Получение высшего образования в Украине за последнее десятилетие стало очень популярным и престижным явлением в среде нового поколения и их заботливых родителей. По неофициальными статистическим данным более 65% молодежи от 18 до 25 лет являются студентами высших учебных заведений. Если принять во внимание любую обычную общеобразовательную школу в областном центре, которая каждый год вручает аттестат о среднем образовании приблизительно 60- 80 выпускникам, то из этого общего количества только 10- 20 человек не ставят себе целью продолжить учебный процесс в вузе.
Сразу возникает вполне закономерный вопрос: что является причиной т. наз. «массовой атаки» абитуриентов? Играют ли здесь роль такие факторы, как упадок легкой и тяжелой промышленности, сложная экономическая ситуация в государстве, высокий показатель безработицы, попытки юношей избежать срочной военной службы в армии, перспективу дипломированного специалиста быстро устроиться на работу, или может, это связано с научно-техническим и цивилизационным прогрессом и желаниeм человека самоусовершенствоваться?
Известно, что в советскую эпоху выпускники школ имели реальную возможность получить высокооплачиваемую работу на заводах, фабриках, других промышленных объектах, преодолев путь от практиканта до квалифицированного мастера. Высшее образование в советских условиях было возможным для каждого интеллектуально развитого человека, это право утверждалось законодательством и реализовалось на бесплатной основе, за счет бюджетных средств, направленных на социальную сферу. Но даже тогда государство и общество не были такими богатыми, чтобы обеспечить бесплатным высшим образованием всех желающих. Неужели ныне независимая Украина способна инвестировать огромные капиталы в будущее нации? Конечно же нет, именно поэтому так активно пропагандируется и вводится коммерческая форма оплаты за обучение. Таким образом за счет средств физических или юридических лиц в нашей образовательной сфере открылось «второе финансовое дыхание».
Появление платной формы высшего образования в буквальном смысле «поставило на колени» бесплатную форму, которая стала неэффективной в плане рентабельности для вузовского руководства. Следовательно, теперь каждый из нас, кто имеет некую сумму денег (которая определяется в зависимости от престижности избранной профессии), не прилагая значительного умственного усилия и не имея высокого интеллектуального потенциала, сможет легко и быстро стать студентом-плательщиком. Чего, к превеликому сожалению, не скажешь об абитуриентах, которые заинтересованы в государственных дотациях на получение образования. Им, честно говоря, не позавидуешь, поскольку для воплощения такого рода мечты следует сдать вступительные экзамены по трем-четырем профилирующим дисциплинам. Поиск репетитора, соответствующей учебной литературы и наличие основательных знаний по этим профилирующим дисциплинам, конкурс 5—10 человек на место, обусловленый очень низким процентом государственного заказа, — главные составляющие, которые характеризуют бюджетную форму обучения и отражают социальную дискриминацию в стране. В конце концов, посмотрите правде в глаза: действительно талантливые и способные юноши и девушки из-за отсутствия толстого кошелька не имеют никаких шансов получить высшее образование.
Думаю, для того, чтобы решить эту важную проблему, следует в первую очередь в корне изменить методику вступления в украинские вузы. Интеллект уальный уровень, социальный статус и платежеспособность поступающих — три определяющих критерия, которыми должна руководствоваться приемная комиссия во время формирования студенческих списков. Государственная и коммерческая формы обучения должны функционировать в равноправных условиях: не принимать на государственную форму обучения материально обеспеченных абитуриентов, способных внести соответствующую плату (их материальное состояние можно проследить при помощи налоговых деклараций), сделать все для того, чтобы абитуриенты, которые не отличаются большими финансовыми возможностями, имели беспрепятственный доступ к бюджетной форме. Конечно, вступительные экзамены должны сдавать все без исключения: и «плательщики», и «бюджетники», именно тогда высшая школа будет играть свою изначальную роль — морального и духовного учителя нации!
Открыв двери украинских колледжей, институтов, академий и университетов, можно столкнуться также с многочисленными недостатками внутреннего характера, преодоление которых нуждается в активном вмешательстве властных структур. Попробую лаконично изложить суть тех проблем, которые очень часто становятся темой многих дискуссий и конфликтов. Коммунистический бюрократический режим оставил в наследие нашим вузам несовершенство учебных программ, когда теории уделяется больше внимания и времени, чем практике. Ректор, деканат, кафедра продолжают распоряжаться вкусами и интересами студентов в определении предметов и спецкурсов для достижения профессиональной квалификации. Почему бы нам не позаимствовать опыт западноевропейских и амер иканских «альма матер», суть которого заключается в том, что студенты самостоятельно выбирают себе второстепенные учебные дисциплины, изучение которых действительно сослужит службу в будущем. Следует провести четкую и прозрачную грань между гуманитарными и техническими науками и во время работы над учебными программами ориентироваться прежде всего на студента, а не на поиски дополнительных заработков для отдельных преподавателей.
Практический аспект вузовского обучения не должен быть экзотикой для украинского студента, поскольку, устроившись на работу, он подтверждает диплом специалиста не теоретическими формулами и законами, а умением их применять. Куда направлены деньги, полученные от студентов-платников? Разве на них нельзя приобрести современную компьютерную технику, оборудовать необходимыми принадлежностями научно-исследовательские лаборатории, закупить литературу, сделать ремонт в аудиториях и общежитиях?
Давно не является тайной явление взяточничества в украинских учебных заведениях, и что удивительнее всего — не принимается никаких законодательно-правовых мер, чтобы ему противодействовать. Опять материальные ценности занимают в нашем «больном» обществе первое место. Неужели мы никогда не поймем, что знание и опыт не покупаются за деньги, только благодаря немалым усилиям и тщательной работе над собой человек сможет добиться поставленной цели. Если при помощи таких средств в нашем государстве будут закладываться основы профессиональной квалификации будущих врачей, юристов, экономистов, промышленников, то это приведет не только к потере конкурентоспособности на мировом рынке труда, но и вызовет глубокое возмущение в обществе.
Как не вспомнить и о мизерном размере минимальной студенческой стипендии — 44 гривни. Вот если бы избрать несколько народных депутатов и заставить их прожить за 44 гривни тридцать дней, а тогда узнать у них, легко ли в Украине быть студентом? Уверен на сто процентов, что после этого законодательная активность и дееспособность Верховной Рады удивляла бы нас только образцовыми результатами. Возникает логичный вопрос: какой размер стипендии является наиболее оптимальным в рыночных условиях отечественной экономики? Не думайте, что это астрономическая сумма — она состоит из стоимости расходов на элементарные потребности и соотносится с реальными ценами. Транспорт — 20—30 грн. (здесь учитывается городской и междугородный для студентов из других областей), ежедневное питание — 100—150 грн., плата за наем квартиры — 80— 100 грн., о личной жизни и досуге можно забыть. Сложив все это, получим как минимум 200—250 грн. в месяц.
В заверешение хочу высказать такое краткое и, на мой взгляд, сакраментальное мнение: государство, которое не заботится об образовании и благосостоянии молодого поколения, обречено на экономический, промышленный, культурный и духовный упадок. Поэтому проведение ряда преобразований и реформ является залогом быстрой интеграции Украины в европейские и мировые политические структуры.