Они были почти ровесниками и оба учились в городском авиационно-спортивном клубе. Потом стали курсантами Харьковского института летчиков. Получив лейтенантские погоны, возглавили экипажи АН-30 и АН-26. Константин Могилко и Дмитрий Майборода по отзывам командиров, сослуживцев выделялись высоким профессионализмом, добросовестным отношением к выполнению функциональных обязанностей и были чрезвычайно товарищескими людьми. А еще — строили планы на будущее. Но знойное лето 2014-го стало роковым для них: 6 июня и 14 июля АН-30 и АН-26 были сбиты боевиками «местного разлива». И ракетами российского производства и по приказу российских кураторов. Они могли спастись. Но офицеры решили спасать жизни боевых побратимов, мирных жителей. Ценой собственных жизней...
ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ КОНСТАНТИНА МОГИЛКО
Любовь к авиации Костику привил отец — летчик-пилот Ан-2, часто беря сына в авиационный ангар. По словам Виктора Петровича, парнишка очень любил любоваться Винницей из кабины самолета, где бывал еще в раннем детстве. Поэтому подрастая, начал посещать занятия в Винницком авиационно-спортивном клубе.
Рассказывает инструктор Винницкого авиационно-спортивного клуба Николай Захожий: «К нам Костик пришел, учась в 9-ом классе. Я сразу обратил на него внимание: парнишка скрупулезно интересовался авиатехникой, много расспрашивал о ее тактико-технических особенностях. К теоретическим занятиям относился очень ответственно, понимая, что ошибки небо не прощает. За те несколько лет, что учился у нас, овладел планером, на котором осуществлял самостоятельные полеты. На самолете поднимался в небо в присутствии инструктора, но чувствовал себя достаточно уверенно. После школы поступил в Харьковский институт летчиков военно-воздушных Сил Украины. Когда приезжал в отпуска, то всегда заходил к нам, интересовался нашим житьем-бытьем. А еще — благодарил за науку».
Получив диплом и лейтенантские погоны, молодой офицер получил еще и профессию гражданского пилота. Службу проходил в различных частях ВВС. В частности, помощником командира и командиром экипажа АН-24, командовал транспортной авиационной эскадрилью «Голубая тропинка». В рамках программы международного сотрудничества «Открытое небо» побывал во многих странах Европы, собирая фотоматериалы для мониторинга по соблюдению действующих договоров в сфере контроля над вооружениями. В совершенстве владел английским.
Российская агрессия коснулась Константина своим черным крылом уже весной 2014-го: экипаж самолета, которым он командовал, дважды становился мишенью террористов. Но роковой день наступил 6 июня 2014-го. В тот день экипаж самолета-фоторазведчика Ан-30 в составе 8 человек под командованием подполковника Могилко осуществлял наблюдательный полет над Славянском. В 17:04 на высоте 4050 метров в самолет попала ракета, выпущенная бандитами. Ее удар пришелся в правый двигатель, начался пожар, и самолет начал резко терять высоту, падая на жилищные кварталы города. Константин приказал экипажу оставить самолет, а сам, стиснув зубы, начал отводить пылающий Ан-30 подальше от города.
Самолет упал севернее Славянска. Погибло пять членов экипажа: командир Константин Могилко, оператор фотосъемки Сергей Каминский, радист Владимир Момот, бортмеханик Алексей Потапенко и борттехник Павел Дришлюк. Подполковник Сергей Николаев, лейтенанты Кирилл Крамарев и Василий Полажинец, выполняя приказ командира, покинули борт самолета и спаслись.
УКРАИНА ПОМНИТ ГЕРОЕВ
У Константина остались родители — Виктор Петрович и Любовь Петровна, жена Вита и двое детей — Вероника и Арсений. Украина помнит полковника (это звание ему присвоено посмертно) Константина Могилко. Президент Украины присвоил ему звание Героя Украины (посмертно). Его имя носит и один из самолетов Воздушных Сил ВС Украины. На территории мемориально-паркового комплекса, что в Борисполе (в этом городе дислоцируется часть, где служил Константин) открыт памятный знак в честь экипажа Ан-30, которым он командовал, в Виннице — родном городе Константина — одна из площадей названа именем отважного летчика.
В день захоронения Константина Могилко попрощаться с ним, кроме его побратимов, пришли и летчики из Турции, которые на то время находились в Украине как участники программы «Открытое небо». А вот как отозвался на гибель героя один из украинских журналистов-блогеров: «Пилот Костя высоко летал... Еще в марте, до крымского псевдореферендума, этот Ан-30 и его экипаж возил журналистов по военным аэродромам Херсона и Николаева. Пилот Костя готов был доставить нас и на Крымский полуостров. Тогда руководство Генштаба не дало разрешение экипажу на вылет в Крым. Вчера под Славянском этот самолет сбили. За штурвалом сидел Костя... Запомню его веселым и отчаянным... Константин Могилко — летайте высоко!..»
СМЕРТЬ ВСТРЕТИЛИ ВМЕСТЕ
Офицерскую карьеру Дмитрий Майборода начал в 456-й бригаде военно-транспортной авиации Украины. Должность — начальник службы безопасности полетов. В апреле 2014-го командовал экипажем АН-26. Свой первый полет в район АТО экипаж самолета выполнил в мае месяце. А в целом осуществил свыше 30 боевых вылетов, выполняя разные задания командования — от перевоза личного состава, вооружения и материально-технических средств до эвакуации раненных бойцов...
14 июля 2014 года. Командир экипажа получает приказ поднять в воздух свой АН-26. Уже во второй раз за день. Задача — десантировать парашютным способом воду и продукты украинским воинам, отрезанным от основных сил и окруженным врагом. Ан-26 поднимается в небо и берет курс в заданный район. Но на высоте свыше 6 тысяч метров и в каких-то пяти километрах от российской границы в него попадает ракета. Левый двигатель и электрооборудование сразу отказывают. Командир экипажа майор Майборода вместе со своим помощником и давним другом майором Дмитрием Шкарбуном пытаются удержать самолет от ухода в штопор. При этом Дмитрий приказывает всем членам экипажа покинуть самолет. Офицеры друг за другом покидают АН. Только один человек отказывается выполнять приказ командира — его помощник.
«Нет, друг, я этого не сделаю, — говорит он. — Если умирать, то тоже вместе...»
Через мгновение Ан-26 «врезается» в землю. Всего в нескольких километрах от украинско-российской границы. Позже специалисты придут к выводу: неуправляемый самолет мог упасть на территорию страны-агрессора. Зная непредсказуемость россиян, это могло бы спровоцировать резкое обострение ситуации на фронте. Вплоть до открытого вторжения войск.
Рассказывает Павел Хараберюш — инструктор Винницкого авиационно-спортивного клуба, инструктор Дмитрия: «На моем жизненном и профессиональном пути попадались разные люди. Дмитрий принадлежал к тем, кого запоминаешь даже после нескольких минут общения: парень был образцом человеческой порядочности, достоинства и добросовестного отношения к делу, которым начал заниматься. В откровенных разговорах он не раз сознавался, что небо — это его жизнь. Все задания выполнял очень тщательным образом, даже педантично. Никогда не стеснялся обратиться за дополнительными разъяснениями. И сегодня, когда со дня его гибели минуло 6 лет, мне иногда кажется, что скрипнут двери кабинета и на пороге появится улыбающийся Дмитрий: сердце отказывается верить в то, что этого никогда уже не случится...»
Посмертно Дмитрию Майбороде присвоено звание Героя Украины, звание «подполковник», его имя также носит самолет — АН-26. Благодарные земляки открыли мемориальную доску в честь Героя, а 456-я бригада транспортной авиации, где он проходил службу, получила почетное наименование «имени Дмитрия Майбороды».
«ВЕРНИТЕ МНЕ СЫНА...»
Тела обоих погибших летчиков три месяца пролежали в земле. Узнав о смерти сына, Татьяна Майборода начала обращаться к чиновникам, общественным организациям с просьбой помочь найти и забрать тело сына. Но ее не слышали. И тогда убитая горем женщина поехала на Луганщину. Местные жители, которые знали, где лежат останки летчиков, помогли женщине найти их.
Прощание с героями-летчиками состоялось в Виннице. Их похоронили на Аллее Славы Центрального кладбища. Прощались на аэродроме, где выстроился личный состав Гавришевской транспортной бригады. Торжественно вынесли Флаг части и Государственный стяг. Представитель командования Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, командир бригады рассказали о героическом поступке двух прекрасных людей, верных друзей, отважных офицеров и первоклассных летчиков, которые пожертвовали своей жизнью ради товарищей. Церемония прощания продолжилась в Доме офицеров. Отдать дань уважения героям пришли сотни горожан. Когда траурная процессия оттуда вышла, в небе кружил самолет Ан-26 — так командир авиационной бригады, в которой служили герои, попрощался с ними от имени всех боевых побратимов.
Люди, которые отдали свои жизни ради жизни других, не умирают. Они живут столько, сколько их помнят. Летчиков из АН-30 и АН-26 будут помнить много людей. И долго.