Гастролеров в последнее десятилетие у нас принято ругать. Вырвавшаяся на волю из московских репертуарных театров актерская стихия воплотилась в бесчисленные антрепризы, которые мутным потоком хлынули и на нашу сцену. Как их только не ругали, как их только не унижали, презрительно называя «спектаклями для троих стульев и двоих актеров», а они продолжают цвести и дурно пахнуть халтурой.
Но самое страшное даже не в том, что она, халтура эта, в принципе существует (нужно же как-то реализоваться и дешевым амбициям). Антрепризные спектакли, как и всякое, не обремененное мыслью и глубокими переживаниями зрелище, еще больше развращают и без того не балующую своим вниманием высокое искусство публику. Перенасыщенность афиши зрелищами сомнительного толка (дешевые комедии и мелодрамы в театре плюс попса в музыке) лишила возможности окрепнуть и развиться замечательному проекту Сергея Проскурни «Гранды искусства», который обещал ежемесячные встречи с мастерами мирового искусства. Казалось, Киев обречен на дешевые развлечения.
Тем не мене, мало-помалу, к нам начали завозить и хорошие спектакли. Триумфом усилий настроенных на волну искусства продюсерских компаний стал «Вишневый сад» в постановке Някрошюса, который, пусть даже благодаря популярности у нашей публики, главным образом, Евгения Миронова, а не литовского режиссера, прошел на аншлагах. Продюсерское агентство «Интерлекс», столичным и одесским театралам этот праздник устроившее, и в дальнейшем обещает поставлять в Украину только качественный «товар». 24, 25 марта на сцене Театра им. И. Франко сыграет свой легендарный «Контрабас» Патрика Зюскинда. Райкин в этом спектакле, поставленном Еленой Невежиной, за который он получил «Золотую маску», демонстрирует чудеса актерского гения. Общаясь на сцене только с контрабасом, актер заставил содрогнуться сердца даже видавших виды критиков, которые писали, что о «спектакле, составленном как сложный пазл, следует сочинять не статьи, а песни». Актер играет драму человека, чье самолюбие смертельно ранено мыслью, что тебя должным образом не оценили. Кто из нас не переживал подобной душевной катастрофы?
…Впрочем, на этом остановимся, оставим зрителю возможность самому пройти по всем лабиринтам настроений, переживаний и мыслей, в которые приглашает нас Константин Райкин. Накануне гастролей «Контрабаса» я встретился с продюсером, пресс-аташе компании «Интерлекс» Дмитрием Чепурных, у которого попытался выведать, легко ли у нас быть почитателем и поставщиком высокохудожественных образцов искусства.
— Вы не боялись конкуренции, создавая еще одно продюсерское агентство?
— Мы не чувствуем конкуренции, потому что компаний, которые занимались бы отбором серьезных проектов, у нас нет. Существуют продюсерские агентства, которые занимаются исключительно зарабатыванием денег. Их цель — привезти дешевую антрепризу и сплавить ее публике, не заботясь о том, какое послевкусие останется от спектакля. Конечно же, все хотят заработать, потому что нужно как-то существовать. Однако наша основная задача в том, чтобы познакомить зрителя с серьезным театральным искусством, которое из-за антреприз дискредитировано в глазах взыскательного зрителя. Сейчас экономическая ситуация позволяет привозить хорошие спектакли, у нас есть зритель, способный их оценить и заплатить за них.
— Как я понимаю, наконец появились делающие ставку на искусство спонсоры?
— Конечно же, мы работаем благодаря спонсорской поддержке, поскольку без нее билеты стоили бы $1 000. Слава Богу, наши бизнесмены начали понимать, что надо возрождать и культуру. Взамен они получают имиджевую рекламу, никто не может просчитать, какую отдачу получит от нее фирма — ведь у людей отныне самые яркие, самые радостные впечатления будут ассоциироваться с ее стилем, с ее маркой. Благодаря тому, что мы уже представили несколько хороших, дорогостоящих проектов, к нам теперь обращаются солидные фирмы, интересуются, что мы собираемся привозить. Если раньше мы вынуждены были искать партнеров, то сегодня многие ищут контакта с нами.
— Что делать тем театралам, которые не в состоянии купить билет за пятьсот гривен?
— Высокие цены на билеты — не наша прихоть. Гастроли должны окупаться. Если бы нашелся спонсор, который покрыл все затраты на проект, то мы могли бы поставить цену от 10 до 50 гривен. Но это пока невозможно. В конце концов, у нас есть билеты и по сорок гривен, настоящий театрал может раз в полгода позволить себе потратить такую сумму на искусство.
— Кто определяет, что именно этот спектакль является шедевром и его стоит везти на гастроли?
— Мы каждый месяц ездим в Москву, отслеживаем все премьеры, не пропускаем театральные фестивали, общаемся с ведущими уважаемыми критиками, благодаря которым можно прояснить театральную ситуацию. Так что отбор спектаклей мы проводим очень тщательно.