Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зона детского отчуждения

Под угрозой — личностное развитие детей, обреченных на клеймо «чернобыльские»
12 августа, 1998 - 00:00

Атомная электростанция в воображении пятилетней девочки черно-коричневого
цвета, с абсолютно черным небом, бесплотными серыми фигурками людей и комментарием:
«Все умерли»...

Для рисования почти все дети использовали темные цвета, вокруг не было
ничего живого, станция существовала как будто сама по себе. Исследователей
удивило не только сходство детских рисунков, но и особенность использованных
символов: кресты, решетки, столбы с колючей проволокой, череп с костями,
надписи «Опасность!», «Атом!», «Газ!». Как оказалось, именно словосочетание
«атомная станция» актуализировало у детей скрытую тревогу. Но ведь этот
эксперимент был проведен через четыре года после трагедии среди шестилеток,
фактически ничего не знавших о чернобыльской беде. «Какой же силы достигли
переживания у тех, кто живет рядом с Чернобылем? — говорит Светлана Тищенко,
ведущий научный сотрудник Института психологии им. Г.Костюка АПН Украины.
— Относительно наших детей продолжается страшный естественный эксперимент.
Они ежедневно подвергаются необратимому воздействию травмирующих психику
факторов». В течение трех последних лет психологи — члены рабочей группы
Института психологии им. Г.Костюка АПН Украины, работавшей под руководством
академика Александра Киричука, — исследовали шесть тысяч детей в возрасте
от 5 до 17 лет, проживающих в загрязненных регионах Украины (частично о
предварительных итогах масштабного исследования «Чернобыль — детям» «День»
уже сообщал читателям). По полученным данным, 80% детей имеют низкий и
средний уровни развития, но под влиянием стрессогенных факторов, утверждают
исследователи, у детей нарушена наиболее уязвимая структура личности —
система эмоционального отношения к миру, чувство психологической защищенности,
что провоцирует повышенную обидчивость, неуверенность в себе, конфликтность
и другие деструктивные проявления.

ЖИЗНЬ В ДОМЕ С ЧЕРНЫМИ ОКНАМИ

«Что может причинить вред, внушает страх даже тогда, когда не вредит?»
— спрашивали исследователи у младших школьников Житомира и Миргорода. В
первом случае ответ был однозначным: атомная электростанция. Большинство
полтавских детей ответили, что это может быть бормашина. Правда, в другом
их мнения совпали. «Погорелец боится огня, искусанный — собаки, а пострадавшие
от чернобыльской аварии?..» ...«Наверное второй чернобыльской аварии»,
— считают дети из обеих «частей» Украины. «В подсознании детей, — рассказывает
Светлана Павловна, — присутствует зловещее ожидание новой атомной беды,
о которой сегодня никто из взрослых как будто и не говорит, но и не исключает
ее возможности». При помощи сложных методов психологического исследования
был обнаружен угрожающий предвестник процесса разрушения психического здоровья
ребенка — потеря положительного самовосприятия. Причина этого угрожающего
процесса лежит в накопленных детьми неосознанных переживаниях и страхах,
которые начинаются с частых простудных заболеваний, а заканчиваются унифицированным
родителями объяснением всех бед: «Это следствие Чернобыля...»

«ХОЧ НЕМА РАДІАЦІЇ В КРАЇ ЧУЖІМ, ХЛІБ ТАМ НІКОЛИ НЕ СТАНЕ СМАЧНИМ»

«А может лучше чужая сторона: там «чистые» продукты, хлеб и вода»? Семилетний
Виталий задумался, какой ответ теста выбрать. Для него они одинаково страшны.
Еще большее эмоциональное напряжение возникало у детей, когда речь заходила
о здоровье. «О радиации я и слушать ничего не хочу, потому что это «плохое»,
— сказал шестилетний Олег, когда прочитал предложение с «этим» словом.
— «Оно вызывает болезнь». «Какую?» — удивился экспериментатор. «Чернобыльскую».
«Как это ни парадоксально, именно отрицательные переживания делают детей
более взрослыми, приближая их к пониманию таких ценностей, как «теплые
эмоциональные отношения с близкими», «согласие в семье», «хорошее здоровье»,
«верность дружбе», — объясняет Светлана Тищенко.

ЧЕРНОБЫЛЬ — ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ ОПУХОЛЬ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

«При воздействии малых доз радиации на ребенка и его родителей, при
отсутствии явных генетических патологий, мы имеем дело с фактором, вызывающим
патологию в психофизиологических системах, — рассказывает М.Чепа, заведующий
лаборатории общей психологии Института. — Экспериментальные факты исследования
доказали, что наиболее благоприятной к радиационному влиянию оказалась
часть мозга, контролирующая состояние нервной системы в соответствии с
изменениями окружающей среды, создающая готовность к действию, регулирующая
функции внимания». Возможно поэтому, 75% исследованных детей-шестилеток
показали низкий уровень произвольного и непроизвольного запоминания. У
68% — возникли трудности с концентрацией, переключением, распределением
внимания, у 62% — низкий уровень сформированности мыслительных операций.

ПОД УГРОЗОЙ ЛИЧНОСТЬ

По словам руководителя рабочей группы академика Александра Киричука,
значительным деформациям подверглись все сферы детского развития. С точки
зрения норм физического развития исследуемые дети показали низкие адаптивные
возможности к высоким психическим, интеллектуальным, эмоциональным нагрузкам.
Они быстро устают, с трудом ориентируются, переключают внимание. Дети не
умеют познавать свой организм, у них практически отсутствует потребность
в здоровом образе жизни. «В сфере социального развития, — рассказывает
Александр Васильевич, — дети проявляют странную уступчивость по отношению
к давлению извне, отсутствие собственной позиции. А это — благоприятная
почва для алкоголизма, наркомании, детской преступности. Значительно снижены,
по сравнению с детьми, проживающими в «чистых» регионах, показатели социально-коммуникативной
активности. А показатель агрессивности выше в четыре раза, чем у полтавских
детей». Среди важных факторов агрессии есть сформированный особым статусом
зоны проживания комплекс жертвы. «Но ведь ребенок развивается, пока верит
в собственные силы», — уже горячится Александр Васильевич. Пока чиновники
от власти разбираются, кто успел первым воспользоваться чернобыльскими
льготами, подрастает целое поколение, пораженное чернобыльской болезнью
разочарования, лишенное возможности реализации. У взрослых еще есть возможность
помочь, чтобы завтра не потерять его навсегда.

Оксана ПАНЧЕНКО, «День»  Среди шестилетних детей Подмосковья, которые никогда не имели никакого представления о чернобыльской аварии, провели эксперимент. Сотрудник НИИ общей и педагогической психологии РАН В. Абраменкова предложила им цветн
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ