Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Золотое» время потребителя

Можно ли будет вернуть в магазин купленные... драгоценности?
8 февраля, 2005 - 20:29
ЧАСТО УВЛЕЧЕНИЕ ЗАЩИТОЙ СВОИХ ПРАВ ПРИВОДИТ ПОТРЕБИТЕЛЯ К НАРУШЕНИЮ ПРАВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. КАК УТВЕРЖДАЮТ ЭКСПЕРТЫ, БЫВАЕТ ДАЖЕ, ЧТО УКРАИНЦЫ ПЫТАЮТСЯ СБЫТЬ НАЗАД В МАГАЗИН ОБУВЬ, КОТОРУЮ НОСИЛИ ВЕСЬ СЕЗОН / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Как известно, человеку свойственно менять свои решения. В особенности, когда это касается покупок. Стоит приобрести серьги с рубинами, как тут же в соседнем магазине встретятся другие, более симпатичные, к тому же дешевле. До недавнего времени с таким положением вещей оставалось лишь смириться. И вот в конце прошлого года Кабинет Министров принял постановление о поправках к Закону «О правах потребителя». Оно разрешает в течение двух недель со дня покупки вернуть приобретенные ювелирные изделия назад, в магазин. С 1 января 2005-го постановление вступило в силу. Тем не менее, до сих пор еще никому не удалось ни обменять, ни вернуть драгоценности.

Дело в том, что, ознакомившись с текстом постановления в конце декабря, ювелиры нашли его недоработанным. Ассоциация ювелиров Украины тотчас отправила в Кабинет Министров письмо с возражениями. «Тот, кто вносил это постановление, недостаточно изучил тонкости ювелирного производства и тонкости розничной ювелирной торговли, — объясняет исполнительный директор Ассоциации Григорий Мажаровский. — Драгоценные металлы и камни — это все-таки не мебель и не обувь». Главное принципиальное отличие драгоценностей от обуви в данном случае — цена и невозможность определить подлинность без специальной экспертизы. «Если кто-то возьмет бриллиантовое колье просто для того, чтобы покрасоваться в нем вечер, это еще ничего, но ведь взамен изделия могут вернуть фальшивку!» — говорит Григорий Мажаровский. Этот возврат должен проводиться именно в пунктах продажи, где работают обыкновенные продавцы, а не эксперты. Они, понятное дело, не способны определить на глаз — тот ли бриллиант им пытаются вернуть. Постановление не предусматривает процедуру возврата, каким образом и за чей счет должна проводиться экспертиза. Именно поэтому, несмотря на поинформированность ювелиров и действительность постановления, обмен и возврат не происходят на практике.

К слову, наш потребитель имеет далеко не ангельский характер и нередко злоупотребляет своими правами. Как рассказывает начальник отдела контроля за промышленными товарами Управления по защите прав потребителя Екатерина Рожко, чаще всего украинцы пытаются сбыть назад в магазин обувь, которую носили весь сезон. Пока гарантия не закончилась. Магазин, правда, может отдать обувь на экспертизу, которая решит: страдают ли сапоги производственным дефектом или же были «безжалостно» изношены клиентом. Кстати, в управлении о новом постановлении не знали. Тем не менее выразили уверенность: раз такой закон существует, ювелиры будут неукоснительно его выполнять. «Хотят они или не хотят, — говорит Екатерина Рожко, — а закон есть закон».

Ювелиры же, тем временем, делают все возможное для того, чтобы аннулировать постановление в его сегодняшнем виде. «Мы пытаемся разъяснить все профессиональные тонкости вопроса, — рассказывает Григорий Мажаровский, — указ Кабинета Министров вышел без проработки специалистами отрасли, а нужно было нас позвать, послушать наше мнение и сделать вывод — хотим мы просто увильнуть от неудобного постановления или проект действительно не слишком удачный».

Автор проекта, начальник отдела потребительской политики Госпотребстандарта Вера Симячко, убеждена: проблем с постановлением возникать не должно. «У нас не так много людей, которые могут позволить себе покупать драгоценности, и кто может — не станет этим злоупотреблять». Что же касается возможности подделки, то В. Симячко предлагает ювелирам самим защищать свой бизнес. Например, запаивать ценности так, чтобы покупатель или мошенник потом не смог восстановить целостность упаковки. Это должно защитить от всевозможных злоупотреблений. Правда, это не защищает потребителя, а наоборот, лишает его возможности еще раз «обнюхать» товар и сделать окончательный выбор. Еще один совет — брать на работу только «настоящих ювелиров», которые отличают драгоценные камни от подделок. Кроме того, В. Симячко высказала предположение о фальшивости товара в принципе: «Вот вы можете быть уверенны, что вам продали в бутике золото? Я в этом совсем не уверенна... В общем, мое ведомство защищает права потребителя и будет защищать их до конца».

Потребителям же в основной их массе не известно об открывающихся перед ними горизонтах. Но люди знающие, понятное дело, обрадовались возможности две недели поносить бриллианты без ущерба семейному бюджету. И можно себе только представить, как обрадовались мошенники, специализирующиеся на подделывании драгоценных камней. Пока еще не совсем понятно, чем закончится история с этим постановлением. Дело в том, что в вынесении вердикта должны участвовать министерства — финансов, экономики и юстиции, которые на данный момент находятся в стадии обновления. Но ювелиры надеются на свои права, а Госпотребстрандарт — на потребительские. Кроме того, сейчас в разработке находится новый проект Закона «О защите прав потребителя», и все поправки, равно как и отмена поправок, просуществуют ровно до его вступления в права.

К слову, украинцы очень неравнодушны к ювелирным изделиям. Сегодня в нашей стране за один месяц перерабатывается столько благородного металла, сколько несколько лет назад за один год. В 2004 году клеймение прошли 45 тонн ювелирных изделий, против 30 тонн в 2003 году. Из драгоценных камней наиболее популярен бриллиант — король среди своих сородичей. К тому же ювелирная отрасль отражает и любовь наших сограждан к астрологии — редко кто покупает камень, перед тем не заглянув в гороскоп. По-видимому, ювелирным магазинам было бы выгодно держать у себя не только эксперта, но и астролога.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ