Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жемчужина Подольского края

Город с уникальной историей заслуживает стать украинской туристической Меккой
6 февраля, 2004 - 00:00

Каменец-Подольский — древний город у реки Смотрич (приток Днестра), издавна привлекал внимание археологов, историков, литераторов, кинематографистов. Осенью 2003 года его посетили журналисты газеты «День» во главе с главным редактором Ларисой Ившиной, принявшие участие в празднованиях 85 летия Каменец-Подольского государственного университета и представившие двухтомник «Україна Incognita» и «Дві Русі» из серии «Библиотека «Дня» («День» от 25.10.2003). Богатая история города заслуживает, чтобы рассказать о нем поподробнее. Тем более что мне посчастливилось прожить в Каменце, как его называли в старину, да и сейчас называют местные жители, без малого десять лет.

Археологические данные позволяют сделать вывод о том, что в первые столетия нашей эры территорию будущего Каменца населяли восточнославянские племена. На основе этих поселений и возник, по мнению ученых, в ХI—ХII ст. раннефеодальный город. Некоторые сведения о нем можно найти в армянских летописях 1060— 1062 гг. Дело в том, что армяне поселились в Каменце уже в ХI ст. и проживали в городе длительное время. Они объединились в общину и занимались торговлей и ремеслами. Образовалась в городе и русская (украинская) община, которая также вела торговлю и оставила после себя памятники — культовые и фортификационные сооружения.

Трудной, подчас трагичной была многовековая история города. Он входил в состав Галицко-Волынского княжества. В середине ХIII века Каменец пострадал от монголо-татарских завоевателей. В ХIV ст. Подолье с Каменцем было захвачено литовскими князьями. После литовско-польской войны (ХV ст.) город перешел к полякам. В 1463 г. Каменец был удостоен чести стать королевским и центром Подольского воеводства, но в 1672 г. Подолию завоевали турки. Их владычество длилось 27 лет.

В 1793 году Подолье вошло в состав Российского государства, и через два года Каменец стал центром Подольской губернии. Таким образом, в Каменце на протяжении веков жили различные народы со своей верой и культурой. Это разноголосье, естественно, не могло не отразиться на облике сооружений, в частности, культовых, с национальным колоритом. Поляки построили в Старом городе два прекрасных костела — Кафедральный и Доминиканский, которые турки во время своего владычества использовали как мечети. К Кафедральному костелу они пристроили минарет. Вернувшиеся в город поляки не стали сносить минарет, а воздвигли на нем статую Мадонны как символ победы христианской веры. Мадонна и сейчас горделиво возвышается над Старым городом. Доминиканский костел, построенный в ХIV ст., долгое время был заброшен. И только в первой половине ХVII ст. его восстановили Потоцкие. Здание костела выполнено в трех архитектурных стилях: готики, барокко и ренессанса.

Если спуститься из Старого города вниз, то слева от Замкового моста, соединяющего Старую крепость с городом, в долине реки Смотрич, у ее крутого скалистого каньона увидим предместья — Подзамче, т.е. местность под замком, крепостью, и Карвасары (от сочетания восточных слов — «караван-сарай»). Карвасары служили дорогой, по которой двигались, по преданию, чужеземные купцы для торговли на армянском, украинском и польском рынках Старого города. Еще одна историческая достопримечательность Каменца — Крестовоздвиженская церковь (ХVI— ХVII ст.), представляющая собою чудесный образец деревянного зодчества. Церковь и башня-колокольня с высокой кровлей в форме шатра созданы в древнерусском стиле. На возвышенности по другую сторону реки протянулись русские фольварки, а на западе от Старого города, за рекой — польские фольварки. Фольварком в феодальной Польше, а также на украинских и белорусских землях, находившихся под ее владычеством, называли хутор. После Великой Отечественной войны Польские фольварки представляли собой длинную улицу с невысокими домиками, рыночной площадью и красивым православным храмом. Действующая православная церковь была и на русских фольварках.

Ратуша — здание бывшего польского магистрата, находящаяся в центральной части Старого города, в ХVII— XVIII веках была свидетелем многообразной общественно- политической жизни Каменца. В 1670 году польский Сейм ликвидировал украинский магистрат и лишил город самоуправления, данного Магдебургским правом еще в 1374 г. Сохранившиеся архивные документы зафиксировали неоднократные выступления украинской и армянской общин против своеволия польских властей: коренное население было возмущено диктатом завоевателей и поведением католической церкви. Украинские и русские жители отказались принять католическую веру и за это были выселены за черту Старого города на неукрепленную окраину. Но изгнанники не растерялись. Для защиты от вражеских набегов украинская община построила свои укрепления: сложную гидрооборонную систему (использованы были воды реки), техническому решению которой даже теперь можно только удивляться. К сожалению, в настоящее время от нее осталась лишь Русская (Руська) брама, подвергавшаяся неоднократной реставрации. В связи с этим она датирована ХVI—XVIII веками. Реставрационные работы проводились и во второй половине ХХ ст.

На одной из улиц Старого города стоит красивый каменный дом, построенный в ХVІ веке в стиле ренессанса. Это бывший особняк польских магнатов Чарторыйских. Архитектура здания, его интерьер свидетельствует не только о роскошной жизни владельцев, но и о таланте местных мастеров, создававших уже тогда выдающиеся творения зодчества. К последним относятся также Кафедральный и Доминиканский костелы и Крестовоздвиженская церковь, о которых шла речь выше.

...Проходили столетия. На рубеже ХVIII—XIХ веков наступил конец польскому господству и католичеству. Богатые аристократы покинули Каменец. Но в городе остались поляки — мастеровые, мещане, простой люд, — ставшие обычными его жителями наравне с украинцами и русскими.

За годы независимости Украины была проведена большая работа по заполнению «белых пятен» истории, которыми изобиловали прежние учебники. Мы узнали, что в июне 1919 года в Каменец-Подольский переехало правительство Директории. В ноябре того же года под натиском польских войск правительственные структуры Украинской Народной Республики оставили город, а в ноябре 1920 г. — окончательно покинули родную землю. Таким образом, можно считать, что в 1919— 1920 гг. Каменец-Подольский фактически был временной столицей УНР.

Катаклизмы советского периода истории, в которой были и светлые, и трагические стороны, не обошли город и его жителей. И все же географическая (но отнюдь не культурная) провинциальность Каменец-Подольского в известной мере гасила колебания «линии правящей партии», идущие из центра. Одни покидали родные места, другие, наоборот, приезжали в Каменец. Но дух древнего города, величественно-неторопливый уклад его жизни неизменно заряжал вновь прибывших искрой регионального патриотизма. Здесь мирно уживались и уживаются по сей день украинцы и русские, евреи и поляки, люди других национальностей. Здесь оставили след различные культуры, образовав неповторимую духовную палитру.

Ныне Каменец-Подольский по административному делению — районный центр Хмельницкой области. Но город явно перерос свой скромный статус. По количеству памятников истории и культуры (всего их более полутора сотен) он занимает третье место в Украине после Киева и Львова (УСЕ: Універсальний словник-енциклопедія. К., 2001, с. 601). В наступившем ХХI веке Каменец-Подольский может стать украинской туристической Меккой. Он вполне достоин этого, и помоги ему, Боже, с финансами (как сообшил «День» в № 8 от 21.01.2004, соответствующий проект уже появился) для реставрации уникальных памятников, являющихся национальной гордостью Украины.

В заключение предлагаю создать общественную организацию — «Ассоциацию каменчан», которая объединила бы, помимо нынешних жителей Каменец-Подольского, всех тех, кто родился в этом чудесном городе, кто в разное время жил и работал в нем, но кого судьба разбросала по Украине, по всему миру.

Людмила ЛИТВИНЕНКО, кандидат биологических наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ