Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Желтые дожди, оранжевые снега

Ужгород в десятке самых загрязненных городов Украины
14 июня, 2005 - 20:44
РЯДОМ С ТАКИМИ ГОРОДАМИ, КАК ОДЕССА, ЛУЦК, СЛАВЯНСК, ДОНЕЦК, ДНЕПРОПЕТРОВСК, ЗАПОРОЖЬЕ, ЛУГАНСК — КИЕВ ВЫГЛЯДИТ САМЫМ «ЧИСТЫМ». ПРАВДА, И ЗДЕСЬ СИТУАЦИЯ НЕ ВНУШАЕТ ОПТИМИЗМА. НА КАЖДОГО ЖИТЕЛЯ СТОЛИЦЫ ПРИХОДИТСЯ ПО 100 КИЛОГРАММ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ГОД. ОДНА ИЗ ПРИЧИН ТОМУ — АВТОТРАНСПОРТ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Согласно сводным данным по Украине, по состоянию загрязненности атмосферного воздуха Ужгород занимает девятое место, то есть входит в десятку самых загрязненных городов, впереди — промышленные гиганты востока и центра. И все это несмотря на то, что в областном центре Закарпатья практически нет крупных промышленных предприятий или заводов. Специалисты называют несколько бед Ужгорода — географическое расположение, климатические условия и, самое главное, — просто огромное для такого маленького городка количество автомобилей.

Временами в Ужгороде идет желто-рыжий дождь, иногда — оранжевый снег. И все это не выдумки, а факты, зарегистрированные соответствующими службами, начиная от МЧС и заканчивая Гидротметцентром. Например, желтый дождь очень не понравился ужгородцам в середине апреля, потому что грязь оседала на зонтиках, машинах и головах тех, кто оказался в городе без зонтика. И хотя специалисты в один голос заявляли, что радиологический фон осадков в норме, кого это могло утешить?

Как сообщил на последнем заседании Ужгородского пресс- клуба реформ руководитель лаборатории наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха Закарпатского Гидрометцентра Василий Лобко, вместе с дождем на головы ужгородцев в тот оранжевый день выпала пыль. К сожалению, уровень пыли в воздухе города последние пять лет приближается к предельно допустимым концентрациям (ПДК). Но пыль — еще полбеды, потому что она, оседая на легких людей, не причиняет такого непоправимого вреда здоровью, как формальдегиды или бензоперен. А с этими веществами, которых чересчур много в воздухе Ужгорода, действительно беда — они являются одними из основных причин онкологических заболеваний, и их концентрация в воздухе областного центра Закарпатья растут из года в год.

«Согласно нашим исследованиям, основными загрязнителями воздуха Ужгорода являются автомобильные выбросы, то есть, формальдегиды, бензоперен, диоксид азота, а также тяжелые металлы, — отмечает В. Лобко. — Так, содержание формальдегида возрастает из года в год, сравните: при предельной норме содержания этого вещества 0,0003 мг на м 3 , в 2000 году показатель был 0,006, а в 2003—2004 гг. возрос до 0,009—0,015 мг на м 3 ).

А автомобилей в областном центре с каждым годом все больше, чему существенно содействует и соседство Закарпатья со странами Европы (завоз транспортных средств, транзит и т. п.). С другой стороны, по информации старшего госавтоинспектора УДАИ УМВД в Закарпатской области Василия Филипа, сегодня на городок с населением всего 114 тысяч приходится более 30 тысяч зарегистрированных автомобилей — это очень много.

Влияет на экологию Ужгорода и социально-экономический фактор. Так, по словам преподавателя химического факультета Ужгородского национального университета Василия Гомоная, следует учитывать еще и наши плохие дороги, ездя по которым водителям приходится постоянно тормозить- газовать (а именно в такие моменты больше всего фиксируется выбросов в воздух). «К тому же, за последние год-два практически все маршрутные такси и автобусы Ужгорода перешли на газ вместо бензина, дешевле выходит, — утверждает В. Гомонай. — Выбросы же в результате сжигания газа насыщены формальдегидами еще больше, чем бензиновые».

Среди других причин загрязнения атмосферного воздуха Ужгорода специалисты называют еще и такие: климатическая специфика Ужгорода и сокращение площади зеленых насаждений. Что касается первого, то, по словам В. Лобко, более половины года (65—70% дней в году) город находится в штиле — скорость ветра не превышает 1 м/с. Это значит, что загрязняющие вещества не развеиваются, не выносятся за границы города. Для сравнения, во Львове количество дней со штилем не превышает 25—30 процентов в год. Еще один фактор — несистемная и неправильная вырубка зеленых насаждений в Ужгороде.

Фактически, сами ужгородцы и не догадываются, чем им приходится дышать в течение дня в таком зеленом и чистом, на первый взгляд, городе. Тем временем тревогу бьют врачи, у которых состояние воздушного бассейна города Ужгорода вызывает обеспокоенность уже не один год. Так, по данным Закарпатского областного онкологического диспансера, за последние пять лет существенно увеличилось количество больных онкологическими заболеваниями верхних дыхательных путей, а в перечне основных причин — канцерогенные вещества — бензоперен и формальдегид, которые попадают в воздух вследствие работы двигателей внутреннего сгорания и, накапливаясь в организме в течение жизни, могут стать причиной развития рака. Ежегодно в регионе регистрируют 3000 онкобольных, из них только в прошлом году 506 человек заболели раком органов дыхания.

Данные Ужгородской городской детской больницы свидетельствуют о росте заболеваемости астмой среди детей: если в 1996 году бронхиальную астму диагностировали у 0,34—0,5 % больных на 1000 детей, то в 2004 году этот показатель возрос до 0,99 %. По словам врача-пульмонолога Таисии Шуберт, особенно беспокоит врачей распространение такого явления среди детей, как бронхиальная астма. Тревожит и тенденция к увеличению количества рецидивирующих бронхитов и других заболеваний дыхательных путей. «К тому же, неизвестно, чего можно ожидать через какой-то десяток лет, когда эти дети, которые уже сызмальства дышат таким количеством канцерогенных веществ, подрастут», — сказала госпожа Шуберт.

Конечно, специалисты предлагают выходы из ситуации, причем, по их словам, не требующие значительных капиталовложений. Так, в первую очередь власть Ужгорода должна принять меры, чтобы разблокировать центральные улицы города, которые сегодня фактически превратились в стоянку частных машин. Тормозя в пробках, машины выбрасывают в воздух в несколько раз больше вредных веществ. Улучшению ситуации могло бы способствовать принятие городской властью решения об ограничении движения транспорта в центре города. А также строительство подземных переходов. Еще одно предложение — посадка деревьев, которые все-таки отгораживают проезжую часть от домов и в известной степени «берут огонь на себя», т.е. улавливают концерогенные вещества, оксиды углерода и т. п.

Наталья ПОПОВИЧ, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ