Среди разнообразия творческих форумов, которые, несмотря на отсутствие нужного финансирования, все же проводятся в Украине, Международный театральный фестиваль «Золотой Лев», уже в шестой раз проходящий во Львове, является одним из наиболее давних и наиболее примечательных (он основан Ярославом Федоришиным в 1989 году, проходит он в октябре раз в два года). Кроме, собственно, конкурсной программы, афишу Фестиваля всегда украшали спектакли признанных мастеров, среди которых наиболее частыми гостями стали бывший львовянин, а теперь законный житель Москвы Роман Виктюк и литовец Римас Туминас.
Впрочем, конкурса на нынешнем фестивале не было. Международное жюри слишком обременило бы его и без того дефицитный бюджет (Минкульт «Золотого Льва проигнорировал, минимальные средства на его проведение поступили из местного бюджета и от спонсоров). Обошлось на этот раз и без представления Туминаса, который со своим театром поехал в Петербург на «Балтийский Дом», театральный фестиваль, не знающий нашей нищеты и для нас же характерного невнимания со стороны государственных мужей. Уважаемый же в Львове Роман Григорьевич представил на суд земляков новую редакцию «Нашего Декамерона» Эдварда Радзинского. Написанная больше десяти лет тому назад специально для Виктюка пьеса рассказывает о проложенной страданиями дороге к счастью наших «интердевочек». Провинциальная проститутка Маша, пройдя школу жизни в московских интуристах, в конечном итоге вышла замуж за негра Мишу и стала королевой маленькой полудикой африканской страны. Ее встреча с матерью и бывшими любовниками происходит уже в свободном от сексуальной неудовлетворенности мире, поскольку Машу, то есть королеву Элизабет, как она сама себя нарекла, расстреляли террористы. В течение всего спектакля вышколенные, энергетически заряженные Виктюком актеры держат зал в напряжении, демонстрируя свою психическую и физическую пластичность. Однако ожидаемого катарсиса не происходит, поскольку весь пафос спектакля направлен против вождей бывшего Союза и нынешней России, чьи портреты красуются на сцене. Какое нам дело до вождей, если вместе с ними наши проблемы не умирают?
Не избежал искушения осовременить пьесу Николая Кулиша «Маклена Граса» и Федор Стригун. В поставленном им в Тернопольском театре им. Т. Шевченко спектакле конфликт между «трудом и капиталом», как и в советские времена вульгарной социологии, сведен до уровня классовой борьбы. Свое несогласие с законами пещерного капитализма, который сейчас с комсомольским запалом внедряют в нашу жизнь вчерашние верные марксисты-ленинцы, можно шумно декларировать на сцене или на площадях, а можно тихо, без лишних слов отказаться от исповедуемых агрессивным обществом ценностей и способа жизни. Это тихое неповиновение, которое проявляется в игнорировании кем-то навязываемых норм и принципов (сейчас они просматриваются в рекламных слоганах), подорвет силу и авторитет самозванных хозяев жизни больше, чем политические митинги и похожие на них спектакли . Хотя нынешняя афиша «Золотого Льва» предлагала не только политагитки. Киевские театры представили на суд львовян наиболее выразительные спектакли прошлых сезонов, среди которых франковский «Отелло», «Геда Габлер» и «Лев и Львица» Молодого театра, «Морфий» недавно открытого театра «Свободная сцена». Самый большой успех был у «Гамлета» Андрея Жолдака, благодаря которому харьковские актеры театра им. Т. Шевченко «фестивалять» не только по Украине, но и за границей, и двум певицам — Виктории Хане и Марьяне Садовской, которые исполняя в спектакле «Сначала была песня» старинные еврейские и украинские песни, напоминают зрителю, что за внешней непохожестью культур и традиций кроются общие для всех людей желания, мысли и чувства.
Следующий «Золотой лев», при благоприятных, конечно, социально-экономических условиях, обещает вернуться на уютные улицы старинного галицкого города через два года.