Сейчас у всех на устах вопрос о земле. Всем хорошо известно, что реформы в аграрном секторе экономики идут в нашей стране в ползучем режиме уже не один год, а вернее с 1992 года. И вот сейчас Президент Украины сделал решительный, практически завершающий шаг, способный в корне изменить ситуацию и решить столь важную для жизнедеятельности державы проблему. Вдумываясь в суть пунктов указа Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению аграрного сектора экономики», знакомясь с ходом его всенародного обсуждения, приходим к выводу о том, что данным Указом Леонид Кучма реально удовлетворяет извечное стремление человека, работающего непосредственно на земле, владеть ею, реализует то, что «по жизни» давно обещано большевиками, а именно важнейшую составляющую их лозунга 1917 года «Мир — народам! Фабрики — рабочим! Земля — крестьянам!».
И действительно, идеи указа революционны, а сам он исторический. В нем заложен огромный потенциал, хотя назвать указ своевременным нельзя. Он запоздал, как минимум, на несколько лет. Подавляющее большинство коллективных сельскохозяйственных предприятий сегодня являются убыточными и имеют большие долги. Их технические средства почти полностью изношены. Они испытывают острый недостаток в минеральных удобрениях, в широком спектре средств защиты растений, топлива и горюче-смазочных материалов. Повсеместно отмечается пренебрежение передовыми технологиями и приемами научно обоснованных севооборотов. То есть налицо резкое падение культуры земледелия, что в целом привело к невозможности проведения комплекса технологических приемов в процессе выращивания многих сельскохозяйственных культур (в том числе и сахарной свеклы), а отсюда — низкие урожаи, большая себестоимость сельскохозяйственной продукции, высокие цены на продовольственные товары и т. д.
К сожалению, движение аграрной реформы затормозилось на полпути. Разделение земель и имущества, преобразование колхозов в КСП с сохранением коллективной собственности не смогли повысить экономическую заинтересованность крестьян в развитии эффективного производства. В такой ситуации назрела необходимость принятия кардинальных решений по ускорению аграрной реформы в стране, применению ряда нормативно-правовых актов, направленных на решение важных социально-экономических проблем развития сельскохозяйственного производства на данном этапе перехода к рыночным экономическим отношениям на селе. Этим обуславливается исключительно важное значение упомянутого указа Президента Украины, который предусматривает урегулирование ряда существенных правовых норм дальнейшего реформирования аграрного сектора экономики на принципе частной собственности на землю и имущество.
Крестьянам предоставляется право на свободный выход из коллективных сельхозпредприятий с принадлежащими им земельными участками и имущественными паями. На их основе они могут организовать частные или частно-арендные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества и другие производственно- правовые структуры с широким использованием арендных отношений. Особенно важным в указе является забота о сохранении, по возможности, целостного хозяйственного использования частными формированиями на основе аренды земли и имущества, которые находятся в коллективных сельскохозяйственных предприятиях. В таких условиях обеспечивается оптимальная организация производства, рациональная его специализация с учетом региональных особенностей хозяйствования. В указе сделан акцент на необходимости подписания договоров при передаче владельцами земельных участков и имущественных паев в аренду частным, частно-арендным или другим хозяйственным структурам с обязательным применением арендной платы.
Указ Президента предусматривает систему мер по завершению формирования инфраструктуры аграрного рынка, в частности организации товарных бирж, оптовых рынков, агроторговых домов, заготовительных кооперативов, аукционов и др. С их помощью должна обеспечиваться реализация всех видов агропромышленной продукции и поставки товаропроизводителям необходимых материально- технических ресурсов и сырья. В связи с этим следует подчеркнуть особое значение указа для развития внутреннего и внешнего рынков продовольствия, в частности рынка сахара, так как это касается непосредственно деятельности свеклосахарного производства. А эта проблема, как известно, имеет существенное влияние на развитие всего агропромышленного комплекса Украины. Следует обратить внимание еще на одну существенную особенность указа. Им впервые предусматривается отображение в балансах этих сельскохозяйственных структур стоимости земли, которая находится в их собственности, что свидетельствует о реальном осуществлении перехода аграрного сектора к рыночной экономике.
Вполне понятно, что указ Президента не обеспечивает урегулирования всей гаммы проблем, составляющих суть интенсификации аграрной реформы в Украине. Его вектор направлен на решение самых актуальных вопросов, которые касаются каждой крестьянской семьи, каждого трудящегося оскудевших полей и ферм нашего государства.
Село с нетерпением ждет решения давно наболевшей проблемы, связанной с обеспечением экономически обоснованного межотраслевого эквивалентного обмена. В обеспечении продовольственной безопасности государства особое значение приобретает совершенствование ценовой политики в агропромышленном производстве. Не менее важна и организация стимулирующей налоговой и кредитной политики в развитии сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей АПК. С принятием указа Президента украинское крестьянство получает надежду на будущее, на экономическое и социальное возрождение деревни.
Предложенная Президентом реформа аграрного сектора хороша не только потому, что она социально направлена и рыночно ориентирована, а прежде всего потому, что она экономически взвешена: КСП сейчас дают только треть валового производства аграрной продукции, в то время как 15% частных сельхозугодий дают 60% совокупного агропродукта. Экономические выгоды очевидны.
Мы не касаемся вопроса конституционности данного указа. Для нас главное, что предложенному варианту проведения реформ в АПК не существует альтернативы. Но в то же время нас очень беспокоит, достаточно ли отведенного указом времени для проведения в жизнь столь решительных и масштабных преобразований?
К примеру, как быть с дебиторской и кредиторской задолженностью бывших КСП? Наше беспокойство основано на том, что вопрос правопреемственности долгов КСП, в первую очередь за поставленные им материально-технические ресурсы, не урегулирован в законодательном плане. Долги КСП значительны как перед государственными, так и перед негосударственными структурами. Ни для кого не секрет, что вряд ли будущие собственники колхозного имущества и земли будут в восторге, если получат их со всеми долгами КСП. Маловероятно, что это пробудит крестьянскую инициативу.
Мы не призываем к тому, чтобы огульно списать, если так можно выразиться, с новых частнособственнических производителей сельхозтоваров задолженности по кредитным обязательствам, переходящим к ним от соответствующих КСП. Но это одна из острейших проблем, которая требует комплексного правительственного решения. Одним из вариантов такого решения может быть передача в долгосрочную аренду сельскохозяйственных угодий, ранее принадлежавших реорганизуемым КСП, в пользу кредиторов в счет погашения задолженности таких КСП по полученным материально-техническим ресурсам.
Применительно к СП «Укрінтерцукор», которое в рамках кредитных средств, предоставленных немецкой стороной под гарантии Кабинета Министров Украины, завозит на ее таможенную территорию крайне необходимые сельскохозяйственным предприятиям и сахарным заводам материально-технические ресурсы для выращивания сахарной свеклы — это важнейший вопрос, определяющий его жизнедеятельность. СП в течение 4-х последних лет завезло сельскохозяйственную технику (1167 единиц), средства защиты растений (более 1 млн. литров), высококачественные семена сахарной свеклы (150 тыс. посевных единиц). Оно завозит и использует их на договорных условиях в процессе общего производства с 253 свеклосеющими хозяйствами и 54 сахарными заводами, которые территориально расположены в 17 областях Украины. Однако только по СП «Укрінтерцукор» общая задолженность со стороны сельхозпредприятий — его партнеров — превысила 140 млн. гривен, что в пересчете на сахар составляет более 100 тыс. тонн. Эти средства должны поступить в государственный бюджет, так как изначально (по Закону «О бюджете») они его формируют, и нам приходится брать кредиты, чтобы погашать текущую задолженность.
К сожалению, суммы задолженности по кредитам нельзя назвать фиксированными, особенно если кредитные средства были взяты в иностранной валюте. Пример СП «Укрінтерцукор» — тому свидетельство. Дело в том, что на день утверждения в правительственных структурах проекта выращивания сахарной свеклы в Украине по прогрессивной технологии (а в целом на момент получения соответствующего валютного кредита) курс гривни к немецкой марке составлял 0,71 грн./DМ, тогда как в настоящее время этот курс составляет 2,83 грн./DМ. Таким образом, для того, чтобы своевременно и в необходимом объеме осуществлять расчеты с государственным бюджетом, СП «Укрінтерцукор», во- первых, необходимо (хотя бы теоретически) получать от своих сельскохозяйственных партнеров по проекту сельскохозяйственную продукцию в объеме почти в 3,5 раза большем, чем это программно предусматривалось. А это, к большому сожалению, в катастрофических условиях хозяйствования большинства сельхозтоваропроизводетелей — должников СП «Укрінтерцукор» практически невозможно.
С другой стороны, реальная эффективность взысканных с должников гривневых сумм относительно пропорциональности погашения валютной части задолженности СП «Укрінтерцукор» перед государственным бюджетом является на сегодня также в 3,5 раза меньшей, чем предусматривалось предварительными расчетами. Таким образом, рост курсовой разницы бьет не только по СП «Укрінтерцукор», но и по сельхозтоваропроизводителю, непосредственно работающему на земле. К сожалению, проблемы, связанные с курсовой разницей, со временем только обостряются, и как покрывать набегающие таким образом суммы и за счет чего это делать, неизвестно. Думаем, это должно беспокоить не только сельхозтоваропроизводителей, взявших валютные кредиты, но и исполнительную власть, которая также причастна к углублению финансово-экономического кризиса в стране.
Применительно к экономической ситуации, создавшейся на селе, часто приходится слышать о губительном действии на агросектор диспаритета цен на промышленные и продовольственные товары. Но следует вспомнить, кем эта губительность создается. Разве это, в своей основе, не результат деятельности коммерческих структур, поставляющих прежде всего топливо и другие энергоносители? Разве не банковские структуры своими непомерно высокими процентными ставками по кредитам делают сам производственный процесс абсурдным? Это что, не результат неконсолидирующей деятельности исполнительной власти?
Для всех очевидно, что обязательным условием решения поставленной Президентом задачи является формирование нормальных экономических отношений на селе. Здесь непочатый край работы. Это и ипотечные банки, и аграрные биржи, и созидательный интерес отечественного банковского капитала к развитию аграрного сектора, и многое другое. Хочется верить, что новый премьер-министр Украины В. А. Ющенко и его команда не только понимают необходимость создания эффективных экономических отношений на селе, но и имеют рыночное решение этой задачи.
Как бы параллельно с обсуждением норм Указа Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению аграрного сектора экономики» обсуждается неизвестно кем брошенный тезис о том, что указ издан не для того, чтобы покончить наконец-то с КСП. Авторы этого тезиса в целом согласны, что современное товарное производство должно быть концентрированным, пусть даже на основе частной собственности на землю. Они предлагают свой путь решения: пусть нынешние колхозники (теперь уже в виде арендодателей) сформируют за счет своих паев как бы арендное КСП. Естественно, такие арендодатели в надежде на получение высоких дивидендов, должны будут передать свои земельные паи в управление такой структуре, которая по нашей старой традиции возглавляется «известными, хорошо проявившими себя, грамотными специалистами и организаторами колхозного движения». А в результате, наш «опаеванный» колхозник получит то же, что и в значительной степени отодвинутый от управления производством и от результатов собственного труда «осертификованный» рабочий и служащий ИТР. То есть крестьянство снова попадет в зависимость от председателей колхозов, но уже не в номинальную, а фактическую. Это не должно произойти!
Есть еще один аспект — аспект внешнеэкономической направленности хозяйственной деятельности агросектора Украины. Данный указ Президента в значительной мере должен повлиять на эту важнейшую составляющую экономического процесса, если, конечно, Украина (в недавнем прошлом житница континентов) не возьмет курс на самодостаточность производства сельхозпродукции, то есть на производство в объемах ее собственного потребления.
Мы еще имеем шанс вернуть лидирующие позиции, в первую очередь на продовольственных рынках стран СНГ, которые на сегодня практически нами бездарно утрачены. Это потребует значительных усилий и новых подходов не только со стороны агросектора, но и служб, реализующих курс Президента в области внешнеэкономической деятельности. Потребуется принятие комплексных взвешенных решений. Но кто их будет выполнять? Министерство иностранных дел решает задачу по экономизации внешней политики. В то же время ликвидируется, не просуществовав и 8 лет, министерство, непосредственно отвечающее за развитие внешних экономических связей страны. В целях подъема экономики любая развивающаяся страна (как показывает практика) вынуждена форсированно развивать свой внешнеэкономический фактор. Какими же силами намерены делать это мы? Силами вторых секретарей посольств и «кооптированных» в них бывших народных депутатов? Других исполнителей пока не видно, так как министерство экономики в его новом реформированном варианте будет настолько укрупнено, что вряд ли будет управляемо.
Беспокоит и сжатый срок проведения рыночных преобразований в АПК. Ведь срок исполнения президентского указа совпадает с началом весенне-полевых работ, и очень хотелось бы, чтобы отвлеченность крестьян на организационно-бюрократическое решение поставленной задачи не сорвала выполнение самих весенне-полевых робот и не явилась причиной неурожая в 2000 году, что, по сути, будет злом. Злом, могущим привести к еще большему — к отторжению в умах народов Украины самой сути рыночных преобразований, что в конечном счете отодвинет Украину от процветания и благополучия еще на многие десятки лет.
В заключение особо следует подчеркнуть, что указ Президента «О неотложных мерах по ускорению аграрного сектора экономики» еще раз убеждает, что для исполнительной власти независимой Украины поднятие ее сельского хозяйства является вопросом приоритетным. Естественно, на этом пути есть много сложностей и много проблем, но мы верим, что данный указ — это тот золотой стыковочный костыль, который цементирует деятельность всех тружеников аграрного сектора на пути к утверждению рыночных отношений на селе.
Евгений ИМАС,
президент СП «Укрінтерцукор»,
заслуженный экономист Украины,
чл.-кор. УАННП,
Валерий КРАВЧЕНКО,
член Наблюдательного совета ТПО «Цукор Фінанс»,
в 1991—92 гг. министр внешнеэкономических связей,
академик УАННП