Накануне выходных в столичном Музее украинского народного декоративного искусства состоялись первые весенние (масляные) вечерницы. Уже третий год подряд в рамках этнического фестиваля «Країна мрій» их организовывает Олег Скрипка. «Чем больше я погружаюсь в наши обычаи и обряды, тем больше восхищаюсь ими, — говорит лидер группы «ВВ». — Знание традиций дает мне ощущение земли под ногами». Место проведения этого собрания — особое. На один вечер раритеты конца XVII — середины ХХ веков: изделия украинских стеклодувов — графины, кувшины, кружки, сахарницы; керамическая роспись Марии Приймаченко; ковры, гобелены и народная одежда стали декорациями к театрализованному действу провода зимы и призывания весны, а также воссозданию обряда «колодки» — символа плодовитости женщин, многодетности семей. «Мне импонирует уже сам тот факт, что вечерницы пустили в один из лучших отечественных музеев, — отмечает поэт и издатель Иван Малкович. — И представленные здесь уникальные экспонаты как будто снова, как и когда- то, стали участниками живой украинской жизни». «Я возмущен, когда музейные учреждения называют местом, где остановилось время, и где повсюду — вековая пыль, — рассуждает директор музея Адриана Вялец. — На самом деле — это современная структура, работа которой должна быть направлена на то, чтобы шагать в ногу с жизнью и ощущать нужды общества».
Хотя круг посетителей вечерниц с каждым разом увеличивается, с некоторыми из них — постоянными — видишься уже как с родственниками. Замечаю художника Петра Гончара и, здороваясь, улыбаюсь в ответ. «Целуйте крест и читайте «Отче наш»... Выясняется, что молитва не единственный «пропуск» на забаву. «Замужем?» — интересуются дальше. И если нет, то к ноге привязывают колодку. Когда-то любовь не была личным делом только двоих. От благополучия браков зависели жизненные, в частности демографические интересы сельской общины. Чтобы пристыдить тех юношей и девушек, которые упустили возможность обручиться перед Великим постом, вначале весны им устраивали «таскание колодки» — куда идешь, везде ее за собой тащишь. Как и в большинстве случаев, здесь также можно было откупиться деньгами, конечно, или чтением стихов, исполнением веснянок или произвольных хореографических «па». Мне же от неожиданности ни одного стихотворения или песни на ум не пришло, так что плачу выкуп гривнями...
Вообще все театрализованное представление, разыгранное фольклорными группами «Гуртоправці», «Володар» и «Серпанок», было построено на идее пробуждения и обновления всего живого через борьбу зимы и весны. Это и установление обрядового деревца, украшенного цветами и увешанного морковью, луком и колбасками; и обход вокруг хаты, и окропление ее Иорданский водой, и развешивание вытынанок-птиц как знак, чтобы пернатые возвращались весной домой. Кстати, в спектакле тесно переплелись языческие и христианские обряды. Нужно сказать, что некоторые сцены действия при участии известного кобзаря Тараса Компаниченко напоминали кадры из какого-то украинского фильма, мне лично — из «Назара Стодоли» по Шевченко.
Российский политолог украинского происхождения Андрей Окара, который часто наведывается в Киев, констатирует, что в Украине почитание своей этнической культуры более очевидно, чем в России великорусской. А это потому, что, по его мнению, сама украинская традиция более мощная, а с другой стороны, Россия более урбанизирована. «Украинская традиция — это не просто мода на этно-декор, — продолжает он, — а она становится частью постиндустриального общества и постмодернистской культуры и при этом не утрачивается ее сакральность». А украинский режиссер Сергей Проскурня подытоживает: «Мне кажется, что Олег Скрипка владеет искусством находить источники, объединять тех личностей, которые частично являются носителями традиции, и использовать свои знания и знакомства, чтобы объединить более широкий круг людей. Как это выглядит на практике? Во первых, в проекте «Країна мрій» есть, например,театральное направление, где возрождаются первичные формы украинского театра. А во-вторых, фольклорные коллективы, которые между собой обычно конкурируют, на его территории — дружат. Когда-то для села вечерницы как раз и были процессом гармонизации отношений. Это этика, которая становилась искусством, и наоборот искусство, которое излучало изнутри этику. На этом потом строились и украинская драматургия, и высокая академическая культура».