Украина все еще очень плохо борется с жадностью в госструктурах. В соответствии с результатами исследования индекса восприятия коррупции, проведенного Transparency International, Украина в этом году заняла 144 место, набрав 26 баллов из ста возможных. Как объяснил эксперт, непосредственно проводивший рейтингирование Украины, председатель объединения «ТОРО» Алексей Хмара, результат, если сравнивать его с прошлогодним, не то что не улучшился... а даже упал на 1 пункт со 100.
Интересно, что 26 баллов от Transparency International также получили Сирия, Папуа — Нова Гвинея и Конго. Немного лучше ситуация (то есть 27 баллов) в Кении, Пакистане и Нигерии. В России — 28 баллов. Наилучшая ситуация — 90 баллов в Дании, Финляндии и в Новой Зеландии. Наихудшая — в Сомали, там получили лишь 8 баллов.
В соответствии с методологией, чем ниже балл, тем ближе страна находится к коррупционной бездне. А любой результат меньше 30 баллов, с точки зрения Transparency International, считается «позором для нации», — отмечается в пресс-релизе организации.
Самыми главными факторами роста коррупции, по мнению экспертов Transparency International, стала бездеятельность Национального антикоррупционного комитета при президенте, который уже более года не проводит заседаний. «Государственная программа противодействия коррупции стоит не дороже бумаги, на которой она напечатана. Заявленные средства на реализацию государственной антикоррупционной программы в 2011—2012 гг. так и не были выделены», — назвали в организации еще одну причину. «Изменения в законодательстве о госзакупках вывели в тень десятки миллиардов государственных средств. Граждан фактически лишили права на информацию о закупках, осуществленных за народные средства», — отметили в организации.
«День» обратился в Совет национальной безопасности и обороны Украины, чтобы там прокомментировали результаты исследования. Ведь фактически определение «позор нации» — это оценка деятельности именно СНБО. Напомним, в начале марта этого года Секретарь СНБО Украины Андрей Клюев на брифинге заявил, что с «сегодняшнего дня Совет национальной безопасности и обороны Украины становится центром по борьбе с коррупцией». Таким было решение Президента (Указом Президента Украины (№ 201/2012) Национальный антикоррупционный комитет передается Совету национальной безопасности и обороны Украины. — Авт.). Исполнительным секретарем Комитета назначен Секретарь СНБО Украины, а его организационно-техническое обеспечение возложено на Аппарат Совета.
Собеседник «Дня», пожелавший, чтобы его фамилия осталась неизвестной, посоветовал журналистам «не очень доверять всяческим рейтингам». Мол, подавляющее их большинство «создавалось для продвижения определенных политических и экономических интересов». «Значительная часть рейтингов базируется на «экспертных оценках». Любые экспертные оценки относительны. Приведу яркий пример. Оценки представителей иностранного бизнеса относительно делового климата в Украине всегда очень зависят от ситуации на мировых рынках, ведь сразу негативы, исходящие от собственных управляющих компаний, отражаются на психологическом состоянии опрошенных», — убеждает собеседник. Со слов источника, даже ведущие мировые рейтинговые агентства, на основании данных которых ежедневно на фондовом рынке зарабатывают сотни миллионов (по некоторым оценкам, на основании их данных ежегодно номинируется ценных бумаг на 1 квадрильон 200 триллионов долларов), в последнее время часто обвиняют в махинациях. «Вообще-то их обвиняют в участии в создании мирового финансового кризиса, когда они сознательно запаковывали «мусорные» ценные бумаги в «субстандартные» и присваивали им лучшие рейтинги. Вся система на этом неплохо наживалась. Но большинство простых людей в мире — пострадали», — замечает собеседник «Дню». В качестве примера, который дает основания для сомнений в незаангажированности экспертов, оценивавших работу Украины в борьбе с коррупцией, он приводит исследования Freedom House и сообщения об ухудшении состояния свободы слова в Украине.
«Я в свое время проводил соответствующие исследования, совершенствовал методологию подобного исследования Freedom House. Так вот, современные журналисты даже представить не могут, насколько свободнее сегодня информационное пространство Украины, чем это было, допустимо, 10 лет назад. Ситуация кардинально отличается. Но они повторяют чьи-то слова, не понимая сути, не имея критериев для сравнения. Я уже не говорю о том, что Freedom House создавался ЦРУ и лоббистами корупнейших банков для продвижения интересов США и их капитала. Transparency International — из той же серии. Поэтому я бы сперва изучил этот рейтинг более внимательно, — замечает источник, и апеллирует: — Вы действительно верите, что в Украине уровень коррупции выше, чем в Сирии, где идет гражданская война? Чем в Кот-д’Ивуаре, где повстанцы постоянно грозятся сместить правительство? Или в Колумбии, где, невзирая на поддержку США, власти не контролируют полстраны — там попросту выращивается большая часть мирового рынка наркотиков? Transparency International — это пропагандистская организация, отстаивающая интересы клуба крупнейших транснациональных компаний, которые так или иначе связаны с государственной политикой США», — резюмируетон.
Лидеры же общественного сектора, воюющие с коррупцией своими силами, напротив, не видят оснований сомневаться в легитимности рейтинга Transparency International. «Это — ключевой рейтинг корупционности в мире. На его основе строят свои оценки экономической ситуации, бизнес-климата, инвестиционной привлекательности страны все мировые игроки. Более того, фактически все международные рейтинги на экономическую тематику учитывают показатель Transparency International. Если разложить любой показатель рейтингирования экономики страны на показатели, там будет фактор коррупции. Так вот, эта цифра берется именно из данных Transparency International», — рассказывает «Дню» председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий ШАБУНИН. По его словам, этот рейтинг на Западе признан самым прозрачным, самым качественным и наилучшим для восприятия. Поэтому подозревать исследователей Transparency International в заангажированности и преднамеренной дискредитации бизнес-климата Украины — это все равно что пенять на зеркало.
Что же касается причин, почему Украина никак не улучшит свою позицию в рейтинге Transparency International в отношении восприятия коррупции, Шабунин подтверждает версию об изменениях в тендерном законодательстве. «Изменения, которые были приняты в июле этого года, фактически выводят 250 миллиардов гривен из-под общественного контроля», — дополняет он. В действенности же Национального антикоррупционного комитета в борьбе с коррупцией Шабунин сомневается. Ведь этот орган не имеет права вести следствие. «Обвинять в бездеятельности нужно не столько этот коллегиальный орган, сколько Генеральную прокуратуру, Службу Безопасности и МВД», — убежден он.
«Борьба с коррупцией всегда начиналась и является эффективной лишь при наличии политической воли высшего руководства. А какую волю демонстрирует глава государства, видно хотя бы из того... за какую цену ремонтируют его резиденцию. Бороться с коррупцией, живя в Межгорье, невозможно», — эмоционально подводит итоги эксперт.
Невзирая на весь парадокс, что ключевым вопросом, который сегодня появился в судьбу экономики ресурсно богатой Украины, является борьба за кредитора, беда в том, что в большой степени дальнейшее сотрудничество Украины с ключевыми финансовыми институтами мира зависит именно от того, как они рейтингируют нашу экономику в мировой. И показатель коррупции является довольно весомым фактором. И справедливо замечает Шабунин, что «никакой Каськив (председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами), какие бы миллионы и миллиарды из бюджета он ни брал на свои Roud-show, ничего не изменят». «Можно хоть завтра закрывать государственное инвестиционное агентство, — убежден эксперт. — Ведь все ее усилия разбиваются об этот рейтинг. Любой приличный и порядочный инвестор, который захочет прийти в Украину, первое, что сделает, — это откроет отчет Transparency».