Мировая практика подает хорошие примеры: в ведущих странах среди тех, кто принимает важные для страны решения, до 50% — женщины. Украине до этого далеко, но очевидно, что общественное мнение к необходимости женщин во власти уже подготовлено: по данным Киевского международного института социологии, около половины граждан нашей страны считает, что государство на законодательном уровне должно выделять квоты для участия женщин в политике. В какой степени мы от хороших идей переходим к практическим действиям и, что самое главное, какая ситуация сложилась в Украине с законодательным обеспечением возможности женщины участвовать в строительстве страны сегодня обсудят на круглом столе «Участие женщин в политической жизни и женское лидерство в Украине» при содействии Программы развития ООН в Украине. Свои взгляды, исследования и опыт решения проблемы представят политики, депутаты Верховной Рады, представители министерств, высших учебных заведений, эксперты и исследователи гендерного равенства. Планируется обсудить вопрос состоятельности государства обеспечить введение законодательства относительно гендера в различных сферах общественной жизни, необходимость участия женщин в политической жизни и потребность привлечения женщин к активной общественной жизни. Результаты обсуждения войдут в отчет Регионального Бюро ПРООН, в котором речь пойдет об участии женщин стран Восточной Европы и СНГ в политической жизни и развитии женского лидерства.
КОММЕНТАРИИ
Светлана ОКСАМИТНАЯ, кандидат социологических наук, декан факультета социальных наук и социальных технологий Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Я подготовила выводы относительно результатов исследования общественного мнения по поводу выделения государством гендерных квот. Согласно полученным данным, ныне не менее половины взрослого населения Украины поддерживает внедрение гендерных квот. Такой вывод подтверждается результатами не меньше, чем трех всеукраинских социологических исследований, проводившихся в последние три-четыре года Киевским международным институтом социологии. Речь идет о поддержке этой идеи как среди мужчин, так и среди женщин. Ранее в Украине эта проблема не исследовалась — первый раз этот вопрос возник в 2005 году. Что было до того времени — таких исследований у меня нет, думаю, что вообще раньше такой вопрос не поднимался. Поэтому мы не можем говорить о долговременных тенденциях, но я могу говорить, что в течение этих трех лет тенденция стойкая — поддержка колеблется, но в общем не уменьшается. Понятно, что есть тенденция, что внедрение гендерных квот в большей мере поддерживают женщины, чем мужчины. Наибольшая поддержка — среди средних возрастных категорий женщин, например, от 40 до 50 лет. Почему именно так — трактовать можно по-разному: это могут быть успешные женщины, чего-то достигшие, или наоборот — те, которые поняли, что в этой жизни очень трудно что-то сделать без участия женщин в политической жизни страны на высших ступенях власти — уровне принятии решений.
Тамара МЕЛЬНИК, советник министра по делам семьи, молодежи и спорта:
— Придерживаться гендерного равенства требует Конституция Украины и реалии, в которых сейчас находится государство. Если Украина заявляет, что она — демократическая страна, то должна развивать и гендерную демократию; если Украина заявляет, что она — социальное государство, то должны быть сбалансированные отношения в социуме, в том числе, в системе власти. Женщины сейчас находятся в неравном с мужчинами состоянии, в частности, это касается экономического и социального положения, когда собственность в мужских руках, когда женщина, выполняя профессиональные обязанности, дома работает по четыре-шесть часов дополнительно, а мужчина — в среднем, 40 минут. Если ежедневно женщина помогает ребенку делать уроки в среднем 40 минут, а мужчина — четыре. Если говорить о продолжительности жизни, то мужчины у нас живут на 12 лет меньше женщин и женщины этим также поставлены в неравное положение — не только сегодня, но и в перспективе. Поэтому, если Украина хочет быть правовым государством, она должна методом права сбалансировать положение женщин и мужчин, в частности, и квотами, так как никто ничего лучшего еще не придумал. Кстати, в рекомендациях Министерства юстиции Украины, созданных после проведения анализа гендерно-правовой экспертизы отечественного законодательства, есть внедрение квоты. Потому что парламент никогда не будет оптимально решать социальные вопросы, пока там не будет женщин. Это также подтверждено мировой практикой. Научные институции ООН свидетельствуют: если в парламенте нет 40% женщин, то социальные вопросы оптимально не решаются. Следовательно, конституционные нормы требуют сами по себе обеспечения. Но в Конституции Украины есть статья 24, говорящая о равенстве мужчины и женщины перед законом и о равенстве прав и возможностей. Если говорить о правах, то должны констатировать, что в нашем законодательстве права отображаются неплохо, но если говорить о возможностях реализации этих прав, то здесь очень много проблем как для мужчины, так и для женщины. Это нуждается в некотором уравновешении. Ведь положение мужчины также ложится на плечи женщины, потому что такие ситуации не способны решить эту проблему в Украине. Наших мужчин в парламенте это даже не тревожит. По данным социологического и демографического анализа, лишь 40% наших мальчиков и девочек доживут до пенсионного возраста. Это следствие происходящего с людьми в трудоспособном возрасте: в промежутке между 28 и 45 годами у нас умирает в четыре раза больше мужчин, чем женщин. А по данным Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, мужчины в Украине составляют 38%, а женщины — 62%. И этот вопрос мужчин-парламентариев также не волнует. Страны Восточной Европы уже называют «постепенно вымирающими» из-за ситуации с экологией, медициной и по другим параметрам. Но наш мужской социум не хочет вводить женщину в парламент, потому что у них сложились свои корпоративные отношения. Но если мы этого не сделаем, это будет сдерживать развитие демократии, развитие общества. Речь идет о жизнеспособности самой нации. Пребывание женщин в парламенте сделает эти вопросы вопросами государственной важности. Гендерная проблема — это проблема развития, и прогрессивные страны это давно поняли и сделали выводы.