Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Знающий или мыслящий?

Образовательные подходы в Украине требуют переосмысления
3 ноября, 1996 - 20:16

Представления о том, каким должно быть образование, о подходах к овладению знаниями и их применению, непрерывно дополняются и уточняются. Быстро меняется сам мир, поэтому ведущие образовательные центры, пытаясь подстроиться под его все более динамичный ритм, совершенствуют свои методики. Ведущая роль в этом стремительном хаотическом потоке современности принадлежит самообразованию. Без овладения ее основами любые учебные программы и планы, университетские студии могут оказаться лишенными смысла.

Выбирая собственный проект развития, украинцы прибегают к различным образовательным формам. Кто-то не прекращает верить в отечественную образовательную модель, отдавая преимущество украинским вузам. Кто-то принципиально предан заграничной образовательной практике. Единицы имеют возможность сравнить украинский и заграничный подходы.

Колонкой директора по связям с общественностью и коммуникациям компании «Систем Кепитал Менеджмент» Натальей Емченко мы открываем цикл материалов тех личностей, которые готовы аргументированно поделиться собственным образовательным опытом, который оказался эффективным или на уровне личностного карьерного роста или даже на общегражданском уровне.

Зависит ли качество образования от его «географических координат»? Что такое качественное образование и как ее получить? Приглашаем к разговору экспертов ([email protected]).

Я окончила Донецкий национальный университет более 10 лет назад. Возвращаясь к моему личному опыту обучения в этом вузе, могу сказать, что огромный массив информации о принципах работы банковской системы, о принципах функционирования фондового рынка, о базовых принципах учета, об анализе экономической эффективности не содержал практически какого-либо действенного инструментария. Более того, он не был подкреплен большим количеством практических занятий, и как я сейчас ощущаю, был достаточно поверхностным. И нас этому учили пять лет...

«МАСТЕР СПОРТА» С ДОВЕРИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Одно из фундаментальных отличий украинской системы образования от западной (британской включительно) состоит в том, что международное образование предусматривает наличие не только вузов, но и большого количества специальных — вневузовских — программ с очень высоким уровнем доверия работодателей. К примеру, АССА (Ассоциация Привилегированных Сертифицированных Бухгалтеров). Это не курсы повышения квалификации, а именно полноценные программы, с набором дисциплин, предметов, которые обязательно нужно выучить и сдать. АССА позволяет пройти полный курс и сдать все экзамены (всего их 14) за три года. Разумеется, при условии достаточно интенсивного обучения.

Проведу аналогию со спортом: для того, чтобы стать мастером спорта, совершенно не обязательно состоять в каком-то конкретном спортивном обществе, нужно просто сдать определенный набор нормативов и получить разряд (от детских и юношеских до мастера спорта).

Если рассматривать программу АССА в плане обучения, то это не просто дистанционное, это, в первую очередь, — самостоятельное обучение, результатом которого является сдача экзаменов. Программа дает возможность приобрести учебники, и этим вклад собственно ACCA в подготовку к экзаменам ограничивается. При этом существует организация АТС, на курсах которой можно подготовиться к сдаче экзаменов АССА. Вот именно на этих курсах студенты и учатся, занятия там ведут преподаватели со всего мира, которые дважды в год по две недели начитывают курс лекций, а затем в течение всего периода обучения доступны для общения по телефону либо электронной почте. Именно эта возможность общения с преподавателями в течение года несет особую ценность. Сегодня АТС путешествует вслед за «большой четверкой» (крупнейшие в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги: PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG), все сотрудники которой в обязательном порядке сдают экзамены по программе АССА.

Кстати, об экзаменах. Система сдачи экзаменов по программе АССА крайне проста: они проводятся синхронно по всему миру, в один день, по одним и тем же материалам. На выходе — результат, достоверный на 100%, поскольку все работы собирают и отправляют в Лондон, проверяют их также только в Лондоне. Повлиять на результат либо обжаловать его попросту невозможно.

«ГЛУБИНА» И «ПЛОЩАДЬ» ЗНАНИЙ

Качество любого образования зависит по большому счету от двух вещей: от его содержания и используемых методов, причем их влияние на конечный результат я бы оценила как 50/50. Здесь я бы хотела сфокусироваться именно на методах и подходах, оставив за скобками содержание.

Итак, отличия.

Во-первых, цели и задачи. У украинского и западного образования цели одни и те же, а вот задачи разные. Главная задача западного образования — подготовка не только знающих, но, прежде всего, мыслящих специалистов, способных к дальнейшему самообучению и саморазвитию. У нас же основной упор делается на то, чтоб снабдить студентов информацией, дать им знания.

Во-вторых, интерактивность. Это основополагающий принцип западной системы образования. Преподаватель и студент активно взаимодействуют, поэтому преподаватель на Западе не столько «лектор» для целого потока, сколько «тьютор», научный руководитель, наставник для каждого студента. Отсюда — определенные требования к его квалификации. Тьютор должен быть не только настоящим специалистом в своей области знаний, он еще обязан обладать особыми навыками и умениями в коммуникациях, использовать новейшие технологии и источники информации, уметь работать индивидуально с каждым студентом.

В-третьих, учебное время. Общее «учебное время» в западных университетах включает несколько компонентов, причем аудиторная нагрузка составляет примерно 20—25% учебного времени. В итоге, на чтение литературы, подготовку письменных работ, самостоятельные исследования и подготовку к экзаменам отводится гораздо больше времени, чем на лекции, практикумы и занятия с преподавателями. Например, в Великобритании студент проводит в аудиториях (включая лекции, тьюторские занятия, практикумы, контрольные и т. п.) в среднем 16 часов в неделю, в Украине же — около 40 часов. В результате наши студенты не умеют работать самостоятельно, не умеют ставить перед собой цели и задачи, не являются сложившимися профессионалами.

В-четвертых, письменные работы. На Западе на самостоятельную работу студентов отводится так много времени еще и потому, что в эти часы студенты готовят свои письменные работы (essays), и эта часть учебной деятельности является одним из основных элементов образовательного процесса, поскольку развивает мышление, логику, аналитические способности. К слову, такой подход точно не новация в чистом виде, ведь в переводе с латыни «студент» означает «самообучающийся». Письменные работы, экзаменационные работы и осуществляемое на их базе общение преподавателя со студентами — основа подготовки самостоятельно мыслящих специалистов, способных к дальнейшему самообучению и саморазвитию.

В-пятых, умения и навыки. Западное образование нацелено на то, чтоб дать своему студенту помимо массива информации конкретные профессиональные инструменты для решения конкретных задач. Украинское же образование, к сожалению, предполагает абсолютную необходимость дать широчайший спектр знаний. Причем речь идет не о глубине, а именно о «площади» этих знаний.

Резюмируя вышеперечисленное, можно провести аналогию с вождением автомобиля. Выпускники западных вузов и программ в своей Alma Mater учатся водить машину, причем реальную машину в различных реальных ситуациях. В наших же вузах дают базовое представление о том, как выглядит машина, и какие возможности по ее управлению существуют в принципе, в лучшем случае — показывают автомобиль и дают подержаться за руль. Но водить машину наши выпускники начинают только после того, как покидают стены вуза, зачастую — проведя несколько лет на пассажирском кресле, если повезет, то рядом с водителем, но, как правило — у него за спиной.

«ПЕРЕКЛЮЧИТЬ» СОЗНАНИЕ

Сегодня очень важно изменить сознание, «переключить» его и понять, что учеба — это не только знания, но и умения и навыки. Мои общие рекомендации по этому поводу заключаются в следующем:

Первое — умения. Работайте над собой. Умение самостоятельно учиться, искать, систематизировать и анализировать информацию, умение управлять своим временем и т.д. являются абсолютно необходимыми атрибутами современного успешного специалиста.

Второе — навыки. Уделяйте особое внимание развитию в себе практических навыков — в риторике, публичных выступлениях, работе в команде, проведению презентаций, ведению переговоров и т.д.

Третье — знания. Даже если вы не готовы определиться со специальностью сразу после школы, но хотите учиться дальше — получайте качественное базовое высшее образование. Для молодых людей с техническим складом ума — математическое, для гуманитариев — возможно, иностранные языки и филология. После получения степени бакалавра можно сделать более осознанный выбор специальности и продолжить образование, поступив в магистратуру.

Четвертое — наставник. Ищите наставника, тьютора, человека, который поможет выстроить план персонального развития, вовремя подскажет путь, по которому нужно двигаться, обозначит направления, «нарисует» дорожную карту. Это, наверное, самое важное, но и, надо признать, самое сложное в моем рецепте хорошего образования.

О РАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Под «самосовершенствованием» я понимаю, скорее, персональный план развития, который должен иметь каждый. Самосовершенствование ради самосовершенствования я не понимаю и не признаю. Я считаю, что человек должен работать над собой, четко понимая, зачем он это делает, другими словами я всегда ищу для себя четкую и рациональную мотивацию. Но Работать над собой нужно непрерывно, в течении всей жизни. Потому что в современном мире без непрерывного движения вперед на протяжении всей жизни успех практически невозможен.

СПРАВКА «Дня»

Наталья ЕМЧЕНКО, директор по связям с общественностью и коммуникациям компании «Систем Кэпитал Менеджмент». В 1998 году окончила Учетно-финансовый факультет Донецкого национального университета. После прошла курс обучения по британской программе АССА (Ассоциация Привилегированных Сертифицированных Бухгалтеров). Должность директора по связям с общественностью и коммуникациям компании «Систем Кэпитал Менеджмент» занимает с 2006 года.

Наталья ЕМЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ