Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Земля — это не только почва, но и социальное явление

21 января, 2004 - 00:00

У всех народов существуют фундаментальные ценностные структуры сознания, которые, как земная ось — планету, пронизывают весь массив их историй. Такие сквозные структуры называют архетипами; к ним, например, относятся образы Дома, Поля, Храма. У каждого народа эти архетипы имеют свое наполнение, осмысление и конфигурацию.

В украинском менталитете центральное место занимал образ Поля как земли. Относительно него уже определялись образы Дома и Святынь в их историческом становлении — от языческих до христианских культов и далее до современных геополитических идеологем. Земля понималась как материнская сила, а в общем случае — как животворная сила, порождающая женское начало. Отсюда и обряд, сохранившийся у славян до XIX века, — брака землей, когда супружеская пара проводит на поле ночь под звездным небом.

Но, будучи источником жизни, мать сыра земля связана и со смертью. Хотя и не обязательно в ее безжалостной уничтожающей форме. Украинцы воспринимали землю сквозь призму христианской притчи о зерне, которое, попав в землю, может выжить (но тогда, гласит Евангелие, «останется одно»), а может и умереть и «стать многим», то есть новым урожаем.

В языческие времена земля отождествлялась с богом Велесом, символами которого, в частности, были змея и лошадиный череп. В этом отношении показательно сказание о смерти князя Олега — он умер от укуса змеи, которая выползла из черепа коня. Иначе говоря, Олег как захватчик Киева гибнет от Велесовой силы. Символически это означает, что украинская земля является источником жизни для своих хозяев и смертельна для своих врагов. Она не только почва, но и социальное явление.

Земля Украины хранит и передает своему народу силу предков. Приднепровье усыпано курганами, в которых, по народным преданиям, спит слава и мощь Украины. Она, как поет кобзарская лира, рано или поздно проснется и заявит о себе в полной мере.

В украинском менталитете человек и природа мифологически сводятся к единому символическому первоначалу бытия. Аналогией здесь могут служить разве что Упанишады, освященные тысячелетней традицией индоевропейцев, историческое формирование которых относилось и к ареалу Украины.

Украинский архетип Земли отражает опыт мировой истории. И это не случайно. Исследования показали, что наиболее древним словом в Библии является «еres» — земля, с которой связаны основы цивилизации. Действительно, четыре тысячи лет назад при низком уровне производительных сил цивилизационный процесс мог состояться лишь в зонах наиболее плодородной земли. А таких зон было несколько, к ним принадлежит и украинское Триполье. Тем самым генезис украинского образа Земли оказывается причастным к цивилизационной матрице всемирной истории.

Более того, этот образ ассоциирует единение нации через общую материнскую землю. Знаток украинского менталитета В. Глипинский считал, что земля как этническая аллегория обладает особой энергетикой, влияющей на судьбу и облик этноса. Здесь уместно вспомнить, что украинская история свидетельствовала о том редкостном обстоятельстве, когда оседлая культура выдержала натиск агрессивных сил кочевой степи. Украина отвечает на эту агрессию превращением степного пограничья в украинское поле. Возник особый феномен казацкого хутора, породивший человека — хлебопашца-воина.

В этом смысле следует понимать миссию хутора, которую усматривал в украинской истории П. Кулиш. С ней связано не хуторянство, а национальный вариант утверждения ценностей лично отвоеванной у степи и лично обработанной земли, освященной подвигом и потом.

В украинском национальном менталитете в архетипе земли просматривается (пользуясь современной терминологией) ноосферная печать. Ведь, согласно славянским верованиям, земля взращивает «мировое дерево», то есть космический порядок сущего. Не случайно в искусстве украинского барокко земля становится ознаменованием мира как цветущего сада. Вот почему украинскому менталитету вполне отвечает понимание Вольтером смысла жизни как задачи обрабатывать свой сад.

Сергей КРЫМСКИЙ, доктор философских наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ