Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Житомирщина: путь от жертвы к успеху

Его прошла не одна община области, возрождая пострадавшие территории после аварии на ЧАЭС
29 апреля, 1996 - 17:53
ТО, ЧТО ДЕТИ — НАШЕ БУДУЩЕЕ, В ЖИТОМИРСКОЙ «БОЛЬНИЦЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЙ К РЕБЕНКУ» НЕ ПРОСТО ДЕКЛАРИРУЮТ, А ДЕЛАЮТ ВСЕ, НАЧИНАЯ С ПЕРВЫХ НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ ЖЕНЩИНЫ, ЧТОБЫ ЭТО БУДУЩЕЕ БЫЛО ЗДОРОВЫМ. ВАЖНО, ЧТО ЗДЕСЬ СПОКОЙНО КОНСУЛЬТИРУЮТСЯ И РОЖАЮТ ВИЧ-ПОЗИТИВНЫЕ МАТЕРИ — СТИГМАТИЗАЦИИ В ЭТОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КЛИНИКЕ НЕТ / ФОТО КОНСТАНТИНА МЕЛЬНИЦКОГО, «ФОТОЛЕНТА/PHL»

Житомирщина — одна из пяти областей Украины, которой 23 года назад больше всего перепало от «мирного» атома. Особенно пострадали семь районов: Емильчинский, Коростенский, Лугинский, Овручский, Народичский, Олевский и Малинский. Ныне в Житомирской области проживает почти 1 миллион 300 тысяч жителей, из которых почти 354 тысячи имеют статус пострадавших от аварии на ЧАЭС (70 тысяч — дети). Рождаемость здесь одна из самых низких по стране, а смертность, особенно в пострадавших регионах, — одна из самых высоких. Так, в прошлом году рождаемость составила 11,2 ребенка на тысячу человек, а смертность — аж 18,2 на тысячу. На Житомирщине, как и по всей Украине в целом, за эти годы в плане возрождения земель — сел, поселков, городков — изменений произошло мало: государственных денег, как всегда, на всех не хватает. Но есть исключения, о которых следует говорить и ставить в качестве примера другим — когда люди объединяются в общины, определяют, какие проблемы им следует решать в первую очередь (газификация, водоснабжение, занятость молодежи, медицинское обслуживание и тому подобное), составляют бизнес-планы и ... пробивают стены. А стены в значительной степени состоят из неверия в собственные силы, безынициативности, пессимизма и лени.

АКТИВНАЯ РАБОТА МЕНЯЕТ МЫШЛЕНИЕ

Уже давно эксперты, которые исследуют последствия Чернобыльской катастрофы, в частности, заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии НАН Украины, доктор экономических наук Юрий Саенко отмечает, что пострадавшим людям, в первую очередь, нужны не социальные выплаты, а занятость, активность, ощущение перспективы. «Кроме физического, в жизни большое значение имеет социальное здоровье. А это способность энергично действовать (энергия, которая дает возможность человеку быть активным). Еще одна решающая характеристика социального здоровья — в повседневной жизни должно преобладать разрешение будущих проблем. Почему я часто говорю, что Украина находится в ужасном состоянии? Потому что, учитывая этот показатель, мы не создаем будущее: только говорим о НАТО, Евросоюзе, а занимаемся лишь тем, что «тушим» исторические, экономические, социокультурные, языковые и другие проблемы прошлого, в том числе и бывшего Союза. То есть, в целом наше общество имеет заниженное социальное здоровье. Особенно — у чернобыльцев. Они потеряли перспективу жизни, и социальное здоровье там упало почти до ноля. Они пребывают на уровне примитивного физиологического выживания», — считает господин Саенко...

Психиатры стали употреблять термин «синдром Чернобыля», суть которого в том, что люди, пострадавшие от Чернобыля, постоянно чувствуют себя плохо — больше всего морально и психологически. Единственный выход из апатии — действие, конкретная работа, и желательно, чтобы инициатива исходила от самого человека: отремонтировать школу, вывезти мусор, провести воду. Ощущение перспективы приводит к тому, что люди хотят менять свою жизнь, заниматься полезными делами. Но государству не до этого, и собственно, по идее, инициатива должна идти от людей. Поэтому, к счастью, в Житомирской области, как и во многих других, проекты развития общин поддержали ПРООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, посольства Нидерландов, Германии, Японии, Австрии и других стран. При помощи доноров, многие общины Житомирщины, в том числе и районов, которые больше всего пострадали он взрыва на четвертном реакторе в Чернобыле, кардинально изменили свою жизнь, и что самое главное — свое мышление.

— Мы начинали свои проекты еще несколько лет назад, потому что уже не могли так жить дальше, — рассказала бывшая учительница с 40-летним стажем, председатель одной из поселковых общин Овручского района Валентина Радкевич. — Сначала мы с людьми захотели построить баню, после этого составили проект о необходимости обустроить амбулаторию физиотерапевтическим кабинетом и получили на это средства... После улучшения медицинских услуг мы начали работать над созданием молодежного центра, потом — над тем, чтобы у нас заработали информационные технологии, а еще позже члены нашей организации проходили обучение относительно экономического развития территории. Сейчас мы создаем энергосберегающие средства для амбулатории...

Все эти идеи люди смогли воплотить в жизнь благодаря программам ООН возрождения и развития, в которых принимает участие и Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. По словам руководителя программ ООН Павла Замостяна, Организация объединенных наций выделила такие приоритетные пути помощи Украине: в части информирования людей и стимулирования к перестройке жизни, побуждения их к собственной активности, в части социально-экономического развития территорий и в тех заданиях, которые касаются внедрения стратегий стабильного развития.

— Сейчас задание информирования людей — это приоритет работы ООН в Украине на ближайшие три года в плане преодоления последствий катастрофы. Партнерами являются ВОЗ и МАГАТЭ и другие структуры, — рассказал Павел Замостян. — Мы исследовали ситуацию по удовлетворению информационных потребностей пострадавших от ЧАЭС в Украине, Беларуси и России. Во всех странах они были приблизительно одинаковыми: людям нужна достоверная, научно-обоснованная информация о радиологической безопасности, о том, как правильно беспокоиться о своем здоровье и здоровье своих детей, поскольку большинство указывают на недостаточность информации. За последние 23 года у нас накопилось огромное количество исследований на эту тему и огромный опыт, так что нам будет с чем идти к людям. На это ПРООН выделяет 2,5 миллиона долларов.

По словам специалистов, в первую очередь, проект рассчитан на местных учителей и медицинских работников, также — на местную прессу, которой, в соответствии с исследованием, люди верят больше всего. Т.е., если какая-то община изъявит желание у себя реализовать проект, который будет касаться информирования людей о необходимости пить чистую воду, правильно питаться или употреблять йод — можно готовить проекты и обращаться в ПРООН.

РОЖАТЬ — ТОЛЬКО В ЖИТОМИРЕ

Попал под программу развития ООН и Житомирский областной центр здравоохранения матери и ребенка, в котором с 2004 года реализуется проект «Здоровье матери и ребенка» при поддержке Агентства по международному развитию США и который ныне называют «Больница доброжелательная к ребенку».

Причины немалых финансовых вливаний в этот «роддом», как здесь называют больницу, понятны: низкая рождаемость, высокая заболеваемость новорожденных и высокая ранняя неонатальная смертность. За пять лет внедрения новейших подходов к рождению ребенка и к его вынашиванию все эти показатели уменьшились в разы: нормальные роды увеличились в 4,5 раза (с 12,8% в 2004 году до 60,7% в 2008), неонатальная смертность снизилась в 2,5 раза (с 5,8% в 2004 году до 2,3% в прошлом году).

Больница дружески настроена не только к ребенку — она доброжелательна к матери, отцу, матери роженицы и всех родных. В первую очередь потому, что здесь практикуют партнерские роды — с мужем, матерью, сестрой — кем-либо, кто поможет роженице легче перенести непростые минуты жизни. К тому же здесь женщины не рожают лежа: по словам главного врача этой больницы Юрия Вайсберга, который имеет звание заслуженного врача Украины, такая позиция очень вредит и матери и младенцу. Поэтому женщина сама выбирает, как рожать, а врач и акушер ей только помогают...

— Мы остаемся флагманами в Украине по изменению помощи в родах. Сейчас берем на себя все тяжелые случаи в области, к нам приезжают со всей Украины (приблизительно 10% всех). У нас имеется аппаратура, которой нет в СНГ, поскольку имеем большой транш от Виктора Пинчука. Поэтому теперь мы — база для Минздрава в плане внедрения этих технологий в Украине. Кто хочет, приезжает к нам, мы учим работать по-новому. Были у нас немцы, французы, молдаване, узбеки, грузины, туркмены, — рассказал Юрий Вайсберг. — Программа, по которой мы работаем, меняет представление о помощи женщине от начала зачатия до родов. Мы тесно сотрудничаем с семьей, принимающей участие в жизни женщины, которая должна родить. Также доказано, что присутствие партнера во время родов уменьшает длительность рождения и ощущение боли. А первое прикосновение к ребенку должны сделать самые родные люди — мать и отец. Прикосновение отца мы называем первой биовакцинацией: микроорганизмы переходят от него к ребенку и таким образом потом защищают его...

По словам главного врача, мужчины во время родов «сначала плачут, а потом танцуют». Эмоции, которые не передать словами, можно было прочитать на лице счастливого отца Олега в одноместной палате (есть еще двух- и четырехместные), на груди у которого лежало два маленьких сверточка в чепчиках (жену после родов осматривали врачи). «Достаточно уже, выходите, это совсем свежие дети», — просила поторопиться журналистов врач. А этой двойне еще не было и часа... Другая семейная пара из Киева, которая родила три дня назад, разместилась в «люксе»: небольшая прихожая с мягким уголком, направо — комната с кроватью для роженицы, стульчик, на котором она рожала, шведская стенка, за которую при желании можно держаться, а в углу — большая ванна (они есть во всех палатах) для успокаивания болей во время схваток. Здесь, по словам Виктора и Алины, они и живут, здесь рожали. Кстати, врачи, чтобы зайти в любую палату, должны сначала постучать и спросить разрешения. Как говорят медики, они исключили из работы всю рутину, которая является стрессогенной и унижает женщину, а родильные залы, например, называют родильными комнатами, никто при роженицах не употребляет незнакомых медицинских терминов, не берет в руки лишний раз медицинские инструменты, с каждой работает психолог. Не удивительно, что количество родов за последние четыре года здесь возросло с 2,7 тысяч до 4,2 тысяч. С такими человечными подходами — да ко всем граням нашей жизни.

Конечно, сейчас на Житомирщине остается больше нерешенных проблем, чем решенных. Но эти яркие примеры — хорошие ориентиры для людей, которые имеют желание менять свою жизнь собственноручно. А будет желание — найдется и поддержка.

Оксана МИКОЛЮК, «День», Киев—Житомир—Коростень—Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ