Землетрясения по ту сторону Черного моря кажутся далекими и ирреальными. В сознании просто не укладывается, что совсем рядом под обломками своих жилищ заживо похоронены тысячи людей, а жесткие сюжеты теленовостей — не «Армагеддон». Возможно ли подобное на Черноморском побережье Украины? Комплексными исследованиями в области геокатастроф, проблемами движений земной коры, механизмом землетрясений, оползней, обвалов, цунами и мерами защиты занимается исследовательский коллектив отдела генетической тектоники отделения морской геологии НАН Украины. О сейсмической ситуации на юге Украины и в Крыму — в комментарии руководителя отдела Евгения ПАТОЛАХИ.
Сейсмический удар 17 августа в Измите (в 100 км к востоку от Стамбула) — величайшая трагедия Турции (по некоторым источникам, число жертв не менее 40 тыс.) после печально знаменитой экологической катастрофы 1939 года. В Эрзинджане, в 550 км восточнее Анкары, тогда погибло 23 тыс. человек.
Землетрясение ярко высветило ряд проблем, жизненно важных для безопасности всего черноморского региона, нашей общей среды обитания, в том числе — безопасности Украины.
Формирования Аравийско- Кавказского (Евроазиатского) горного узла, в ансамбль которого органично вписано Черное море, состоит в продвижении к северу, начавшемуся 20 млн. лет назад, Аравийской литосферной плиты на востоке и одновременно раскрытия Эгейского моря (Критская дуга) на западе. Движения от этих двух активных начал передаются через трансмиссионный механизм микроплит на обширном пространстве, охватывающем область Аравийско- Африканской и Евроазиатской плит. Вот почему Восточно-Черноморская плита совместно с Кавказом и Восточными Понтидами испытывает сжатие, тогда как Западно-Черноморская — растяжение. Граница же проходит как раз поперек Горного Крыма. Турция (Анатолийская плита и Понтиды) совместно с Грецией (Эгейская плита) находятся значительно ближе к обоим центрам приложения активных усилий, чем Причерноморье Украины. Поэтому наиболее подвержен активным сжимающе- растягивающим и вращательным усилиям Аравийско-Кавказского узла Горный Крым, сейсмически наиболее уязвимая болевая точка Причерноморской Украины.
Землетрясения в Измите и Эрзинджане хорошо объясняются занимаемой позицией внутри горного узла. Горный Крым также не застрахован от разрушительных сил сейсмотолчков в силу его не только своеобразной динамически узловой позиции, но и высоких гравитационной и тепловой аномалий в недрах. Сейсмоудары — оползни, обвалы, сели, лавины, цунами (как ближние, так и дальние) — «подготавливают» геокатастрофические события.
Примерно по такому же сценарию развиваются и разного рода склоновые геокатастрофические события. Сейсмоудар мгновенно воздействует на склоновые явления, далеко не всегда вызывая геокатастрофические события непосредственно (оползни, обвалы и пр.). Недостаточно мощные энергетические импульсы (к примеру, в Измите зафиксировано 7,5 балла по шкале Рихтера, а в Горном Крыму только 4 балла) приводят к накоплению критической массы, зоны разломов в периоды сейсмоударов «оживают», что зафиксировано не только геологами, но и службой безопасности нефтепроводов.
Узкий шельф и крутой, резко изрезанный каньонами, континентальный склон южного побережья Крыма чрезвычайно способствует развитию оползневых процессов. Отсюда реальная опасность гигантских подводных оползней, скорость которых обычно достигает 65 км/ч, а объем осадки — до 500 кубических метров. Такие оползни вызывают цунами. Что отмечено на шельфе Средиземного моря, Норвегии, Аляски, восточного побережья США.
Мощный факел, вспыхнувший в Черном море в период знаменитого землетрясения в Горном Крыму 1927 года, напоминает об угрозе высвобождения крупных объемов углеводородов за счет распада газогидратов. Считается, что уход углеводородов в атмосферу в планетарном масштабе — явление крайне опасное, так как метан и углекислый газ создают парниковый эффект в атмосфере. Таким образом, сейсмические удары, несмотря на спонтанный характер, стимулируются в конечном счете одним и тем же главным фактором — современным полем напряжений. Очаги их концентрации обозначают места наибольшего сейсмического риска. Зная их, возможно создать картину современного деформационного процесса Горного Крыма методами численного моделирования, то есть прогнозировать вероятность геокатастрофических событий. Программу такой работы мы уже передали в МЧС Украины.