Историю в ровенской общеобразовательной школе №20 Светлана Галушко преподает уже два десятилетия. Здесь она и сама училась, здесь устроилась лаборантом, когда закончила 10 класс, здесь проводила свои первые уроки. Вот только учеников своих учительница не видит.
...В 10 классе идет урок всемирной истории. Обсуждают обустройство послевоенного мира. Учительница рассказывает, словно книгу читает. А уже через несколько минут 10-классники должны стать участниками Парижский мирной конференции, которая проходила в далеком 1919 году в зеркальном зале Версальского дворца. Ученики — представители трех стран — Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки. Они и должны отстаивать и комментировать интересы государств. Светлана Альбертовна спрашивает — 10-классники отвечают. А учительница безошибочно подходит к тем, кто поднимает руку. Догадаться о том, что на самом деле Светлана этого не видит, можно только если пристальнее присмотреться к замершему взгляду.
«Не знаю, как это мне удается, — улыбаясь, пожимает плечами Светлана. — Вообще, как и каждый учитель, стараюсь найти с учениками общий язык, понять. Для этого, несмотря на немалую разницу в возрасте, пытаюсь ставить себя на их место»...
Светлана Галушко потеряла зрение, когда ей исполнился 21 год. До этого она успела поработать учительницей начальных классов, а также поучить детей рисованию. «На то время я была студенткой Ровенского педагогического института. Когда поступала туда, еще видела, а заканчивала уже незрячей. Хотя преподаватели меня очень поддерживали. И одногруппники также. На пары я ходила вместе с подругой, вместе с ней и к экзаменам готовились, — вспоминает Светлана. — Однако я четко понимала, что к урокам рисования в таком состоянии вернуться не смогу. Однако работать в школе хотела. Я уже пробовала, и это у меня получалось. Собственно, поэтому и решила получать профессию учителя истории. На заочное отделение в университет в Луцке поступила сразу». Самые большие трудности возникали тогда, когда надо было добираться в другой город. Однако помогали родные. И училась Светлана интенсивнее, чем ее одногруппники. Ей удалось закончить университет за три года.
«В то время меня очень поддерживала тогдашний директор школы Алла Дмитриевна Шишкина, — рассказывает женщина — Дело в том, что тогда незрячего учителя на работу брать не особенно хотели. Она же в меня поверила, и за это я ей благодарна».
Когда Светлана Альбертовна вернулась в школу учителем истории, то преподавать новый предмет ей выпало у детей, которых она учила в начальных классах. Школьники были уже 6-классниками. Те бывшие ученики и сегодня подходят к учительнице. Иногда она и по голосам их не сразу может узнать — повзрослели. А особенно внимательными оказались те, которые были бездельниками и двоечниками. Возможно, потому, что им в школе больше всего внимания уделяли, постоянно с ними возились, делает предположение Светлана.
...Светлана Альбертовна сидит за учительским столом и составляет учебники по истории. Почти все параграфы она знает на память. И материал к каждому уроку тоже. «Иногда я пишу себе шпаргалки, но пользоваться ими почти не приходится, — Светлана достает картонные карточки с символами, «написанными» объемными точками. — Это шрифт Брайля. Когда я потеряла зрение, то пошла в общество слепых, чтобы научиться читать и писать. Там мне дали станок и грифель, который напоминал притупленное шило, и рассказали о том, как передавать буквы рельефными символами».
В обществе действует и библиотека для незрячих. Есть там и книги по истории. Однако для учителя этого материала очень мало. Всю необходимую литературу для Светланы начитывают на диктофон. Собственно, таким образом женщина и в университете училась. Теперь уже у нее дома немалая звуковая библиотека. Здесь и необходимый методический материал, и отдельные статьи по газетам, которые могут понадобиться во время уроков. Есть там и видео (преимущественно сюжеты новостей, касающиеся истории). Это также учебный материал, который бывает полезен на уроках Светлане Альбертовне, чтобы заинтересовать учеников.
У многих школьников Светлана преподает историю, начиная с 5 класса. Говорит, что так значительно легче запомнить детей, изучить их и расти вместе с ними. «Я узнаю их по голосам, поведению. Иногда по тому, как ученик пошевелится, я и определяю кто это, — рассказывает женщина. — Очень хочу, чтобы ученики знали предмет, который преподаю. Хочу, чтобы у них не возникало необходимости обращаться к репетиторам накануне независимого оценивания».
На уроках Светлане Альбертовне помогает ассистентка. Она заполняет журнал, проверяет письменные задания, иногда и домой проводит.
«Я никогда не пользовалась тростью, — рассказывает учительница. — Я и по школе могу сама передвигаться, ведь знаю здесь каждую ступеньку. 21 год я была зрячей. С тех пор прошло полжизни. Однако я помню то время. У меня была хорошая зрительная память, и это очень помогает мне сегодня. Так, когда летом делали ремонт в кабинете истории, я подбирала цвета.
И сейчас я планирую, что и где именно еще можно разместить при оформлении стенки. Вообще же я рада, что работаю здесь, в школе. Это непросто, но приносит удовлетворение». Светлана убеждена — она живет полноценной жизнью. Ведь не прикована к кровати, и не сидит дома, как в тюрьме. Она общается с людьми и учит детей, а здесь, в школе, время летит особенно быстро.