые упоминается в письменных источниках 1619 года. В грамоте Польского короля Сигизмунда III говорится о праве киевских мещан пользоваться землей, граница которой проходит «через дубраву в сторону святошинского». Само название, которое, как считается, происходит от имени черниговского князя Святослава (в монашестве — Николай Святоша), владевшего землями Борщаговки. Для тогдашнего Киева эта местность была далекой окраиной. В конце XIX ст. эту территорию начинают осваивать как климатический курорт, о котором говорил известный терапевт Ф. Яновский, советуя больным легкими селиться налево от Святошинского шоссе, а больным на сердце — направо. Постепенно средства сообщения периферии с центром эволюционировали от конки, парового и электрического трамвая до современного метрополитена. На месте частных санаториев и дач местных богачей появились многочисленные научно-исследовательские институты, жилые кварталы и даже промышленные предприятия, размещение которых в Святошине началось еще до революции. В советские времена здесь активно работали завод «Красный экскаватор», основанный иностранными инвесторами в начале XX ст., и авиационное производственное объединение. Понятно, каким образом подобный НТП мог сказаться на целебных свойствах климата святошинских лесов.
Как видим, спектр экологических проблем широкий. Неплохо было бы поднять хотя бы некоторые из них на общенаучных конференциях под эгидой Всеукраинской экологической лиги, и естественно, для этого не стоит ожидать предлога наподобие очередного Всемирного дня защиты окружающей среды. Ибо, как известно, природа промедлений не терпит.